Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
На всем протяжении истории человечества производство продуктов питания, как правило, не успевало за общим ростом народонаселения. Лишь во второй половине ХХ столетия мировое производство зерновых, главный индикатор производственного положения, стало опережать по темпам рост народонаселения. За сорок лет (с 1950 по 1990 гг.) население удвоилось, тогда как мировой сбор зерновых увеличился в три раза. Широкое применение в земледелии высокопроизводительной техники, элитных семян, новых технологий обработки земли, крупных ирригационных систем, минеральных удобрений и средств борьбы с вредителями произвели подлинную «зеленую революцию» в сельском хозяйстве многих стран. Благодаря крупномасштабному строительству траулеров резко увеличилась добыча морепродуктов. Острота мировой продовольственной проблемы заметно смягчилась.
Однако в конце 80 – начале 90-х гг. рост мирового производства продуктов питания начал замедляться, тогда как спрос на них продолжал быстро расти. Последнее связано не только с увеличением общего числа жителей на планете, но и с таким новым фактором, как повышение благосостояния большой массы людей вследствие широкой индустриализации развивающихся стран, в первую очередь в Азии. Когда страны Западной Европы после Второй мировой войны приступили к радикальной модернизации своей экономики, их население составляло 280 млн человек. США прошли период быстрого экономического роста, имея в то время население в 160 млн человек. Сегодня страны Азии во главе с Китаем переживают подлинный промышленный бум, располагая населением в 3,5 млрд человек, что составляет более половины всех жителей Земли.
По оценкам экспертов, мировой спрос на продовольствие возрастет к 2020 г. на 64 %, в том числе в развивающихся странах – почти на 100 % [9]. Сегодня развитие сельского хозяйства уже не поспевает за изменениями в объеме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не приостановить, то в ближайшие два–три десятилетия потребность в импорте недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз. Только КНР будет вынуждена ввозить около 200 млн т зерна ежегодно, что равно всему объему мирового зернового экспорта в 1996 г.
Нехватка продуктов питания грозит обернуться значительным ростом на них мировых цен. В принципе это могло бы послужить стимулом для новых инвестиций фермерских хозяйств. Однако здесь есть серьезные ограничители. Первый – деградация сельскохозяйственных земель. Ныне полностью непригодны либо требуют значительных капиталовложений для восстановления более 15 % всех обрабатываемых в мире земель. Второй – снижающиеся запасы водных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве. Широкое строительство ирригационных систем, способствовавших быстрому росту сельскохозяйственного производства, обернулось резким дефицитом воды из-за пересыхания рек и снижения уровня внутренних морей (пример – трагедия с Аральским морем).
Третий – перенасыщенность земель минеральными удобрениями, когда их дополнительное внесение уже не сопровождается ростом урожайности. Иными словами, все те, казалось бы, неоспоримые преимущества, которые принесла с собой «зеленая революция» прошлых десятилетий, уже не дают прежнего эффекта и, более того, вызывают негативные последствия в самих условиях развития сельского хозяйства. Равным образом, создание крупного траулерного флота в мире привело к такому росту добычи морепродуктов, которое угрожает истощением мировых рыбных ресурсов.
Следствием подобного развития явилось ухудшение к концу столетия мирового продовольственного положения. Мировой сбор зерна (1984 по 1996 гг.) и улов рыбы (с 1988 по 1996 гг.) в расчете на душу населения сократились более чем на 9 %. Мировые запасы зерна упали в 90-е годы до самой низкой отметки – 50 дней потребления при минимально допустимом уровне безопасности в 70 дней. Мировые цены на пшеницу и кормовое зерно за один 1996 г. возросли вдвое. Между тем от недоедания страдают более 750 млн человек.
Сохраняются глубокие диспропорции между уровнем производства и потребления продуктов питания в развитых и развивающихся странах. Что же касается самого бедного континента – Африки, то начиная с 70-х гг. производство продовольствия на душу населения здесь ежегодно сокращается примерно на 1 %, и голод остается серьезной проблемой. В то же время бюджет Международного продовольственного фонда помощи нуждающимся странам, за счет которого удается несколько сдерживать продовольственные кризисы, сократился за 1986 – 1996 гг. в 2 раза. Так выглядят главные индикаторы мировой продовольственной ситуации, свидетельствующие о появлении в конце ХХ столетия серьезных угроз ее стабильности [3].
