Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
Соавтор З.И. Тюмасева
Взаимоотношения экологического и экономического образования требуют специального изучения в силу следующих обстоятельств: во-первых, как показывает проведенный нами анализ, отдельные виды образования слабо коррелированы с общим развитием ребенка; во-вторых, понятие «экономика», а вслед за этим и понятие «экономическое образование» имеет неоднозначное толкование; наконец, в-третьих, по установившейся традиции экономическое образование соотносят с экологическим на основе, прежде всего, охраны природы и рационального природопользования. Конечно, основания к этому есть немалые, и все-таки они имеют весьма опосредованное отношение к взаимоотношениям экономического образования и экологического образования, если последнее понимать в контексте современной экологии – мегаэкологии.
Проблема названных отношений имеет не только методологический, но и гуманитарный характер – и в этом ее особенность и значимость для образования вообще.
Тема, означенная названием настоящей работы, обязывает рассматривать экономику в аспекте производственных отношений. При этом современная экология безусловно является интегрированным знанием об отношениях живого организма (группы организмов) с окружающей средой – во всех ее проявлениях, в том числе природных: биотических, абиотических, социальных, а следовательно, и экономических.
Таким образом, экономические отношения, рассматриваемые в контексте социальной составляющей окружающей среды, являются важным объектом изучения не только социальной экологии, но и прикладной экологии, экологии человека, а вслед за этим – всех других составляющих современной экологии, мегаэкологии.
Подчеркнуть это тем более важно, что отношения экономики и экологии рассматриваются чаще всего и прежде всего в аспекте отношений экологической и экономической наук.
Если же иметь в виду, что образование по своей сущности является социализацией личности, ибо оно формирует у обучаемого совокупные отношения с окружающим миром, окружающей средой, то, безусловно, эффективность процесса образования обуславливается во многом тем, насколько эти отношения охватывают весь возможный для них спектр, в том числе и экономических проявлений. На эти обстоятельства обращал внимание еще К. Маркс, характеризуя отношения культуры, как социального фактора, и природы, как среды обитания. В наше время эти отношения рассматриваются в аспекте «культура общества – культура природы» (Д.С. Лихачев).
Именно поэтому фактор «отношения» должен выступать как определяющий в процессе образования. Подчеркнем – должен, потому что пока еще не является таковым. А без этого не может быть эффективной системы общего образования и отдельных его видов – экологического, экономического и др. Более того, парадигма «отношение» должна стать определяющей при описании целей образования, его философии, методологии и технологического обоснования. В этом – одна из главных перспектив и приоритетов общего образования как непрерывного процесса на этапе его коренного реформирования.
Теперь уже безусловно признано, что целенаправленное конструирование будущего земной цивилизации возможно на основе устойчивого развития ее. Заметим, кстати: Россия только включается в этот процесс.
Условия такого развития заключаются в следующем: гармонизация социально-экономического и экологического развития и учет интересов, потребностей не только нынешнего, но и будущих поколений. А обеспечить эти условия можно за счет таких факторов: переориентации нравственных, духовных и общекультурных ценностей, изменения характера мировой экономики и демографической политики, а также (точнее, прежде всего) изменения целевых установок и содержания образования, для которого экологическая его составляющая становится основным системообразующим фактором, определяющим стратегические цели и ведущие направления.
Решение вышеназванных общих и частных задач устойчивого развития общества радикально меняет взаимоотношения экологии и экономики, а вслед за этим экологического и экономического образования – в сравнении с традиционным подходом, при котором эколого-экономическое обучение, воспитание и развитие ограничивается развешиванием скворечников и кормушек, очисткой и охраной рек, лесов, созданием экологических троп, экономией воды и электроэнергии и т.д., т.е. мероприятиями, которые сами по себе хотя и важны, но не способны выполнить роль системообразующего фактора ни в образовании, ни тем более в устойчивом развитии общества.
Общечеловеческий нравственный кодекс «гражданина планеты» является по своей природе глубоко экологизированным.
