Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
Соавтор А.А. Саламатов
Современный процесс модернизации российского образования индуцирован двумя основными объективными факторами: глубинными преобразовательными процессами, происходящими в российском обществе, и энергичной интеграцией научных знаний. Эти факторы, с одной стороны, обусловливают сложность биосоциального становления современного человека на основе целостного, систематического обучения, воспитания и развития, а с другой – порождают целый ряд конкретных теоретических и прикладных проблем, ранее вообще не встававших перед отечественной педагогикой [3].
В условиях формирования новых экономических отношений (развития различных форм собственности, малого и среднего бизнеса), отсутствия правовой базы природопользования, а также приватизации предприятий, ответственных за разработку природных ресурсов, реальной становится угроза хищнического отношения к природе, превалирования экономических интересов, над глобальными экологическими интересами человечества. Особую актуальность приобретают проблемы нравственного приоритета в решении вопросов природопользования, что обусловливает задачу формирования нового понимания соотношения экономики и экологии [6].
В последнее время обратил на себя внимание инновационный процесс, отражающий интеграцию экономической и экологической областей знаний и, соответственно, экономического и экологического образования. Высокий системообразующий, интеграционный потенциал экологического образования обусловливается многократным усилением потенциала экологии как научного знания и образовательной области. Это усиление накладывается на другое, которое возникает на основе проецирования экономики на область образования. В результате этого наложения в общем образовании формируется определенная область, находящаяся под воздействием мощных факторов (экологии и экономики) – эколого-экономическое образование.
Для обозначения интеграции экономического и экологического образования кратко обратимся к содержанию каждого из них. Согласно Н.Ф. Реймерсу [5, с. 302 – 303], структура мегаэкологии включает, помимо глобальной экологии, биоэкологии и других разделов, прикладную экологию, экологию человека и социальную экологию, которые рассматривают различные аспекты взаимодействия общества и природы. Экономические теории также в обязательном порядке обращаются к вопросам охраны природы, рассматривая их экономические аспекты, потому как охрана природы является важной задачей общего образования. Особую важность приобретает не только проблема формирования конкурентоспособности, деловых качеств у молодежи, но и проблема формирования цивилизованного предпринимателя, делового человека, для которого характерен не дух наживы, а разумное хозяйствование, в том числе ответственное отношение к природе и ее ресурсам. Таким образом, в содержании обоих видов образования ясно прослеживается взаимодействие человека и природы, условия их взаимосвязи, причины и последствия нарушения равновесия во взаимоотношениях, проблемы, вызванные данными нарушениями, возможные пути их устранения, т. е. прослеживается поле интеграции.
Анализируя развитие теории экономического и экологического образования, можно выделить три основные тенденции. Первую отличает экологизация и экономизация всех общеобразовательных дисциплин, что позволяет детям овладеть основами прикладных экологических и экономических знаний уже на начальных этапах общего образования. Разумеется, объем и глубина этих знаний обусловлены пропедевтическим их характером. Для второй тенденции характерно изучение специальных вопросов экологии и экономики, обусловленных ролевыми функциями отдельного человека. Намечается и третья тенденция, когда в средней (полной) общеобразовательной школе дается предпрофессиональная экологическая и экономическая подготовка – как база для профессионально профилированной подготовки старших школьников. Все тенденции имеют право на жизнь, но при этом необходимо иметь в виду, что эколого-экономическое образование никогда не выполнит роли образовательного феномена, если будет реализовано в качестве простой «кооперации» экологического и экономического образования на уровне междисциплинарных связей.
Эколого-экономическое образование – это структура не только междисциплинарная, но и межобластная по отношению к образовательным областям «Природа», «Общество», «Человек». Значит, характеризоваться она должна как интегрированная содержательная линия, а с учетом ее непрерывности – как сквозная содержательная линия, пронизывающая все общее образование. Этот процесс может вариативно выстраиваться с помощью гибких подходов к требованиям федерального, национально-регионального и непосредственно школьного уровней общего образования, которые реализуются на основе учебных планов разных видов, допускающих интерпретацию содержательных линий в виде различных моделей: однопредметной, многопредметной, полипредметной и смешанной.
Однопредметная модель эколого-экономического образования интегрирует экологические и экономические знания, а также их методы в целостную систему – единый учебный курс, с целью создания комплексного средства формирования рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы. Эта модель наиболее предпочтительна в системе дошкольного образования; эффективна она и в начальной школе.