Проблема энергообеспечения
Энергокризис 1972 – 1981 гг. расценивался некоторыми аналитиками тех лет как свидетельство истощения невозобновляемых ресурсов и вступления человечества в эпоху «длительного энергетического голода». Но именно кризис дал толчок развитию энергосберегающих технологий, а главное – крупномасштабной геологоразведке, открытию новых нефтегазовых и угольных источников в различных регионах мира. В итоге обеспеченность мировыми запасами ископаемого топлива не ухудшилась, а наоборот, возросла: только с 1990 по 1995 гг. она увеличилась по углю с 400 до 440 лет, природному газу – с 60 до 67 лет, нефти – менее чем с 40 до 42 лет. И это при том, что мировое потребление добываемых первичных энергоресурсов возросло за последнюю четверть века более чем в 1,5 раза, достигнув в 1996 г. огромной величины в 11,3 млрд т условного топлива. По оценкам экспертов, к 2015 г. общее потребление этих ресурсов возрастет до 17,1 млрд т условного топлива, а при опережающем росте их мирового производства – еще в 1,5 раза.
Таким образом, глобальной энергетической опасности в ее прежнем понимании как абсолютной нехватки энергоресурсов вопреки сложившемуся обывательскому мнению в мире практически не существует. Но сама по себе проблема надежного обеспечения человечества энергией остается. Суть ее состоит, во-первых, в общем ухудшении природно-географических условий добычи минерального топлива и, как следствие, значительном росте расходов на геологоразведку, добычу и транспортировку энергоносителей на большие расстояния. Районы добычи нефти и газа все более отдаляются от основных центров их потребления. Причем в качестве крупных потребителей энергоресурсов выступают не только страны Северной Америки, Европы и Япония, но и большое число развивающихся государств, включая Индию и КНР.
Основные же центры нефте- и газодобычи размещены на Ближнем и Среднем Востоке и России. При этом в самой России, а также в США, Канаде, Норвегии и Великобритании нефте- и газодобыча все более перемещаются в малонаселенные и труднодоступные районы. Что касается шельфов Каспийского моря, то их освоение связано с многомиллиардными затратами, особенно на транспортировку добытого углеводородного сырья.
Во-вторых, удовлетворение быстро растущих энергопотребностей пока в значительной мере осуществляется экстенсивным путем – вовлечением в оборот все новых и новых объемов энергоресурсов, их расточительного, не всегда оправданного расходования. Переход на энергосберегающую технику и технологию ограничивается пока передовыми странами. В подавляющем большинстве развивающихся государств, в том числе и быстро индустриализирующихся, этот процесс, требующий крупных инвестиций, сильно задержался.
В-третьих, с расширением масштабов энергопотребления резко возросло загрязнение природной среды. В результате сжигания огромных масс угля и особенно нефти выброс углекислого газа достиг размеров, способных воздействовать не только на состояние воздуха, почвы, водных, лесных, биологических ресурсов, но и климата. С освоением же новых районов нефтедобычи на морских шельфах, увеличением морских перевозок нефти, ростом протяженности континентальных нефтепроводов возросло число аварийных ситуаций, сопровождающихся загрязнением земной и морской поверхности.
В-четвертых, рост в мире числа стран – поставщиков энергоресурсов, ослабление позиций ОПЕК, превращение нефти с начала 80-х гг. ХХ века в биржевой товар усилили неустойчивость мирового нефтяного рынка. Политические потрясения, подобные иракскому кризису, крушению фондового рынка Юго-Восточной Азии, внесли корректировки в основные сценарии мирового экономического развития, рассчитанные на повышательную тенденцию движения мировых цен на нефть. Начиная с 1997 г. нефтяные цены впервые за последнее десятилетие ХХ века сильно пошли вниз, нанося ущерб прежде всего нефтедобывающим странам – аутсайдерам ОПЕК и России. Подобная ситуация свидетельствует о назревшей необходимости выработать новые надежные механизмы регулирования мирового энергетического рынка.
