logo
Сборник статей

Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи

Соавтор А.А. Саламатов

Значимость и необходимость экономических знаний в условиях рыночных отношений очевидна. Введение рыночных механизмов в долгосрочном плане неизбежно ведет к росту экономической эффек­тивности. Но на это требуются годы. Вместе с тем конкретному чело­веку наших дней понимание основ этих механизмов необходимо се­годня, так как без такого понимания он не столько выигрывает, сколько проигрывает от действия этих механизмов.

Материалы исследований проблем экономического образования в разных учреждениях образования убеждают в том, что за последние годы проведена значительная работа по углублению и совершенство­ванию экономической подготовки учащихся. Многие общеобразова­тельные школы, лицеи, колледжи и учреждения дополнительного об­разования добиваются значительных результатов в экономическом образовании и формировании у учащихся навыков экономного и бе­режного отношения к собственности, в вооружении их экономиче­скими знаниями, умениями и навыками.

Однако, несмотря на возросшее понимание необходимости эко­номической подготовки подрастающего поколения, в обществе до сих пор наблюдается расточительность, неумение правильно рассчитать экономический эффект, выделить главные звенья хозяйственной дея­тельности, эффективно организовать производство, непонимание эко­номических реформ и т.д. До сих пор на предприятиях присутствует бесхозяйственность и безответственность, наша продукция неконку­рентоспособна на внешнем рынке, так как выпускающий ее человек не отвечает за конечный результат, за его качество. На наш взгляд, эти и другие подобные недостатки в значительной степени определя­ются экономической невоспитанностью и слабой экономической гра­мотностью выпускников общеобразовательных учреждений.

Человек уже со школьной скамьи должен понимать, что в усло­виях рыночных отношений заработная плата, цены на услуги разных видов деятельности, как, впрочем, и другие цены, определяются взаимодействием покупателей и продавцов. Наниматели, купив тру­довые ресурсы, предпочитают платить более высокую заработную плату тем работникам, которые производят больше или лучшие про­дукты за данное время. Учащиеся, понимающие это, будут больше ценить навыки, полученные после окончания школы, колледжа или специальных курсов профессиональной подготовки. Скорее всего, се­годняшние ученики продолжат образование для профессионального роста и увеличения своего дохода в будущем независимо от сферы деятельности, которой посвятят себя.

Для того чтобы будущие рабочие, фермеры, инженеры, пред­приниматели, экономисты еще на школьной скамье получили пред­ставление об экономике как о непрерывно развивающейся системе, формы и методы управления которой должны также развиваться и совершенствоваться, представляется целесообразным обогатить школьные программы по предметам, насколько это возможно, эконо­мическим содержанием по принципу от простого к сложному для всех классов – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории.

Речь идет о формировании новой системы непрерывной эконо­мической подготовки учащейся молодежи, основополагающими принципами которой в соответствии с Законом Российской Федера­ции «Об образовании» и на основе идей Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года должны стать пре­емственность всех ее звеньев, а также учет региональных и отрасле­вых условий, национальных особенностей, культурно-исторических традиций, потребностей личности и общества.

Систему непрерывного экономического образования целесооб­разно строить в виде пирамиды, где на первом уровне – экономиче­ские умения и навыки, знания о человеке как экономическом субъек­те (производителе, потребителе, хозяине и пр.) и семье как экономи­ческой ячейке общества. Второй уровень предполагает введение но­вой зоны знаний и экономической деятельности школы, предприятия, региона. Третий уровень включает изучение экономики отдельных отраслей и крупных административно-территориальных образований. Четвертый уровень – это вооружение учеников знаниями, раскры­вающими глубинные причинно-следственные связи в экономике Рос­сии и за рубежом. Пятый уровень – предпрофессиональная начальная экономическая подготовка выпускников общеобразовательных учре­ждений по одной из экономических специальностей.

Экономическая подготовка в общеобразовательных учреждени­ях может эффективно осуществляться следующими путями:

Рассмотрим более подробно каждое из направлений осуществ­ления непрерывного экономического образования подрастающего по­коления.

Ключевую роль в формировании экономической грамотности подрастающего поколения должна сыграть организация экономиче­ского образования в процессе изучения школьных дисциплин и до­полнительного образования. Экономизация системы образования по­зволяет рассматривать экономические вопросы с позиций изучаемого предмета, без отрыва от реалий сегодняшней жизни.