Двупредметная модель допускает изучение экологии и экономики в виде отдельных, самостоятельных, взаимосвязанных лишь на уровне межпредметных связей учебных курсов. В аспекте функционального структурирования непрерывного эколого-экономического образования эта модель может быть принята в старшем звене общеобразовательной школы, позволяя углубленно изучать конкретные вопросы экологии и экономики.
Полипредметная модель предполагает одновременную глубокую экологизацию и экономизацию всех главных аспектов основных учебных курсов в традиционной логике их построения. Экологизация в рамках данной модели понимается в трех аспектах:
как формирование единой и целостной, экологически обусловленной образовательной среды;
как раскрытие средствами конкретных учебных курсов базового понятия экологии «окружающая среда», во всем многообразии ее биосоциальных проявлений;
как нацеленность на формирование рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы, также реализуемая средствами конкретных учебных курсов.
Аспекты экономизации при этом определяются как:
раскрытие средствами учебных курсов всего многообразия проявлений социально-экономической составляющей окружающей среды вообще и образовательной среды в частности;
формирование средствами учебных курсов рационально-гуманистических взаимоотношений в системе «человек – общество – биосфера», с учетом равной значимости входящих в нее подсистем «сфера производства» и «непроизводственная сфера».
Данная модель эколого-экономического образования является наиболее целесообразной на начальном этапе образования.
Смешанная модель эколого-экономического образования заключается в комбинировании трех вышеперечисленных моделей именно в процессе непрерывного образования. Она предполагает предпочтительное использование на каждом из его уровней, этапов одной из трех моделей: однопредметной, двупредметной или полипредметной.
Основываясь на рассмотренных выше дидактических моделях, уровневое структурирование непрерывного эколого-экономического образования может выглядеть следующим образом.
Характеризуя непрерывное экономическое образование молодежи, В.А. Поляков и И.А. Сасова отмечают: «в начальной школе, когда происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, дети приобщаются к бережливости, экономности, проявляют творческое отношение к использованию всех видов ресурсов» [4, с. 20].
Эколого-экономическое образование в начальной школе нацелено на решение более общей задачи – биосоциальной адаптации ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и личностными предрасположенностями. Эта идея может быть реализована на основе как однопредметной, так и полипредметной моделей.
На этапе общего начального образования, рассматриваемого нами в качестве целостной системы «обучение – воспитание – развитие», особое значение приобретает подсистема «воспитание» в связи с тем, что одной из утилитарных задач начальной школы является задача формирования у детей устойчивого интереса к учению.
В базовых учебных планах общеобразовательной школы не предусмотрены учебные часы для предмета «Ознакомление с окружающим миром». Таким образом, эколого-экономическое образование можно реализовать в начальной школе либо на основе полипредметной модели с опорным курсом «Природоведение», либо на основе однопредметной модели за счет часов, отводимых на факультативы.
Опыт экспериментальной реализации последней из названных моделей показывает, что оптимальная эффективность эколого-экономического образования обеспечивается при двух учебных часах в неделю, отводимых на него. Этот лимит часов оправдывает себя вполне, если иметь в виду, что эколого-экономическое образование охватывает три образовательных области – «Человек», «Общество», «Природа» – и учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
При этом выделяются следующие сквозные содержательные линии:
«Познай себя»;
«Человек и общество (социальная среда)»;
«Человек и природа (природная среда)»;
«Природные сообщества».
«Отсутствие стандартизированных представлений о целях, роли и месте экономики в школьном образовании исключает возможность проведения единой политики» по отношению к данному виду образования. В результате многочисленные «очаги» экономического образования в России поддерживаются сейчас за счет альтруизма или оплаченного энтузиазма представителей вузовских экономических кафедр, практических специалистов в области экономики, учителей по другим предметам и т.д. [7, с. 24]. Это, разумеется, усугубляет трудности реализации эколого-экономического образования.
В эколого-экономическом образовании, формирующем взаимоотношения человека с окружающим миром во всех его проявлениях – природном и социальном, биотическом и абиотическом – особая роль отводится приоритету личного опыта ребенка. Однако в силу объективных причин предмет классической рыночной экономики как науки имеет для российских учащихся весьма высокую степень абстракции.
