Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
Соавтор А.А. Саламатов
Значимость и необходимость экономических знаний в условиях рыночных отношений очевидна. Введение рыночных механизмов в долгосрочном плане неизбежно ведет к росту экономической эффективности. Но на это требуются годы. Вместе с тем конкретному человеку наших дней понимание основ этих механизмов необходимо сегодня, так как без такого понимания он не столько выигрывает, сколько проигрывает от действия этих механизмов.
Материалы исследований проблем экономического образования в разных учреждениях образования убеждают в том, что за последние годы проведена значительная работа по углублению и совершенствованию экономической подготовки учащихся. Многие общеобразовательные школы, лицеи, колледжи и учреждения дополнительного образования добиваются значительных результатов в экономическом образовании и формировании у учащихся навыков экономного и бережного отношения к собственности, в вооружении их экономическими знаниями, умениями и навыками.
Однако, несмотря на возросшее понимание необходимости экономической подготовки подрастающего поколения, в обществе до сих пор наблюдается расточительность, неумение правильно рассчитать экономический эффект, выделить главные звенья хозяйственной деятельности, эффективно организовать производство, непонимание экономических реформ и т.д. До сих пор на предприятиях присутствует бесхозяйственность и безответственность, наша продукция неконкурентоспособна на внешнем рынке, так как выпускающий ее человек не отвечает за конечный результат, за его качество. На наш взгляд, эти и другие подобные недостатки в значительной степени определяются экономической невоспитанностью и слабой экономической грамотностью выпускников общеобразовательных учреждений.
Человек уже со школьной скамьи должен понимать, что в условиях рыночных отношений заработная плата, цены на услуги разных видов деятельности, как, впрочем, и другие цены, определяются взаимодействием покупателей и продавцов. Наниматели, купив трудовые ресурсы, предпочитают платить более высокую заработную плату тем работникам, которые производят больше или лучшие продукты за данное время. Учащиеся, понимающие это, будут больше ценить навыки, полученные после окончания школы, колледжа или специальных курсов профессиональной подготовки. Скорее всего, сегодняшние ученики продолжат образование для профессионального роста и увеличения своего дохода в будущем независимо от сферы деятельности, которой посвятят себя.
Для того чтобы будущие рабочие, фермеры, инженеры, предприниматели, экономисты еще на школьной скамье получили представление об экономике как о непрерывно развивающейся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, представляется целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, экономическим содержанием по принципу от простого к сложному для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории.
Речь идет о формировании новой системы непрерывной экономической подготовки учащейся молодежи, основополагающими принципами которой в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основе идей Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года должны стать преемственность всех ее звеньев, а также учет региональных и отраслевых условий, национальных особенностей, культурно-исторических традиций, потребностей личности и общества.
Систему непрерывного экономического образования целесообразно строить в виде пирамиды, где на первом уровне – экономические умения и навыки, знания о человеке как экономическом субъекте (производителе, потребителе, хозяине и пр.) и семье как экономической ячейке общества. Второй уровень предполагает введение новой зоны знаний и экономической деятельности школы, предприятия, региона. Третий уровень включает изучение экономики отдельных отраслей и крупных административно-территориальных образований. Четвертый уровень – это вооружение учеников знаниями, раскрывающими глубинные причинно-следственные связи в экономике России и за рубежом. Пятый уровень – предпрофессиональная начальная экономическая подготовка выпускников общеобразовательных учреждений по одной из экономических специальностей.
Экономическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может эффективно осуществляться следующими путями:
в процессе изучения школьных дисциплин на уроках и факультативных занятиях;
в процессе дополнительного образования;
в процессе совместной работы школы, семьи и общественности.
Рассмотрим более подробно каждое из направлений осуществления непрерывного экономического образования подрастающего поколения.
Ключевую роль в формировании экономической грамотности подрастающего поколения должна сыграть организация экономического образования в процессе изучения школьных дисциплин и дополнительного образования. Экономизация системы образования позволяет рассматривать экономические вопросы с позиций изучаемого предмета, без отрыва от реалий сегодняшней жизни.
Характеризуя непрерывное экономическое образование молодежи, В.А. Поляков и И.А. Сасова отмечают: «...в начальной школе, когда происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, дети приобщаются к бережливости, экономности, проявляют творческое отношение к использованию всех видов ресурсов» [5, с. 20].
