logo
Сборник статей

Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ

Соавтор А.А. Саламатов

Современный процесс модернизации российского образования индуци­рован двумя основными объективными факторами: глубинными преобразова­тельными процессами, происходящими в российском обществе, и энергичной интеграцией научных знаний. Эти факторы, с одной стороны, обусловливают сложность биосоциального становления современного человека на основе це­лостного, систематического обучения, воспитания и развития, а с другой – по­рождают целый ряд конкретных теоретических и прикладных проблем, ранее вообще не встававших перед отечественной педагогикой [3].

В условиях формирования новых экономических отношений (развития различных форм собственности, малого и среднего бизнеса), отсутствия право­вой базы природопользования, а также приватизации предприятий, ответ­ственных за разработку природных ресурсов, реальной становится угроза хищ­нического отношения к природе, превалирования экономических интересов, над глобальными экологическими интересами человечества. Особую актуаль­ность приобретают проблемы нравственного приоритета в решении вопросов природопользования, что обусловливает задачу формирования нового понима­ния соотношения экономики и экологии [6].

В последнее время обратил на себя внимание инновационный процесс, отражающий интеграцию экономической и экологической областей знаний и, соответственно, экономического и экологического образования. Высокий сис­темообразующий, интеграционный потенциал экологического образования обусловливается многократным усилением потенциала экологии как научного знания и образовательной области. Это усиление накладывается на другое, ко­торое возникает на основе проецирования экономики на область образования. В результате этого наложения в общем образовании формируется определен­ная область, находящаяся под воздействием мощных факторов (экологии и экономики) – эколого-экономическое образование.

Для обозначения интеграции экономического и экологического образова­ния кратко обратимся к содержанию каждого из них. Согласно Н.Ф. Реймерсу [5, с. 302 – 303], структура мегаэкологии включает, помимо глобальной экологии, биоэкологии и других разделов, прикладную экологию, экологию человека и со­циальную экологию, которые рассматривают различные аспекты взаимодей­ствия общества и природы. Экономические теории также в обязательном по­рядке обращаются к вопросам охраны природы, рассматривая их экономичес­кие аспекты, потому как охрана природы является важной задачей общего об­разования. Особую важность приобретает не только проблема формирования конкурентоспособности, деловых качеств у молодежи, но и проблема формиро­вания цивилизованного предпринимателя, делового человека, для которого ха­рактерен не дух наживы, а разумное хозяйствование, в том числе ответствен­ное отношение к природе и ее ресурсам. Таким образом, в содержании обоих видов образования ясно прослеживается взаимодействие человека и природы, условия их взаимосвязи, причины и последствия нарушения равновесия во взаимоотношениях, проблемы, вызванные данными нарушениями, возможные пути их устранения, т. е. прослеживается поле интеграции.

Анализируя развитие теории экономического и экологического образова­ния, можно выделить три основные тенденции. Первую отличает экологизация и экономизация всех общеобразовательных дисциплин, что позволяет детям овладеть основами прикладных экологических и экономических знаний уже на начальных этапах общего образования. Разумеется, объем и глубина этих зна­ний обусловлены пропедевтическим их характером. Для второй тенденции ха­рактерно изучение специальных вопросов экологии и экономики, обусловлен­ных ролевыми функциями отдельного человека. Намечается и третья тенден­ция, когда в средней (полной) общеобразовательной школе дается предпрофессиональная экологическая и экономическая подготовка – как база для профес­сионально профилированной подготовки старших школьников. Все тенденции имеют право на жизнь, но при этом необходимо иметь в виду, что эколого-эко­номическое образование никогда не выполнит роли образовательного феноме­на, если будет реализовано в качестве простой «кооперации» экологического и экономического образования на уровне междисциплинарных связей.

Эколого-экономическое образование – это структура не только междис­циплинарная, но и межобластная по отношению к образовательным областям «Природа», «Общество», «Человек». Значит, характеризоваться она должна как интегрированная содержательная линия, а с учетом ее непрерывности – как сквозная содержательная линия, пронизывающая все общее образование. Этот процесс может вариативно выстраиваться с помощью гибких подходов к тре­бованиям федерального, национально-регионального и непосредственно школьного уровней общего образования, которые реализуются на основе учебных планов разных видов, допускающих интерпретацию содержательных ли­ний в виде различных моделей: однопредметной, многопредметной, полипред­метной и смешанной.