В этой связи, обобщая рекомендации ряда отечественных и зарубежных педагогов-экономистов, мы формируем следующую последовательность содержательных аспектов экономической составляющей в системе начального эколого-экономического образования:
«Человек как гражданин»;
«Человек как член семьи»;
«Человек как член различных коллективов»;
«Человек как собственник»;
«Человек как производитель (материальной и духовной культур)»;
«Человек как потребитель (материальной и духовной культур)».
Эта последовательность предполагает изучение определенной гаммы функций человека и многообразия видов его взаимоотношений с социальными структурами.
И все-таки в эколого-экономическом образовании перечисленные содержательные аспекты «упреждаются» содержательными аспектами, исследующими сущность человека как биологического, точнее, экологического, а еще точнее – эколого-социального существа. Именно поэтому для ученика начальной школы приведенные аспекты экономической составляющей непрерывного эколого-экономического образования неотделимы от сущностей:
«Человек как часть живой природы»;
«Особенности биологических проявлений человека и общность этих проявлений с распространенными в животном мире»;
«Взаимоотношения человека с природными системами разных уровней организации».
Дидактический эквивалент вышеприведенных экономических и экологических составляющих определяет структуру школьного эколого-экономического образования.
Эколого-экономическое образование в системе начального общего образования структурируется нами как единая интегрированная содержательная линия, включающая три основных образовательных блока, которые синтезируют в себе все многообразие эколого-экономических линий и аспектов, оговоренных выше. Кратко рассмотрим данные блоки.
Блок 1: «Я – ты – мы».
Сама жизнь ставит перед ребенком вопросы, задачи, проблемы, которые ему все равно придется решать. И лучше, если он сделает это, используя жизненный опыт старших наставников: учителей, родителей, друзей. Только на основе согласованных усилий учеников, родителей и учителей можно сформировать эффективную систему начального образования, реализующую широкий диапазон вопросов физического, духовного и социального благополучия. В данном образовательном блоке приводятся примеры, направленные на такое согласование общих усилий учителя, родителей и учеников.
Блок 2: «Как мы чувствуем мир, окружающий нас».
Начальное образование знает в настоящее время немало учебных курсов, нацеленных на познание природы, окружающего мира. Однако все они ориентированы на познавательное общение с окружающим миром, между тем как ребенок в возрасте 6 – 12 лет познает природу с помощью, прежде всего, сенсорных механизмов своего организма, т. е. через чувственное отношение к окружению – во всей совокупности человеческих чувств. И только с возрастом и высшим развитием мозга формируются субсенсорные механизмы, которые обеспечивают человеку возможность дедуктивного освоения окружающего мира.
Настоящий блок эколого-экономического образования ориентирует учителей 1–2 классов именно на формирование и развитие у детей чувственного восприятия окружающего мира.
Блок 3: «Учись у всего, что тебя окружает».
Этот образовательный блок приходится на 3-й класс начальной общеобразовательной школы. Поэтому основной задачей его, учитывая возрастные психофизиологические возможности детей 9–10 лет, является формирование познавательных отношений детей не только с «непосредственной», ближней окружающей средой, но и со средой обитания всего живого на нашей планете, т.е. с биосферными явлениями и эколого-экономическими сообществами.
Данный блок призван заложить пропедевтические основы общения детей со всем тем комплексом условий, которые в их взаимосвязи и единстве определяют окружающую среду как интегрированный эколого-социально-экономический фактор. Исходя из данной установки, реализация настоящего образовательного блока предполагает использование таких организационных форм, как экскурсии и лабораторно-практические работы.
Завершая обзор содержательной линии эколого-экономического образования в начальной общеобразовательной школе, подчеркнем, что она достаточно объемна и требует для своей реализации значительного учебного времени. Поэтому учитель должен постоянно помнить, что явления биосоциального характера, отображаемые в ней, должны рассматриваться исключительно в пропедевтическом аспекте. Углубленное изучение их на уровне специальных знаний предполагается в рамках отдельных предметных учебных курсов основной и средней (полной) общеобразовательной школы.
Организационное и функциональное структурирование общего образования в целом и его эколого-экономической составляющей в частности обусловливается теми конкретными приоритетными задачами, которые ставятся на разных его этапах и уровнях: сначала – адаптация к школе, образовательному процессу, образовательной среде; затем – систематическое овладение основами научных знаний и на заключительном этапе – целенаправленная, осознанная обучаемым и мотивированная начальная социализация старшеклассника.