В-пятых, существующий уровень производительных сил и технического прогресса не позволяет гарантировать безопасность замены традиционных источников энергии альтернативными, прежде всего атомной. Несмотря на очевидные преимущества последней (относительно более дешевый возобновляемый источник энергии) ее более широкое применение наталкивается на острое сопротивление мировой общественности. Крупная техногенная катастрофа в Три-Майл-Айленде (США) и еще более трагическая на Чернобыльской АЭС привели к резкому сокращению строительства и ввода в эксплуатацию новых мощностей атомных электростанций. Очевидно, понадобится время, прежде чем человечество сможет перейти к использованию надежных, полностью безопасных для жизни людей и окружающей природы источников энергии, к ее разумному расходованию, устойчивому, экономически эффективному энергообеспечению [3].
Мы не случайно уделили столь пристальное внимание описанию глобальных проблем современности, так как они сильно повлияли на развитие эколого-экономической науки. Исследования, посвященные анализу двуединого развития экономики и экологии, начались именно в рамках глобалистики. Если прежние прогнозы, учитывавшие лишь традиционные тенденции (рост производства, рост потребления и рост населения), имели оптимистический характер, то учет экологических параметров сразу перевел глобальный прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии развития общества в связи с угрозой исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды. Этому посвящены работы, выполненные по заказу Римского клуба под руководством Д. Медоуза, М. Месаровича, Э. Пестеля и других.
На Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде в 1972 году Генеральный секретарь М. Стронг впервые сформулировал понятие «экоразвитие» как экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением состояния среды обитания и деградацией природных систем [5, с. 14]. В последующем принципы экоразвития были изучены Т.А. Акимовой, Н.Ф. Реймерсом, А.Д. Урсулом и др. Отметим некоторые из них:
– локальные и региональные задачи экоразвития должны быть подчинены национальным и глобальным идеям предотвращения экологического кризиса и оптимизации среды обитания человека;
– региональное экоразвитие включает функцию раннего предупреждения неблагоприятных экологических тенденций или предусматривает гарантии их минимизации;
– цели экоразвития должны быть первичны по отношению к целям экономического развития;
– размещение и развитие материального производства на определенной территории должно осуществляться в соответствии с ее экологической выносливостью по отношению к техногенным воздействиям [6; 9].
На основании изложенного можно сделать вывод, что стратегия экоразвития тесно увязывалась с устойчивым функционированием эколого-экономических систем и разрешением возникающих противоречий. В свою очередь, эколого-экономические противоречия входят в систему противоречий, в которой они занимают определенное место. Так, А.Д. Урсулом определены следующие типы противоречий, существующих между обществом и природой: социально-экологическое, социально-экономическое и эколого-экономическое [7, с. 76].
Социально-экологическое противоречие – это «коллизия между растущим воздействием технических средств, преобразовательными действиями людей и адаптивными реакциями окружающей среды, прежде всего приспособительными реакциями биосферы», другими словами, нарушение равновесия [7, с. 77].
Социально-экономическое противоречие касается главным образом самого общества. Это противоречие между «желаемой целью повышения эффективности и реально существующими (практикуемыми) методами интенсификации» [7, с. 78–79].
«Эколого-экономическое противоречие возникает в ходе проведения экологических мероприятий, проводимых для предотвращения ущерба, которые снижают экономическую эффективность данного конкретного производства» [7, с. 83].
Первые два являются проявлением единого противоречия между обществом и природой, характерного для начального этапа интенсивного их взаимодействия на планете. Считается, что данные противоречия проявляются преимущественно при интенсивном типе человеческой деятельности, точнее при переходе с экстенсивного на интенсивный тип. При экстенсивном типе природа сама восстанавливала равновесие посредством процесса саморегуляции. Последнее противоречие рассматривается как следствие первых двух. «Современная экономика не устраивает биосферу, а совместимая с биосферой – нынешнюю цивилизацию. Возможно, будущая наука и разрешит это противоречие, которое следует считать основным эколого-экономическим противоречием перехода к устойчивому развитию и становления сферы разума» [8, с. 80].
В разработанной А.Д. Урсулом концепции устойчивого развития, которую можно считать одним из исходных положений теории эколого-экономического образования, представлены следующие принципы устойчивого образования: непрерывности, безопасности, экологизации, опережающего образования [6].
