Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
Ныне действующие учебные планы и программы общеобразовательных школ представляют самую широкую возможность для экономического образования в учебном процессе на основе дифференцированного подхода с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся младшего, среднего и старшего возраста.
Главной задачей экономического воспитания учащихся начальных классов в учебном процессе является привитие определенных навыков, которые позже трансформируются в конкретные экономические качества.
Проблема формирования экономических качеств на уроках в начальных классах включает в себя необходимость знакомства детей с понятиями о бережливости, трудолюбии, деловитости, гигиене умственного труда.
Определенную возможность для решения этой проблемы предоставляет программный материал на уроках чтения, природоведения, труда. Так, воспитание бережливости начинается с первых бесед о трудовой деятельности советских людей и необходимости беречь результаты их труда.
На уроках природоведения особое значение имеет выделение связей, существующих между природными факторами и трудом людей. При раскрытии этих взаимосвязей показывается созидательная роль человека в природе. Дети уже с первых лет обучения в школе включаются в посильную общественно полезную деятельность по охране природы, приобретают навыки бережного отношения к ее богатствам. Процесс обучения детей поиску рациональных решений в трудовой деятельности характеризуется определенной плановостью и последовательностью. Вначале объясняется значение плана, приводятся яркие факты, показывающие, насколько разумно спланированный труд эффективней плохо продуманного. Затем перед изготовлением различных поделок на уроке учитель знакомит детей с предварительно составленным им планом этой работы. Учитывая конкретность мышления младших учащихся, это ознакомление осуществляется в наглядной, доходчивой форме.
В процессе работы и особенно после ее окончания учитель неоднократно возвращается к плану, показывая детям, насколько они соответствовали первоначальному замыслу. В дальнейшем дети привлекаются к коллективному обсуждению выдвигаемых ими самими вариантов организации предстоящего дела.
Помимо уроков труда для развития рационального мышления используются также занятия по математике, русскому языку и другим учебным предметам. Можно выделить два основных пути такого использования. Во-первых, учителя стремятся привить детям элементарные навыки рациональной организации умственного труда в процессе учебных занятий; во-вторых, знакомство с элементами конкретных экономических знаний. Урок математики в 3 классе. Тема: «Умножение на двузначное число». Помимо дидактических задач усвоения учащимися приемов умножения двузначного числа на двузначное число учитель вводит на уроке в процессе закрепления элементы экономического образования.
В понятие «хозяйственные расходы» входит ремонт школы. Бережное отношение к школьному имуществу, соблюдение чистоты представляет возможность обойтись в будущем году без текущего ремонта.
Учитель предлагает третьеклассникам, применив умножение на двузначное число, подсчитать, сколько рублей можно сэкономить, не проводя ремонта только одной классной комнаты. На доске вычерчивается таблица:
Таблица 2
-
Цена м2
Кол-во м2
Стоимость
Покраска 67 коп.
48
?
Побелка 08 коп.
98
?
Учащиеся производят вычисления. Затем класс делает выводы о том, что на ремонте только одной классной комнаты экономится 40 руб. Домашнее задание: подсчитать экономию за счет бережного отношения к имуществу по всей школе, если в ней всего 18 классных комнат.
Значительную роль в экономическом воспитании учащихся начальных классов играет формирование такого качества личности, как деловитость. Первоначальные основы деловитости важно закладывать у детей уже в первые их учебные годы. К сожалению, в существующей школьной практике эта задача не всегда решается успешно, что отрицательно сказывается на всей последующей экономической подготовке учащихся. Здесь необходимо прежде всего не какое-то специальное придумывание мероприятий по воспитанию деловитости, а деловитость как принцип, как стиль организации всей учебной, трудовой и общественной деятельности младших школьников.
Реализация этого принципа проводится по нескольким тесно взаимосвязанным направлениям. Одно из них ставит центральной задачей приучить детей беречь свое и чужое время. С первых же дней занятий к учащимся в этой связи предъявляется комплекс определенных требований: не опаздывать на уроки, заблаговременно готовить все необходимое к уроку, не держать на парте ничего лишнего, точно к назначенному часу являться на массовые мероприятия, при исполнении различного рода дел быть внимательным, строго соблюдать дисциплину и др.