В V–VII классах основой для эколого-экономического образования являются различные аспекты личной жизни ребят: они оценивают значение экономии времени для личности и общества, обучаются планировать личные дела и контролировать соблюдение плана, ищут и находят варианты рационального использования личного времени. Им предстоит осознать, что здоровье человека – это условие благосостояния личности, семьи, общества. Они должны достойно оценить вклад родителей в сохранение и укрепление своего здоровья, определить свою роль в этом важном для общества деле.
В V–VII классах подростки приобретают систематические знания о природных богатствах, важных для человека и общества; проникаются идеей разумного, бережного отношения к природе. Они получают элементарные представления о видах собственности (частной, личной, общественной) и законах ее сохранения и использования; о семейных расходах и доходах, их планировании; о карманных деньгах и рациональном их расходовании; о стоимости школьного имущества, учебников; о расходах на ремонт школы, ее оборудования; о правовой ответственности за порчу этого оборудования и т.д.
Реализуя на данном этапе экономическую составляющую эколого-экономического образования, учитель, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, вводит ребенка в мир экономической жизни, связанной с переходом к рыночным отношениям. Нужно знакомить детей с экономической азбукой, т.е. с помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических ситуаций побуждать их к освоению экономических понятий и категорий: «собственность», «производство», «торговля», «товар», «рынок», «деньги», «цена» и др. На основе изучения опыта работы ряда школ России мы констатируем: учащиеся V–VII классов могут раскрыть суть 150 – 160 экономических терминов и понятий.
Важно именно в этом возрасте сформировать полноценные базовые знания о личной, семейной и социальной экономике с целью воспитания поколения, которое будет принимать активное участие в экономических преобразованиях.
Школьники должны осознать зависимость благосостояния человека и общества от качества труда, научиться распределять выполняемые работы по времени, организовывать рабочее место. Необходимо, чтобы подростки получили представление о рациональных приемах, повышающих качество и производительность труда, овладели основами экономической культуры.
Учащиеся V–VII классов знакомятся с видами сбережений, способами зашиты их от инфляции, с частным предпринимательством, семейными вкладами в собственное дело, со спецификой ценных бумаг. Важно обсудить возможности заработка подростков, моральной и правовой оценки разных форм «добывания» денег, предупредить излишнее увлечение вещизмом и возможные последствия этого явления. Полезно познакомить ребят с опытом зарубежных сверстников.
На наш взгляд, содержание экономического образования в V–VII классах целесообразно представить следующими курсами:
V класс – «Экономика семьи»;
VI класс – «Экономика школы»;
VII класс – «Экономика ближайшего окружения».
Учащиеся VIII–IX классов в ходе реализации экономической составляющей эколого-экономического образования знакомятся с экономическим устройством общества, его богатством и благосостоянием, основами бизнеса, формами предпринимательской деятельности. Они познают значение экономики в жизни общества, отвечая на вопросы: Что производить? Из чего, сколько и как? Каким способом производить и для кого?
На этом этапе обучения школьники предметно рассматривают: виды собственности; экономическую природу и факторы производства, его специализацию и кооперирование; структуру производства (сферы, подразделения, отрасли, предприятия и т.д.); денежные системы и финансовые институты; экономическую роль государства; сущность рыночной модели хозяйствования, требования ее к личности.
Ребятам предстоит разобраться в экономических основах выбора профессии, познакомиться с профессиями экономической сферы, углубить свои познания в области понятийно-терминологической системы экономики. Выпускник основной школы должен владеть примерно 200–220 экономическими понятиями.
Экологическая составляющая эколого-экономического образования в основной общеобразовательной школе предполагает изучение следующего материала:
V класс:
Земля – планета солнечной системы;
Тела, вещества и явления природы; вода и воздух; подземные богатства; богатства почвы;
Жизнь и ее многообразие на земле; живые организмы; условия жизни организмов;
Пути и способы сохранения природы родного края.
VI класс:
Мир растений;
Экология вокруг нас.
VII класс:
Мир животных;
Валеология.
VIII класс:
• Человек, его здоровье;
• Благополучие окружающей среды;
• Взаимосвязь между здоровьем человека и благополучием окружающей среды.
IX класс:
• Общая биология;
• Основы рационально-гуманистических взаимоотношений в системе «человек – общество – биосфера».