Однопредметная модель эколого-экономического образования интегри­рует экологические и экономические знания, а также их методы в целостную систему – единый учебный курс, с целью создания комплексного средства фор­мирования рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы. Эта модель наиболее предпочтительна в системе дошкольного образования; эф­фективна она и в начальной школе.

Двупредметная модель допускает изучение экологии и экономики в виде отдельных, самостоятельных, взаимосвязанных лишь на уровне межпредмет­ных связей учебных курсов. В аспекте функционального структурирования не­прерывного эколого-экономического образования эта модель может быть при­нята в старшем звене общеобразовательной школы, позволяя углубленно изу­чать конкретные вопросы экологии и экономики.

Полипредметная модель предполагает одновременную глубокую экологи­зацию и экономизацию всех главных аспектов основных учебных курсов в тра­диционной логике их построения. Экологизация в рамках данной модели пони­мается в трех аспектах:

Аспекты экономизации при этом определяются как:

Данная модель эколого-экономического образования является наиболее целесообразной на начальном этапе образования.

Смешанная модель эколого-экономического образования заключается в комбинировании трех вышеперечисленных моделей именно в процессе непрерывного образования. Она предполагает предпочтительное использование на каждом из его уровней, этапов одной из трех моделей: однопредметной, двупредметной или полипредметной.

Основываясь на рассмотренных выше дидактических моделях, уровневое структурирование непрерывного эколого-экономического образования мо­жет выглядеть следующим образом.

Характеризуя непрерывное экономическое образование молодежи, В.А. Поляков и И.А. Сасова отмечают: «в начальной школе, когда происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, дети приобщаются к бережливости, экономности, проявляют творческое отношение к использова­нию всех видов ресурсов» [4, с. 20].

Эколого-экономическое образование в начальной школе нацелено на ре­шение более общей задачи – биосоциальной адаптации ребенка в соответствии с его возрастными возможностями и личностными предрасположенностями. Эта идея может быть реализована на основе как однопредметной, так и полип­редметной моделей.

На этапе общего начального образования, рассматриваемого нами в ка­честве целостной системы «обучение – воспитание – развитие», особое значение приобретает подсистема «воспитание» в связи с тем, что одной из утилитарных задач начальной школы является задача формирования у детей устойчивого интереса к учению.

В базовых учебных планах общеобразовательной школы не предусмотре­ны учебные часы для предмета «Ознакомление с окружающим миром». Таким образом, эколого-экономическое образование можно реализовать в начальной школе либо на основе полипредметной модели с опорным курсом «Природове­дение», либо на основе однопредметной модели за счет часов, отводимых на факультативы.

Опыт экспериментальной реализации последней из названных моделей показывает, что оптимальная эффективность эколого-экономического образо­вания обеспечивается при двух учебных часах в неделю, отводимых на него. Этот лимит часов оправдывает себя вполне, если иметь в виду, что эколого-экономическое образование охватывает три образовательных области – «Чело­век», «Общество», «Природа» – и учебный курс «Основы безопасности жизнеде­ятельности».

При этом выделяются следующие сквозные содержательные линии:

«Отсутствие стандартизированных представлений о целях, роли и месте экономики в школьном образовании исключает возможность проведения еди­ной политики» по отношению к данному виду образования. В результате много­численные «очаги» экономического образования в России поддерживаются сейчас за счет альтруизма или оплаченного энтузиазма представителей вузов­ских экономических кафедр, практических специалистов в области экономи­ки, учителей по другим предметам и т.д. [7, с. 24]. Это, разумеется, усугубляет трудности реализации эколого-экономического образования.

В эколого-экономическом образовании, формирующем взаимоотношения человека с окружающим миром во всех его проявлениях – природном и соци­альном, биотическом и абиотическом – особая роль отводится приоритету лич­ного опыта ребенка. Однако в силу объективных причин предмет классической рыночной экономики как науки имеет для российских учащихся весьма высо­кую степень абстракции.