Чтобы проиллюстрировать принципиальное отличие традиционных и современных экологизированных нравственных установок, приведем здесь один из заключительных тезисов «Экологического манифеста»: «Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – Природа – была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него –
все. А потому: не навреди!»
Достаточно радикальная переориентация нравственных установок обуславливает адекватно радикальную переориентацию целей, философии, задач, методологии и технологии образования, которое рассматривается при этом как целостный комплексный процесс обучения – воспитания – развития. К общественному признанию этого обстоятельства человечество шло долго и небезболезненно, хотя лучшие умы его осознали значимость общечеловеческой экологизированной нравственности задолго до того, как появились понятия «экологическое образование» и «экономическое образование». Так, еще в начале нынешнего века Н.К. Рерих замечал: «... соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но неприменным стимулом созидателя».
Экологизированное нравственное начало имеет особую значимость для экономического образования подрастающего поколения, ибо, как известно, современная практическая экономика далеко не всегда исходит из высокой морали и нравственности.
В рамках парадигмы «отношение» современная экология (а вслед за ней и экологическое образование соотносятся не только с окружающей средой, но и со здоровьем человека, ибо, во-первых, организм является микроэкосистемой и во-вторых, интегрированной характеристикой ее является та реальная сущность, которая охватывается понятием «здоровье». Эта сущность имеет биосоциальную природу и уже поэтому не может быть индифферентной по отношению к экономике. В самом деле, к факторам, определяющим здоровье человека, относятся: величина реальной заработной платы (или ее часть, приходящаяся на долю конкретного человека, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональной вредности, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние здравоохранения и санитарного состояния страны.
Все названные факторы отображают различные аспекты (в том числе и экономические) взаимоотношений человека с окружающей средой – в природно-социальных ее проявлениях и соотносятся с физическим, духовным и социальным благополучием человека и человечества.
Необходимо подчеркнуть, что здоровье человека можно характеризовать не только качественно – здоров, не здоров, но и количественно, так как определяется сущность, выраженная в понятии «степень здоровья», которое имеет в виду широту адаптационных (приспособительных) возможностей организма.
Поскольку же отношение человека к окружающей среде и здоровью, представляющее предмет современной экологии в ее антропологическом проявлении, может быть выражено количественно, значимость экологического фактора для современной экономики и наоборот экономического фактора для современной экологии значительно усиливается.
В ситуации формирования отношения человека к окружающей среде и здоровью, т.е. в процессе образования подрастающего поколения, названная выше цепочка «экология – экономика – валеология» приобретает адекватную специфику, которая выражается через взаимосвязь соответствующих видов образования: экономического, экологического, валеологического.
В отечественном образовании приведенная здесь триада наиболее тесно взаимосвязанных видов образования (экономического, экологического, валеологического) только начинает формироваться как в идейном смысле, так и через разработку конкретных проблем, задач, философии образования, методологического и технологического его обоснования.
Анализ показывает, что решение этой комплексной проблемы, супер-проблемы должно предполагать системную организацию образовательной среды.
В этой связи возникает вопрос о качестве этой среды, способах и путях ее формирования, оптимизации ее по отношению к непрерывному процессу образования.
Поскольку в современной мегаэкологии знания об окружающей среде выделены в отдельную науку «энвайроментологию» имеет смысл сформировать систему специфических знаний об образовательной среде – именно образовательной.
Разработка научной и прикладной проблемы формирования многоуровневой образовательной среды актуализируется как в связи с системообразующей значимостью экологизации образования, так и в связи с нынешним осознанием значимости единого образовательного пространства. Тем более, что образовательная среда и образовательное пространство, как педагогические средства, призваны к решению принципиально различающихся, хотя и взаимосвязанных, образовательных задач.
Решение же общей проблемы экологизации обучения, воспитания и развития в связи с задачами формирования «гражданина планеты», поколение физически, духовно и социально здоровых людей вызывает к жизни новые специфические педагогические знания со своим предметом и методологией, что является необходимыми и достаточными условиями для формирования соответствующей науки, – которую в рассматриваемом случае целесообразно назвать «педагогической экологией».