В этой связи, обобщая рекомендации ряда отечественных и зарубежных педагогов-экономистов, формируется следующая последовательность содержательных аспектов экономической составляющей в системе начального экономического образования:
«Человек как гражданин»;
«Человек как член семьи»;
«Человек как член различных коллективов»;
«Человек как собственник»;
«Человек как производитель (материальной и духовной культур)»;
«Человек как потребитель (материальной и духовной культур)».
Эта последовательность предполагает изучение определенной гаммы функций человека и многообразия видов его взаимоотношений с социальными структурами.
Учащиеся 1–4 классов могут начать знакомство с азами экономики на уроках русского языка, детской литературы, математики, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда. Основная форма экономического образования на данном этапе – игра, в процессе которой ребята приобретают простейшие навыки потребителя. Им психологически легче и комфортнее усваивать знания в игре, соревновании, в общении со сказкой, головоломкой, устным народным творчеством. Специфика экономического образования младших школьников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, преобладанием предметно-действенного типа мышления.
В 5–11 классах экономическое образование школьников уже может опираться на знания по общеобразовательным дисциплинам. Основой для знакомства с миром экономики являются разные аспекты личной экономической жизни: ребята оценивают значение экономии времени для личности и общества, обучаются планировать личные дела и контролировать соблюдение плана, ищут и находят варианты рационального использования личного времени.
Содержание экономического образования в 5–7 классах целесообразно представить следующими курсами:
V класс – «Экономика семьи»;
VI класс – «Экономика школы»;
VII класс – «Экономика ближайшего окружения».
В процессе изучения школьных дисциплин (биологии, географии, обществознания и др.) подростки приобретают систематические знания о природных богатствах, важных для человека и общества, где они должны проникнуться идеей разумного, бережного отношения к природе; получить элементарные представления о видах собственности (частной, личной, общественной) и законах ее сохранения и использования; семейных расходах и доходах, их планировании; карманных деньгах и рациональном их расходовании; стоимости школьного имущества, учебников; расходах на ремонт школы, ее оборудования; правовой ответственности за порчу этого оборудования и т.д.
Реализуя на данном этапе экономическое образование, учитель, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, вводит ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям. Нужно знакомить детей с экономической азбукой, т.е. с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций побуждать их к освоению экономических понятий и категорий: «собственность», «производство», «торговля», «товар», «рынок», «деньги», «цена» и др.
Важно именно в этом возрасте сформировать полноценные базовые знания о личном хозяйстве, семейной и социальной экономике с целью воспитания поколения, которое будет принимать активное участие в экономических преобразованиях.
Учащиеся 8–9 классов в ходе реализации экономической составляющей образования знакомятся с экономическим устройством общества, его богатством и благосостоянием, основами бизнеса, формами предпринимательской деятельности. Они познают значение экономики в жизни общества, отвечая на вопросы: «Что производить?», «Из чего, сколько и как производить?», «Каким способом производить и для кого?».
На этом этапе обучения школьники предметно рассматривают виды собственности, экономическую природу и факторы производства, его специализацию и кооперирование, структуру производства (сферы, подразделения, отрасли, предприятия и т.д.), денежные системы и финансовые институты, экономическую роль государства, сущность рыночной модели хозяйствования, требования ее к личности.
Ребятам предстоит разобраться в экономических основах выбора профессии, познакомиться с профессиями экономической сферы, углубить свои познания в области понятийно-терминологической системы экономики.
Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках и во внеурочное время, существует тесная взаимосвязь, однако дополнительное образование имеет свою специфику, свои задачи. Содержание и формы внеклассной работы определяются интересами и запросами самих учащихся и во многом зависят от характера работы школы по совершенствованию экономического образования в целом.
Основная особенность дополнительного образования – наличие возможностей для обеспечения полноценного освоения учебного материала по экономике с помощью эмоциональных впечатлений от реальных ситуаций.
В настоящее время многие работники образования сходятся в едином мнении, что для эффективного осуществления экономической подготовки учащихся в процессе дополнительного образования первоочередной задачей должна стать разработка регионального компонента практического преподавания экономики.
Рыночные отношения нового типа, в которые вступила Россия, диктуют необходимость изменения цели, задач трудового воспитания. Эти отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере: тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекватные условия жизни. Но любые способности реализуются только через труд. В связи с этим рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его трудового воспитания. Особую значимость приобретают те качества личности, которые раньше не были востребованы: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность.