В этой связи, обобщая рекомендации ряда отечественных и зарубежных педагогов-экономистов, мы формируем следующую последовательность содержательных аспектов экономической составляющей в системе начального эко­лого-экономического образования:

Эта последовательность предполагает изучение определенной гаммы функций человека и многообразия видов его взаимоотношений с социальными структурами.

И все-таки в эколого-экономическом образовании перечисленные содер­жательные аспекты «упреждаются» содержательными аспектами, исследующи­ми сущность человека как биологического, точнее, экологического, а еще точ­нее – эколого-социального существа. Именно поэтому для ученика начальной школы приведенные аспекты экономической составляющей непрерывного эко­лого-экономического образования неотделимы от сущностей:

Дидактический эквивалент вышеприведенных экономических и экологи­ческих составляющих определяет структуру школьного эколого-экономического образования.

Эколого-экономическое образование в системе начального общего обра­зования структурируется нами как единая интегрированная содержательная линия, включающая три основных образовательных блока, которые синтезиру­ют в себе все многообразие эколого-экономических линий и аспектов, огово­ренных выше. Кратко рассмотрим данные блоки.

Блок 1: «Я – ты – мы».

Сама жизнь ставит перед ребенком вопросы, задачи, проблемы, которые ему все равно придется решать. И лучше, если он сделает это, используя жиз­ненный опыт старших наставников: учителей, родителей, друзей. Только на ос­нове согласованных усилий учеников, родителей и учителей можно сформиро­вать эффективную систему начального образования, реализующую широкий диапазон вопросов физического, духовного и социального благополучия. В дан­ном образовательном блоке приводятся примеры, направленные на такое сог­ласование общих усилий учителя, родителей и учеников.

Блок 2: «Как мы чувствуем мир, окружающий нас».

Начальное образование знает в настоящее время немало учебных курсов, нацеленных на познание природы, окружающего мира. Однако все они ориен­тированы на познавательное общение с окружающим миром, между тем как ребенок в возрасте 6 – 12 лет познает природу с помощью, прежде всего, сенсор­ных механизмов своего организма, т. е. через чувственное отношение к окру­жению – во всей совокупности человеческих чувств. И только с возрастом и высшим развитием мозга формируются субсенсорные механизмы, которые обеспечивают человеку возможность дедуктивного освоения окружающего ми­ра.

Настоящий блок эколого-экономического образования ориентирует учи­телей 1–2 классов именно на формирование и развитие у детей чувственного восприятия окружающего мира.

Блок 3: «Учись у всего, что тебя окружает».

Этот образовательный блок приходится на 3-й класс начальной общеоб­разовательной школы. Поэтому основной задачей его, учитывая возрастные психофизиологические возможности детей 9–10 лет, является формирование познавательных отношений детей не только с «непосредственной», ближней ок­ружающей средой, но и со средой обитания всего живого на нашей планете, т.е. с биосферными явлениями и эколого-экономическими сообществами.

Данный блок призван заложить пропедевтические основы общения де­тей со всем тем комплексом условий, которые в их взаимосвязи и единстве оп­ределяют окружающую среду как интегрированный эколого-социально-экономический фактор. Исходя из данной установки, реализация настоящего обра­зовательного блока предполагает использование таких организационных форм, как экскурсии и лабораторно-практические работы.

Завершая обзор содержательной линии эколого-экономического образо­вания в начальной общеобразовательной школе, подчеркнем, что она достаточно объемна и требует для своей реализации значительного учебного времени. Поэтому учитель должен постоянно помнить, что явления биосоциального ха­рактера, отображаемые в ней, должны рассматриваться исключительно в про­педевтическом аспекте. Углубленное изучение их на уровне специальных зна­ний предполагается в рамках отдельных предметных учебных курсов основной и средней (полной) общеобразовательной школы.

Организационное и функциональное структурирование общего образова­ния в целом и его эколого-экономической составляющей в частности обуслов­ливается теми конкретными приоритетными задачами, которые ставятся на разных его этапах и уровнях: сначала – адаптация к школе, образовательному процессу, образовательной среде; затем – систематическое овладение основами научных знаний и на заключительном этапе – целенаправленная, осознанная обучаемым и мотивированная начальная социализация старшеклассника.