Итак, привитием определенных экономических навыков начальная школа готовит учащихся к сознательному восприятию экономических знаний в последующие годы обучения, к формированию научных убеждений.
Постепенное повышение научного уровня, сообщения экономических знаний учащимся среднего и старшего школьного возраста невозможно без целенаправленной работы по формированию общих экономических понятий. Формирование общих экономических понятий подготавливает учащихся к дальнейшему экономическому самообразованию, что и является, в конечном счете, основной целью организации экономического образования в средней школе. Раскрывая организационную сторону процесса экономического образования, мы выделяем формирование общих понятий как важнейшую форму сообщения экономических знаний, подчеркивая необходимость разнообразия различных средств и методов в осуществлении этой работы.
Например, формированию понятия «специализация и кооперирование» предшествует экскурсия на Челябинский абразивный завод, целью которой является изучение технологического процесса и составление его схемы приблизительно в следующем виде (рис. 1):
Рис.1. Схема технологического процесса Челябинского абразивного завода
Из этой схемы видно, что абразивный завод имеет узкую специализацию.
После того, как учащиеся уяснили, что такое специализация, они сами приходят к выводу, что завод не может работать без связи с другими предприятиями. Свою продукцию он посылает в 911 городов Советского Союза и в 33 страны мира, а также имеет десятки заводов-поставщиков.
После экскурсии учащиеся составляют схему производственных связей абразивного завода.
С помощью учителя анализируется схема и делается вывод о том, что существуют различные виды производственных связей: по сырью, топливу, электроэнергии, готовой продукции. И на основании этих выводов дается определение понятия «кооперирование».
Наиболее благодатную почву для формирования экономических понятий представляет курс обществоведения, как бы завершающий процесс овладения учащимися средней школы экономическими знаниями. Многие темы этого курса требуют акцентированного внимания на чисто экономических вопросах.
Школьная программа курса обществоведения устанавливает определенную систему в формировании экономических понятий. Учителю важно организовать учебную работу десятиклассников так, чтобы, во-первых, закрепить имеющиеся экономические знания у учащихся; во-вторых, активизируя познавательную деятельность учащихся на уроке, привлекать их к творческой работе, формировать элементарные исследовательские навыки; в-третьих, строить изучение основ политэкономии на местном материале.
Так, при изучении темы «Труд и распределение при социализме» вначале дается определение общественных фондов и указывается на их основные источники образования.
Затем каждый ученик получает задание произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, а сам он за всю свою жизнь. Чтобы выполнить это задание, учащимся необходимо ответить на вопросы: состав семьи (в том числе: работающие, пенсионеры, учащиеся и т.д.); общая зарплата семьи; сколько приходится из общественных фондов потребления в год на семью?
Получив от учителя справочный материал, старшеклассники приступают к исследованиям. В конце урока учащимся была составлена сводная таблица.
В экспериментальной работе мы выяснили основные формы работы учителя на уроке по формированию экономических знаний у школьников.
В начальных классах знакомство на конкретных примерах со стоимостью школьного оборудования, необходимостью бережного отношения к вещам; управление и формирование привычек аккуратности, деловитости и т. п.
В IV–VII классах – это широкое использование наглядности, привлечение учащихся к экономическим расчетам, постановке познавательных задач, практические работы (составление различных схем, диаграмм, экономических карт и пр.).
В VIII–X классах эти формы совершенствуются, усложняясь, активизируя познавательную деятельность учащихся, привлекая их к творческой работе, формируя элементарные исследовательские навыки.
Успех экономического воспитания учащихся заключается не только в правильной организации работы над экономическими понятиями, но и в формировании экономических знаний в процессе трудового обучения на основе развития определенных умений и навыков, служащих стимулом к трудовой деятельности.
Остановимся на организационных формах развития экономических знаний, интереса к ним в процессе трудового обучения и воспитания. Одной из важнейших таких форм является рационализация планирования процесса трудового обучения, требующая создания конкретной формы учебно-производственного плана и установления четких принципов такой формы.