Профессиональная ориентация учащихся будет более эффективной, если в процессе изучения школьных дисциплин, дополнительного образования, трудового и профессионального обучения, общественно полезного, производительного труда, семейного воспитания будет показано школьникам, что независимо от профессии, которую они выберут, им обязательно потребуются экономические знания в любой сфере деятельности, что экономические знания носят универсальный характер и поэтому овладевать ими нужно со школьной скамьи.
Эффективность экономического образования учащихся повышается, если школа вооружает родителей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи самые разнообразные. Это и советы родителям, как педагогически грамотно знакомить детей с семейным бюджетом, как показывать им цену трудового рубля, как научить ребят планировать свои потребности и расходы, и рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к личному и домашнему имуществу, к собственности, как обучить детей умениям и навыкам рациональной организации домашнего труда, хозяйскому отношению к природным богатствам.
В этом смысле неоценимую помощь могут оказать и средства массовой информации, в которых экономическая тематика занимает существенное место. На наш взгляд, СМИ обладают огромными возможностями в области экономического образования подрастающего поколения и должны способствовать повышению интереса к экономике и пониманию ее роли в жизни страны.
Для совершенствования экономической подготовки учащейся молодежи необходимо улучшить подготовку будущего учителя к этой работе. Студентов необходимо приобщить к изучению экономики и осуществлению экономической подготовки подрастающего поколения с первого курса. Экономическое образование должно быть объектом внимания всех преподавателей, кафедр и факультетов.
Экономическая подготовка в педагогическом вузе определяется составом изучаемой дисциплины. Можно выделить ряд направлений этой важной работы:
экономическое образование в процессе изучения социально-экономических дисциплин (чтение студентам курсов «Экономика», «Основы НОТ студента», «Основы экологии», чтение преподавателями лекций, проведение семинаров и консультаций в общеобразовательных учреждениях по экономическому образованию учащихся);
профессиональная подготовка студентов в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (прохождение непрерывной учебно-воспитательной и педагогической практики студентами всех факультетов с целью осуществления экономического образования учащихся, ведение студентами факультативов по экономическим проблемам в школах, чтение студентами лекций по экономическому образованию в школьной аудитории, выполнение курсовых и дипломных работ по проблемам экономического образования школьников);
в процессе изучения специальных дисциплин (биологии, географии, химии, физики, математики, истории, литературы и т.д.);
внеаудиторная трудовая экономическая деятельность студентов;
открытие новых кафедр, факультетов, на которых можно было бы подготовить будущего учителя к осуществлению экономической подготовки учащейся молодежи в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
«Отсутствие стандартизированных представлений о целях, роли и месте экономики в школьном образовании исключает возможность проведения единой политики по отношению к данному виду образования. В результате многочисленные очаги экономического образования в России поддерживаются за счет альтруизма или оплаченного энтузиазма представителей вузовских экономических кафедр, практических специалистов в области экономики, учителей по другим предметам и т.д.» [9, с. 24]. Это, разумеется, усугубляет трудности реализации экономического образования.
От того, какими путями и с помощью каких методов идет и будет идти российская школа в экономическом образовании учащихся, зависят, в конечном счете, темпы экономической реформы в нашей стране. Решение проблемы осуществления непрерывной экономической подготовки подрастающего поколения станет важным вкладом всей системы российского образования в ускорение экономической реформы и улучшение социально-экономических условий жизни населения.
Библиографический список
Волкова, М.М. Система непрерывного экономического образования: концепция, управление, практика / М.М. Волкова и др. – СПб., 2000. – 84 с.
Захаркин, Д. Экономику некому преподавать / Д. Захаркин // Нар. образование. – 2001. – № 10. – С. 195.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Прил. к журн. «Директор школы». – 2002. – № 1. – С. 97–126.
Любимов, Л.Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе / Л.Л. Любимов // Экономика в школе. – 2002. – № 3. – С. 14–28.
Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В.А. Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 19–26.
Терюкова, Т. Развитие экономических знаний школьников / Т. Терюкова // Экономика в школе. – 2000. – № 2. – С. 16–23.
Чернер, С. Экономическая подготовка школьников – основа их трудовой успешности / С. Чернер // Нар. образование. – 2001. – № 10. – С. 174–177.
Экономика для младших школьников: пособие для учителя: 1–4 кл. / под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вита-Пресс, 2000–2003.
Экономическое образование в школе: материалы Междунар. семинара. - СПб.: Образование, 1995. – С. 24.
Эколого-экономическое образование:
проблемы и перспективы развития: материалы Междунар.
науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Саламатов. – Челябинск, 2005.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69