В V–VII классах основой для эколого-экономического образования явля­ются различные аспекты личной жизни ребят: они оценивают значение эконо­мии времени для личности и общества, обучаются планировать личные дела и контролировать соблюдение плана, ищут и находят варианты рационального использования личного времени. Им предстоит осознать, что здоровье челове­ка – это условие благосостояния личности, семьи, общества. Они должны дос­тойно оценить вклад родителей в сохранение и укрепление своего здоровья, оп­ределить свою роль в этом важном для общества деле.

В V–VII классах подростки приобретают систематические знания о при­родных богатствах, важных для человека и общества; проникаются идеей ра­зумного, бережного отношения к природе. Они получают элементарные пред­ставления о видах собственности (частной, личной, общественной) и законах ее сохранения и использования; о семейных расходах и доходах, их планирова­нии; о карманных деньгах и рациональном их расходовании; о стоимости школьного имущества, учебников; о расходах на ремонт школы, ее оборудова­ния; о правовой ответственности за порчу этого оборудования и т.д.

Реализуя на данном этапе экономическую составляющую эколого-эконо­мического образования, учитель, опираясь на изучаемые предметы, житейские экономические понятия, вводит ребенка в мир экономической жизни, связан­ной с переходом к рыночным отношениям. Нужно знакомить детей с экономи­ческой азбукой, т.е. с помощью игр, решения простейших задач, разбора со­циально-экономических ситуаций побуждать их к освоению экономических по­нятий и категорий: «собственность», «производство», «торговля», «товар», «рынок», «деньги», «цена» и др. На основе изучения опыта работы ряда школ России мы констатируем: учащиеся V–VII классов могут раскрыть суть 150 – 160 эконо­мических терминов и понятий.

Важно именно в этом возрасте сформировать полноценные базовые зна­ния о личной, семейной и социальной экономике с целью воспитания поколе­ния, которое будет принимать активное участие в экономических преобразова­ниях.

Школьники должны осознать зависимость благосостояния человека и об­щества от качества труда, научиться распределять выполняемые работы по времени, организовывать рабочее место. Необходимо, чтобы подростки полу­чили представление о рациональных приемах, повышающих качество и произ­водительность труда, овладели основами экономической культуры.

Учащиеся V–VII классов знакомятся с видами сбережений, способами за­шиты их от инфляции, с частным предпринимательством, семейными вклада­ми в собственное дело, со спецификой ценных бумаг. Важно обсудить возмож­ности заработка подростков, моральной и правовой оценки разных форм «до­бывания» денег, предупредить излишнее увлечение вещизмом и возможные по­следствия этого явления. Полезно познакомить ребят с опытом зарубежных сверстников.

На наш взгляд, содержание экономического образования в V–VII классах целесообразно представить следующими курсами:

V класс – «Экономика семьи»;

VI класс – «Экономика школы»;

VII класс – «Экономика ближайшего окружения».

Учащиеся VIII–IX классов в ходе реализации экономической составля­ющей эколого-экономического образования знакомятся с экономическим ус­тройством общества, его богатством и благосостоянием, основами бизнеса, формами предпринимательской деятельности. Они познают значение экономи­ки в жизни общества, отвечая на вопросы: Что производить? Из чего, сколько и как? Каким способом производить и для кого?

На этом этапе обучения школьники предметно рассматривают: виды собственности; экономическую природу и факторы производства, его специ­ализацию и кооперирование; структуру производства (сферы, подразделения, отрасли, предприятия и т.д.); денежные системы и финансовые институты; экономическую роль государства; сущность рыночной модели хозяйствования, требования ее к личности.

Ребятам предстоит разобраться в экономических основах выбора про­фессии, познакомиться с профессиями экономической сферы, углубить свои познания в области понятийно-терминологической системы экономики. Выпускник основной школы должен владеть примерно 200–220 экономическими по­нятиями.

Экологическая составляющая эколого-экономического образования в ос­новной общеобразовательной школе предполагает изучение следующего мате­риала:

V класс:

VI класс:

VII класс:

VIII класс:

• Человек, его здоровье;

• Благополучие окружающей среды;

• Взаимосвязь между здоровьем человека и благополучием окружающей среды.

IX класс:

• Общая биология;

• Основы рационально-гуманистических взаимоотношений в системе «человек – общество – биосфера».