Подчеркнем, речь идет здесь уже не об изучении проблем экологического образования – в традиционном его понимании – а об экологизации образования на основе Формирования анвайроментологически обоснованной образовательной среды.
Проблемы педагогической экологии и педагогической энвайронменто-логии возникли и кристаллизовались в связи с разработкой системы непрерывного эколого-валеологического образования. Однако всякая инновационная идея (и не только образовательная) возникает не вдруг, не на пустом месте. В случае с педагогической экологией роль такого «плодового места» выполнили исследования целого ряда зарубежных и отечественных ученых-экологов и ученых-педагогов, разрабатывающих проблемы экологического, валеологического и экономического образования.
Осознание преимуществ экологической переориентации общественных процессов (в том числе и образовательных) происходит в нашей стране с большим трудом и крайне медленно. А ведь такая переориентация сулит оптимизацию, совершенствование, перестройку буквально всех сфер жизни человека и человечества как самых общих, например, решение антропогенных проблем самой экологии, воспроизводства здоровья, человека и природы и т.д., так и более узких, специальных проблем, например, формирование экологического рынка, решение вопросов занятости населения, перестройки банковского дела и т.д.
К целенаправленному решению этих проблем отечественное образова- ние по существу еще не приступало. В настоящее время экологическое образование только выходит из эмбрионального состояния, обусловленного ориентацией на биоэкологию. Осознание могучей системообразующей силы экологии и экологического образования только наступает. За этим следует масштабная работа комплексных коллективов специалистов разных профилей.
Личность. Труд. Экономика: материалы
Междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск, 1995.– Ч.1.
Using the Nearby Natural and Social Environment of the Child
The co-author Z.I. Tjumaseva
It must be emphasized, write Ms. Tjumaseva and Mr. Amend, head and rector of the state Chelybinsk Pedagogical University, that the task of developing education in Russia is necessary not only because of the unhealthy ecological conditions, but to a large extent because of the negative manifestations of the education itself.
It is those tasks that form the complex educational problem, being worked on by Chelyabinsk Ecological and Valiological Centre.
The solution of the complex problem implies the necessity of using complex means. Studying the phenomenon of the educational environment awakens a special sphere of knowledge, pedagogical environment logy.
Speaking of education in the sense of formation of an equal partnership between Man and Nature it is really reasonable to single out within the pedagogical knowledge another special sphere, pedagogical ecology.
The subject of ecology is particularly relevant to man, e.g. relations between man and the environment.
Micro plan of studies
We have worked out a 'micro plan of studies' which ensures ecological and valeological education in primary school for these courses in accordance with this plan and with methods of teaching to support it.
Special sensitivity, susceptibility, visual and figurative thinking, which dominate over abstract logical thinking and encourage aesthetic communication with the surrounding world and are characteristic of the primary school children.
That is why we focus our primary ecological education aimed at formation of relationships between Man and Nature on the priority of sensual, emotional aesthetic cognition of the nearby natural and social environment of the child.
We encourage children to study their flats and classrooms, the school yard and streets, parks and squares and also the nearby river, forest, meadow, family, classmates and of course of many questions of biophysiological and social nature which usually appear in the mind of the primary school children, such as
where do children come from?
what do we have blood for?
national and phenological questions.
Ecological and Valeological education of the primary school children is oriented in accordance with the above mentioned curriculum towards four separate subjects:
the world around us: in colours, sound and forms,
nature is our main teacher,
I am human, you are human, we are people,
healthy ways of living.
The world around us
The main task of the subject 'The world around us' is the formation of the aesthetic attitude of the primary school children to the world we live in. This subject has the subtitle 'What a wonderful world!' which accentuates its aesthetic sides.
This makes it necessary for the teacher to be well trained in special educational technologies such as 'deep laid ecology' 'Geo, the main essence of which is the methods of 'animation of nature', surrounding the child, in order for the pupil not only to get knowledge about natural phenomena but also to learn to feel the mood of autumn, as well as of other seasons of the year, of an old tree and also of separate colours, yellow, white, black, etc.