Предлагаемая форма учебно-производственного плана позволяет осуществить наиболее объективное нормирование не только в объеме целого изделия, но и отдельных операций, входящих в технологию его изготовления, что приучает учащихся к правильному планированию своего времени, формирует расчетливость и деловитость.
Учебно-производственный план, как правило, составляется на год. В качестве объектов работ в данном плане указываются изделия, необходимые для нужд школы, детских домов, детских садов и т.д. В марте или апреле необходимо узнать, какие могут быть получены заказы для школьных учебных мастерских на будущий учебный год. На основе технологической документации выясняется, насколько предлагаемый перечень изделий соответствует программе трудового обучения, и определяются возможные сроки выполнения заказов.
В этот же период устанавливаются внутришкольные потребности мастерских, на которые также подаются заявки, включающие краткое описание изделия, его эскиз, количество, материалы и фамилию заказчиков. Заказы, которые не удовлетворяют требованиям программы, либо возвращаются заказчику, либо выполняются во время внеклассных занятий. На каждое изделие разрабатываются чертежи и технологические карты с различной степенью детализации (полные – в начальный период обучения, с частичными данными – в последующие годы), затем устанавливаются на основе опыта (если отсутствуют расчетно-технические нормы) нормы времени на каждую операцию и на изделие в целом.
Далее составляется перечень тренировочных упражнений по наиболее трудным для усвоения операциям, отмечается время на тренировку, а также количество изделий – в соответствии со временем, выделенным на занятия в мастерских. При этом учитывается время на вводный, текущий и заключительный инструктажи по каждой операции (изделию) и на производительный труд учащихся. Заключительный момент работы – составление списка материалов, которые необходимо приобрести к новому учебному году.
Работа по учебно-производственному плану школьных мастерских наиболее эффективна в том случае, когда преподаватель вводит элементы экономического воспитания и образования в каждый урок. Это связано, прежде всего, с четкой отработкой методики такого урока.
Начинается такая работа с формирования у ребят понятия о производительности труда и условиях для ее повышения, о режиме экономии и необходимости навыка расчетливости для его внедрения и т.д. Учитель на конкретных примерах говорит о необходимости бережно относиться к результатам труда.
Раскрывая сущность режима экономии на предприятиях, учитель на конкретном примере показывает его необходимость. Например, на уроке изготавливается крючок для вешалки под костюм. Заготовка делается с определенным припуском, который потом отрубается. Отрубленные куски проволоки собираются отдельно и передаются группе учащихся, которые здесь же употребляют их в качестве заклепок или шпингалетов для закрепления ножовочного полотна в слесарной ножовке, для заготовления гвоздей и т.д.
При распиловке древесины учитель предлагает учащимся два диска – 1,5 и 3 мм толщиной – и разъясняет, что, пользуясь первым диском, они получают опила в 2 раза меньше. Ученики сами подсчитывают и приходят к выводу, что при резании тонких реек отход на опил составляет не менее 30 % с 1 м3 (циркулярный диск – 3 мм), а если толщина диска 1,5 мм, то отход на опил составит 15 %. При стоимости 1 м3 крепежного леса 50 – 60 руб. экономится 7 руб. 50 коп. Если в течение 5 лет в мастерских использовать около 25 м3 пиломатериала, то экономия составит 187 руб. 50 коп. Так же подсчитывается экономический эффект от различных рационализаторских предложений.
Такая система должна, на наш взгляд, обеспечивать последовательность и преемственность, дифференциацию, органически сочетать теоретические, экономические знания с практической деятельностью в этой области, использовать разнообразные действенные доступные формы.
Итак, разнообразие форм работы школы по формированию экономических знаний подчинено единой цели – повышению уровня экономической воспитанности школьников. Эффективность той или иной формы организации экономического воспитания зависит, в конечном счете, от творческого, содержательного и эмоционального характера педагогических воздействий со стороны учителя. Школьники же выступают не только в роли объекта, но и субъекта воспитания и своими ответными действиями помогают решению этой задачи.
Воспитание в процессе обучения. – Челябинск, 1976. – Вып. 1.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69