Так, например, в IX классе интегрируя экономическую и экологическую составляющие эколого-экономического образования, особую значимость приоб­ретает не столько последовательное формирование у обучаемых системы знаний об основных закономерностях взаимообусловленного функционирования рыночной экономики и биосферы, сколько мотивация их к поиску, гипотети­ческому определению рациональных путей развития биосоциальных систем, развития экономически эффективного, социально справедливого и экологичес­ки целесообразного отношения к окружающей среде не как к «бесплатному то­вару», но как к высшей ценности для человека и общества.

Приведенное содержание эколого-экономического образования в основ­ной общеобразовательной школе позволяет ученику осознанно подготовиться к реализации многочисленных настоящих и будущих социальных ролей. Про­филировать эти роли можно следующим образом:

При таком «ролевом подходе» к реализации эколого-экономического об­разования эффективность его достигается на путях моделирования реальных жизненных ситуаций. Ориентация же на реальную жизнь во всем многообра­зии ее проявлений предполагает адекватную значимость всего комплекса зна­ний, которые ученик получает в основной школе. Именно поэтому на рассмат­риваемом уровне организации общего образования целесообразна полипредметная модель эколого-экономической его составляющей. И в этом смысле можно говорить об экологизации и экономизации всех учебных дисциплин, изучаемых в основной общеобразовательной школе.

Осуществление эколого-экономического образования осуществима в старшем звене общеобразовательной школы, где ученики, прошедшие преды­дущие этапы экологического и экономического образования в начальной и ос­новной общеобразовательной школе, способны к продуктивному усвоению ос­нов экологии и экономики. Это усвоение может быть достигнуто через реализа­цию следующих содержательных линий:

• «Альтернативные пути развития системы «человек – общество – биосфера»;

Данный уровень эколого-экономического образования может быть реали­зован на основе смешанной его модели, которая предполагает интеграцию ос­новных, специальных и факультативных учебных курсов.

Таким образом, непрерывность системы эколого-экономического образо­вания обеспечивается преемственностью образовательных программ разного уровня и направленности, в частности, непрерывностью содержания образова­ния разных уровней (ступеней) соответствующих образовательных областей: «выход» из одной программы естественным образом «стыкуется» с «входом» в последующую. При этом образовательные программы представляют собой со­вокупность определенным образом структурированных знаний, овладение ко­торыми обеспечит продолжение образования.

В свете реализации общей задачи (биосоциальная адаптация подраста­ющего человека), которую решает эколого-экономическое образование, изуча­емый вид общего образования поднимается до уровня значимости общего об­разования в целом, выступая в качестве образовательного феномена и эффек­тивного средства содержательно-технологической интеграции не только эконо­мического и экологического, но и других основных видов общего образования. Одновременно, будучи источником и средством формирования осознанных ра­ционально-гуманистических взаимоотношений в целостной системе «человек – общество – биосфера», эколого-экономическое образование является синкрети­ческим фактором обучения, воспитания и развития.

Образование призвано формировать систему личностных ценностей, адекватных ценностям общечеловеческим: жизнь – высшее благо, благополучие – целенаправленный труд над собой и в обществе, богатство – соотнесение желаемого и реально-рационально-потребного, благородство – проявление соп­ричастности, сопереживания, возможное только в результате осознания себя частью окружающего мира во всех его проявлениях. Таким образом, интегра­ция экологического и экономического образования, создает возможности для формирования уникального комплексного образовательного средства в виде эколого-экономического образования.

Библиографический список

  1. Аменд, А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономи­ческого общего образования: дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук / А.Ф. Аменд. – Ека­теринбург, 1997.

  2. Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: монография /А.Ф. Аменд. – Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1996.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / / Приложение к журналу «Директор школы». – 2002. – № 1.

  4. Поляков, В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи / П.А. Полякова, И.А. Сасова // Педагогика. – 1994. – № 4.

  1. Реймерс, Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипо­тезы / Н.Ф. Реймерс. – М., 1994.

  2. Рябинина, Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников: дис. ... д-ра пед. наук /Н.П. Рябинина. – М., 1998.

  3. Экономическое образование в школе: материалы Международного семинара. – СПб.: Образование, 1995.

Образование и наука. – 2003. – № 3(21).