Развивая идеи А.Д. Урсула, Х.Н. Гизатуллин и В.А. Троицкий представили концепцию устойчивого развития как новую социально-экономическую парадигму, которую, по их мнению, необходимо принять в системе образования. Авторы приводят три варианта эколого-экономического развития, обращая внимание на недостатки крайних вариантов: экотопия – возврат к природе, простые технологии, отказ от научно-технического прогресса, «нулевой» рост производства с целью сохранить биосферу, предотвратить экологическую катастрофу (недостатки: экотопия неизбежно приведет к существенному снижению жизненных стандартов общества, поэтому этот вариант маловероятен); устойчивое развитие – такой уровень развития, который позволяет удовлетворять основные потребности населения сегодня, не ставя под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять собственные потребности; непрерывный рост – достижение большинством человечества уровня развития ведущих стран Запада, что позволит направлять значительные средства на решение экологических проблем (недостатки: невозможно распространить современные западные стандарты качества жизни на все человечество, так как это приведет к росту потребления ресурсов, недопустимому с точки зрения сохранения природной среды обитания) [2].
На наш взгляд, постановка вопроса в таком виде неприемлема для образования в организуемой в настоящее время профильной школе – одном из направлений модернизации российского образования. С одной стороны, призывая учащихся к умеренности в потреблении (устойчивое развитие), мы отвергаем, с другой стороны, возможность решения эколого-экономических проблем путем разработки и внедрения прогрессивных технологий («недостатки» непрерывного роста), что абсолютно не согласуется с целями специализированной подготовки школьников. Антигуманное заявление о невозможности и бесполезности попыток повсеместного распространения высоких стандартов качества на все человечество может потерять смысл именно при условии развития и привлечения высоких технологий в сферу эколого-экономической деятельности, внести свой вклад в разработку которых должно подрастающее поколение.
Вообще, мы придерживаемся мнения ученых, считающих, что термин «sustainable development», получивший широкое распространение после прозвучавшего доклада Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» в 1987 г., в переводе на русский язык как «устойчивое развитие» нельзя назвать удачным (стоит вспомнить слова Б. Шоу: «Постоянна только изменчивость, а устойчива только смерть») [1, с. 12]. К тому же существует смежная по группе рассматриваемых проблем школа исследований «steady state» – устойчивой стадии развития государства, где «steady» действительно переводится как «устойчивый». Правильнее было бы перевести «sustainable development» как «неистощающее развитие» или «развитие, сохраняющее целостность». Поэтому, говоря в дальнейшем об устойчивом развитии как теоретической основе эколого-экономического образования в профильной школе, мы будем иметь в виду не сохранение устойчивости эколого-экономической системы, а сохранение ее целостности.
Таким образом, прямой перенос принципов концепции устойчивого развития на область эколого-экономического образования в профильной школе невозможен ввиду значительных расхождений в целях специализированной подготовки школьников и образования в рамках данной концепции. Именно поэтому, мы полагаем, нужна целостная концепция эколого-экономического образования в профильной школе, учитывающая особенности построения образовательного процесса и управления на данном этапе образования.
Библиографический список
Блам, И.Ю. Устойчивое эколого-экономическое развитие: вопросы управления и моделирования: дис. … канд. экон. наук / И.Ю. Блам. – Новосибирск, 1999. – 164 с.
Гизатуллин, Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма / Х.Н. Гизатуллина, В.А. Троицкий // Общественные науки и современность. – 1998. – № 5.
Максимова, М.М. В XXI век – со старыми и новыми глобальными проблемами / М.М. Максимова // Мировая экономика и междунар. отношения. – 1998. – № 10. – С. 5–22.
Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решения: учеб. пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. – 592 с.
Основные критерии экоразвития. – М., 1994.
Реймерс, Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Рейменс. – М.: Россия молодая, 1994. – 367 с.
Урсул, А.Д. Интенсивный путь взаимодействия общества и природы: противоречия, проблемы, перспективы / А.Д. Урсул // Взаимодействие общества и природы. – М., 1986.
Урсул, А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия / А.Д. Урсул. – М., 1998.
Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития / А.Д. Урсул; отв. ред. Д.М. Гицу. – М.: Наука, 1990. – 269 с.
State of the World 1997 // A Worldwatch Institute Reports on Progress Toward a Sustainable Sosiety. – New York – London. – 1997. – P. 79.
Вестник института развития образования и воспитания
подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2004. – № 2.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69