Характеризуя непрерывное экономическое образование молоде­жи, В.А. Поляков и И.А. Сасова отмечают: «...в начальной школе, ко­гда происходит ознакомление с известными экономическими понятия­ми, дети приобщаются к бережливости, экономности, проявляют твор­ческое отношение к использованию всех видов ресурсов» [5, с. 20].

В этой связи, обобщая рекомендации ряда отечественных и за­рубежных педагогов-экономистов, формируется следующая последо­вательность содержательных аспектов экономической составляющей в системе начального экономического образования:

Эта последовательность предполагает изучение определенной гаммы функций человека и многообразия видов его взаимоотноше­ний с социальными структурами.

Учащиеся 1–4 классов могут начать знакомство с азами экономи­ки на уроках русского языка, детской литературы, математики, окру­жающего мира, изобразительного искусства и художественного труда. Основная форма экономического образования на данном этапе – игра, в процессе которой ребята приобретают простейшие навыки потреби­теля. Им психологически легче и комфортнее усваивать знания в игре, соревновании, в общении со сказкой, головоломкой, устным народ­ным творчеством. Специфика экономического образования младших школьников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любозна­тельностью, преобладанием предметно-действенного типа мышления.

В 5–11 классах экономическое образование школьников уже мо­жет опираться на знания по общеобразовательным дисциплинам. Ос­новой для знакомства с миром экономики являются разные аспекты личной экономической жизни: ребята оценивают значение экономии времени для личности и общества, обучаются планировать личные дела и контролировать соблюдение плана, ищут и находят варианты рационального использования личного времени.

Содержание экономического образования в 5–7 классах целесо­образно представить следующими курсами:

V класс – «Экономика семьи»;

VI класс – «Экономика школы»;

VII класс – «Экономика ближайшего окружения».

В процессе изучения школьных дисциплин (биологии, геогра­фии, обществознания и др.) подростки приобретают систематиче­ские знания о природных богатствах, важных для человека и обще­ства, где они должны проникнуться идеей разумного, бережного от­ношения к природе; получить элементарные представления о видах собственности (частной, личной, общественной) и законах ее сохра­нения и использования; семейных расходах и доходах, их планиро­вании; карманных деньгах и рациональном их расходовании; стои­мости школьного имущества, учебников; расходах на ремонт школы, ее оборудования; правовой ответственности за порчу этого оборудо­вания и т.д.

Реализуя на данном этапе экономическое образование, учитель, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические поня­тия, вводит ребенка в мир экономической жизни, связанной с пере­ходом к рыночным отношениям. Нужно знакомить детей с экономи­ческой азбукой, т.е. с помощью игр, решения простейших задач, раз­бора социально-экономических ситуаций побуждать их к освоению экономических понятий и категорий: «собственность», «производст­во», «торговля», «товар», «рынок», «деньги», «цена» и др.

Важно именно в этом возрасте сформировать полноценные ба­зовые знания о личном хозяйстве, семейной и социальной экономике с целью воспитания поколения, которое будет принимать активное участие в экономических преобразованиях.

Учащиеся 8–9 классов в ходе реализации экономической со­ставляющей образования знакомятся с экономическим устройством общества, его богатством и благосостоянием, основами бизнеса, фор­мами предпринимательской деятельности. Они познают значение экономики в жизни общества, отвечая на вопросы: «Что произво­дить?», «Из чего, сколько и как производить?», «Каким способом производить и для кого?».

На этом этапе обучения школьники предметно рассматривают виды собственности, экономическую природу и факторы производст­ва, его специализацию и кооперирование, структуру производства (сферы, подразделения, отрасли, предприятия и т.д.), денежные систе­мы и финансовые институты, экономическую роль государства, сущ­ность рыночной модели хозяйствования, требования ее к личности.

Ребятам предстоит разобраться в экономических основах выбо­ра профессии, познакомиться с профессиями экономической сферы, углубить свои познания в области понятийно-терминологической си­стемы экономики.

Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках и во внеурочное время, существует тесная взаимосвязь, однако до­полнительное образование имеет свою специфику, свои задачи. Со­держание и формы внеклассной работы определяются интересами и запросами самих учащихся и во многом зависят от характера работы школы по совершенствованию экономического образования в целом.

Основная особенность дополнительного образования – наличие возможностей для обеспечения полноценного освоения учебного ма­териала по экономике с помощью эмоциональных впечатлений от ре­альных ситуаций.

В настоящее время многие работники образования сходятся в едином мнении, что для эффективного осуществления экономической подготовки учащихся в процессе дополнительного образования пер­воочередной задачей должна стать разработка регионального компо­нента практического преподавания экономики.