Так, например, в IX классе интегрируя экономическую и экологическую составляющие эколого-экономического образования, особую значимость приобретает не столько последовательное формирование у обучаемых системы знаний об основных закономерностях взаимообусловленного функционирования рыночной экономики и биосферы, сколько мотивация их к поиску, гипотетическому определению рациональных путей развития биосоциальных систем, развития экономически эффективного, социально справедливого и экологически целесообразного отношения к окружающей среде не как к «бесплатному товару», но как к высшей ценности для человека и общества.
Приведенное содержание эколого-экономического образования в основной общеобразовательной школе позволяет ученику осознанно подготовиться к реализации многочисленных настоящих и будущих социальных ролей. Профилировать эти роли можно следующим образом:
человек в экосистеме;
человек в биосфере;
человек в семье;
человек в коллективе;
человек в обществе, родной стране;
человек на пути к устойчивому развитию общества и биосферы.
При таком «ролевом подходе» к реализации эколого-экономического образования эффективность его достигается на путях моделирования реальных жизненных ситуаций. Ориентация же на реальную жизнь во всем многообразии ее проявлений предполагает адекватную значимость всего комплекса знаний, которые ученик получает в основной школе. Именно поэтому на рассматриваемом уровне организации общего образования целесообразна полипредметная модель эколого-экономической его составляющей. И в этом смысле можно говорить об экологизации и экономизации всех учебных дисциплин, изучаемых в основной общеобразовательной школе.
Осуществление эколого-экономического образования осуществима в старшем звене общеобразовательной школы, где ученики, прошедшие предыдущие этапы экологического и экономического образования в начальной и основной общеобразовательной школе, способны к продуктивному усвоению основ экологии и экономики. Это усвоение может быть достигнуто через реализацию следующих содержательных линий:
«История взаимоотношений человека, общества и природы»;
«Социоэкосистемы и социальная экология»;
«Сущность экологических проблем – локальных и глобальных»;
«Культурно-исторические истоки экологического кризиса»;
«Биосферная роль человека»;
«Учение о ноосфере»;
«Концепция устойчивого развития»;
• «Альтернативные пути развития системы «человек – общество – биосфера»;
«Экологический манифест»: культура и мораль новой цивилизации»;
«Политическая экология»;
«Экологическое право»;
«Экологическая информатика»;
«Инженерная экология»;
«Малоотходные технологии и замкнутые технологические циклы»;
«Экологическое образование».
Данный уровень эколого-экономического образования может быть реализован на основе смешанной его модели, которая предполагает интеграцию основных, специальных и факультативных учебных курсов.
Таким образом, непрерывность системы эколого-экономического образования обеспечивается преемственностью образовательных программ разного уровня и направленности, в частности, непрерывностью содержания образования разных уровней (ступеней) соответствующих образовательных областей: «выход» из одной программы естественным образом «стыкуется» с «входом» в последующую. При этом образовательные программы представляют собой совокупность определенным образом структурированных знаний, овладение которыми обеспечит продолжение образования.
В свете реализации общей задачи (биосоциальная адаптация подрастающего человека), которую решает эколого-экономическое образование, изучаемый вид общего образования поднимается до уровня значимости общего образования в целом, выступая в качестве образовательного феномена и эффективного средства содержательно-технологической интеграции не только экономического и экологического, но и других основных видов общего образования. Одновременно, будучи источником и средством формирования осознанных рационально-гуманистических взаимоотношений в целостной системе «человек – общество – биосфера», эколого-экономическое образование является синкретическим фактором обучения, воспитания и развития.
Образование призвано формировать систему личностных ценностей, адекватных ценностям общечеловеческим: жизнь – высшее благо, благополучие – целенаправленный труд над собой и в обществе, богатство – соотнесение желаемого и реально-рационально-потребного, благородство – проявление сопричастности, сопереживания, возможное только в результате осознания себя частью окружающего мира во всех его проявлениях. Таким образом, интеграция экологического и экономического образования, создает возможности для формирования уникального комплексного образовательного средства в виде эколого-экономического образования.
Библиографический список
Аменд, А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук / А.Ф. Аменд. – Екатеринбург, 1997.
Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: монография /А.Ф. Аменд. – Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1996.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / / Приложение к журналу «Директор школы». – 2002. – № 1.
Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / П.А. Полякова, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4.
Реймерс, Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. – М., 1994.
Рябинина, Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук /Н.П. Рябинина. – М., 1998.
Экономическое образование в школе: материалы Международного семинара. – СПб.: Образование, 1995.
Образование и наука. – 2003. – № 3(21).
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69