An example: Golden Autumn In Colours, Smells, Sounds and Forms
What colours and sounds awaken your imagination in different seasons?
What trees have you seen when their leaves were falling?
Do the leaves of different trees fall differently?
Watch how autumn paints the trees: does it begin at the top, at the bottom of the crown of the tree or at random?
How does the form of the crown change when leaves begin to fall?
Show all the autumn sadness about the summer going away, the quietness of the autumn forest. Speak about autumn impressions. Draw autumn. Listen to some classical autumn melodies. Watch the plants that are in bloom in the autumn.
What's the behaviour of the birds, butterflies and other animal in different parts of the autumn?
How does the sky in autumn change – in colour? clouds? dawn?
What kinds of rain comes in autumn ? Sometimes it's warm, sometimes cold, with wind or drizzling? What other kind of rain do you know?
Do the birds know the colour of the autumn sky? New voices and colours of late autumn. Let's listen, sing and draw different 'autumn songs'
Autumn in the life of man. City autumn. Autumn in the forests, meadows, fields, rivers and gardens.
Nature is our main teacher
The main task of the subject 'Nature is our main teacher' is the formation of the skills for developing a cognitive attitude of the primary school pupils not only to the surrounding nature but also to the environment of every creature on our planet: biospheric phenomena, geographical formation, ecological association.
The programme of the subject 'Nature Is Our Main Teacher' is supposed to study the following topics:
Our region, country, earth (12 hours)
Around the world without a ticket (16 hours)
Is man a host, a guest or a son of nature? (8 hours)
Every topic includes excursions and practical work.
I am a human, you are a human, we are people
The subject T am a human, you are a human, we are people' is compulsory in all the grades of the primary school and also takes some intermediate position depending on the relationship between the subjects 'The world Around Us: In Colours, Sounds and Forms and 'Nature Is Our Main Teacher' – since it has all the features of the ecological and valeological trends, and is the only such subject among all the subjects at primary school.
Ecological education is that part of the complex process of education, upbringing and development, the main task of which is the formation of a rational attitude of the growing human being to the surrounding world – in all its phenomena: natural, social, cultural, etc. The attitude itself is a fusion of sensual, aesthetic, cognitive and consumers' aspects.
Valeological education is that part of the complex process of education, upbringing and development which is aimed first and foremost at the formation of corporeal, spiritual and social wealth and health of the growing generation.
The link of the notions 'ecology' and 'valeology' aims the process of education at the child's understanding of himself, of other people whom he meets in nature, society, his spiritual and material realization of the surrounding world. It is reflected in the name of the subject T am human, you are a human, we are people'.
With the help of this subject we must tackle all the main questions, problems, which life asks of the primary school children. It should, of course be accompanied by life experience and the wisdom of kind and clever masters – teachers, parents and friends.
So, the subject T am a human, you are a human, we are people' is a powerful means of studies of primary school pupils, parents and teachers.
A healthy way of living
The last subject from the curriculum of ecological and valeological education worked out by us is 'A healthy way of living'. It is deeply rooted in traditional Russian society and the subject 'Physical Culture' which, however, aimed at lessons of physical culture more than at general culture.
The subject 'A healthy Way of Living' is an applied, practical and active part of the general system of ecological and valeological education which is mostly aimed at the formation of the culture: 'to be healthy, to grow healthy'. In the lessons of this subject a child has to:
learn to manage his physical state, mood, through knowing about his or her body, its strong and weak sides,
learn the hygienic, social, communicative sides of behaviour and also how to behave in extreme situations,
learn to foretell the development of different situations in life and to plan one's life.
The staff of the Ecological and Valeological Centre at Chelyabinsk State Pedagogical University, has worked out not only the programme of ecological and valeological education of the primary school children, but also a system of methods, books for studying, textbooks and didactic materials.
The Baltic Sea Project, 1997. – Р. 28–29.
Stockholm Sweden.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69