Рыночные отношения нового типа, в которые вступила Россия, диктуют необходимость изменения цели, задач трудового воспита­ния. Эти отношения решительно отрицают равенство в экономиче­ской сфере: тот, кто обладает лучшими потенциальными возможностями, касается ли это умственных способностей, компетентности или профессионального мастерства, вправе рассчитывать на адекват­ные условия жизни. Но любые способности реализуются только через труд. В связи с этим рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств человека есть результат его тру­дового воспитания. Особую значимость приобретают те качества лич­ности, которые раньше не были востребованы: чувство личной ответ­ственности, предприимчивость, самостоятельность.

Профессиональная ориентация учащихся будет более эффектив­ной, если в процессе изучения школьных дисциплин, дополнительного образования, трудового и профессионального обучения, общественно полезного, производительного труда, семейного воспитания будет по­казано школьникам, что независимо от профессии, которую они выбе­рут, им обязательно потребуются экономические знания в любой сфе­ре деятельности, что экономические знания носят универсальный ха­рактер и поэтому овладевать ими нужно со школьной скамьи.

Эффективность экономического образования учащихся повыша­ется, если школа вооружает родителей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи самые разнообразные. Это и со­веты родителям, как педагогически грамотно знакомить детей с се­мейным бюджетом, как показывать им цену трудового рубля, как на­учить ребят планировать свои потребности и расходы, и рекоменда­ции по воспитанию у детей бережного отношения к личному и до­машнему имуществу, к собственности, как обучить детей умениям и навыкам рациональной организации домашнего труда, хозяйскому отношению к природным богатствам.

В этом смысле неоценимую помощь могут оказать и средства массовой информации, в которых экономическая тематика занимает существенное место. На наш взгляд, СМИ обладают огромными воз­можностями в области экономического образования подрастающего поколения и должны способствовать повышению интереса к эконо­мике и пониманию ее роли в жизни страны.

Для совершенствования экономической подготовки учащейся молодежи необходимо улучшить подготовку будущего учителя к этой работе. Студентов необходимо приобщить к изучению экономики и осуществлению экономической подготовки подрастающего по­коления с первого курса. Экономическое образование должно быть объектом внимания всех преподавателей, кафедр и факультетов.

Экономическая подготовка в педагогическом вузе определяется составом изучаемой дисциплины. Можно выделить ряд направлений этой важной работы:

«Отсутствие стандартизированных представлений о целях, роли и месте экономики в школьном образовании исключает возможность проведения единой политики по отношению к данному виду образо­вания. В результате многочисленные очаги экономического образо­вания в России поддерживаются за счет альтруизма или оплаченного энтузиазма представителей вузовских экономических кафедр, прак­тических специалистов в области экономики, учителей по другим предметам и т.д.» [9, с. 24]. Это, разумеется, усугубляет трудности реализации экономического образования.

От того, какими путями и с помощью каких методов идет и бу­дет идти российская школа в экономическом образовании учащихся, зависят, в конечном счете, темпы экономической реформы в нашей стране. Решение проблемы осуществления непрерывной экономиче­ской подготовки подрастающего поколения станет важным вкладом всей системы российского образования в ускорение экономической реформы и улучшение социально-экономических условий жизни на­селения.

Библиографический список

  1. Волкова, М.М. Система непрерывного экономического образова­ния: концепция, управление, практика / М.М. Волкова и др. – СПб., 2000. – 84 с.

  2. Захаркин, Д. Экономику некому преподавать / Д. Захаркин // На­р. образование. – 2001. – № 10. – С. 195.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Прил. к журн. «Директор школы». – 2002. – № 1. – С. 97–126.

  4. Любимов, Л.Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе / Л.Л. Лю­бимов // Экономика в школе. – 2002. – № 3. – С. 14–28.

  5. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / В.А. Поляков, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4. – С. 19–26.

  6. Терюкова, Т. Развитие экономических знаний школьников / Т. Терюкова // Экономика в школе. – 2000. – № 2. – С. 16–23.

  7. Чернер, С. Экономическая подготовка школьников – основа их тру­довой успешности / С. Чернер // Нар. образование. – 2001. – № 10. – С. 174–177.

  8. Экономика для младших школьников: пособие для учителя: 1–4 кл. / под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вита-Пресс, 2000–2003.

  9. Экономическое образование в школе: материалы Междунар. семинара. - СПб.: Образование, 1995. – С. 24.

Эколого-экономическое образование:

проблемы и перспективы развития: материалы Междунар.

науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Саламатов. – Челябинск, 2005.