Формирование чувства хозяина у студента педвуза
Соавтор Н.П. Рябинина
В условиях создания системы непрерывного экономического образования студентов педвуза особое внимание необходимо обратить на ее воспитательный аспект. Экономическое образование является базой, фундаментом экономического воспитания. Если экономическое образование направлено на формирование экономических взглядов, то задачей экономического воспитания является формирование личностных качеств и привычек поведения будущего учителя.
К числу экономических качеств личности относятся такие качества, как бережливость, деловитость, расчетливость, экономность, социалистическая предприимчивость и подобные. В своем единстве они выражают чувство хозяина – качество нового уровня, которое можно рассматривать как интегративное качество экономически воспитанной личности. Чувство хозяина общественного достояния отражает уровень экономического сознания и экономического поведения личности и является сплавом знаний, убеждений и поступков личности (Л.Н. Пономарев и соавторы. 1987). Особое значение задача воспитания чувства хозяина приобретает в подготовке будущего учителя, которому предстоит формировать и взгляды, и поведение учащихся в соответствии с требованиями экономического воспитания.
Одной из задач исследования, проведенного нами в Челябинском и Нижнетагильском педагогических институтах, было выяснение состояния сформированного у студентов чувства хозяина и возможных путей его воспитания.
Исследование, в котором приняло участие 840 человек, показало, что ни чувство хозяина, ни его составляющие качества не сформированы у большинства студентов в достаточной степени. Так, 85–91 % опрошенных отмечают факты небрежного отношения студентов к общественной собственности. Степень сохранности имущества в учебных корпусах, общежитиях, библиотеке, оцененная студентами по 5-балльной системе соответственно в 2,9, 2,3, 3,3 балла косвенно свидетельствует о их небрежном отношении к общественному имуществу. Самооценка подтверждает слабую сформированность качеств бережливости – 64 %, чувства хозяина – 45 %. У студентов наблюдается разрыв между пониманием своей ответственности (85 % считают, что именно они должны отвечать за сохранность социалистической собственности в стенах института) и их реальным поведением – 46–50 % не отличаются строгой экономностью и бережливостью по отношению к общественному имуществу.
Формирование чувства хозяина, как и всякий воспитательный процесс, зависит от ряда внешних и внутренних причин, которые могут либо ускорять, либо тормозить его. В нашем случае к внешним причинам можно отнести факты бесхозяйственности, с которыми студенты сталкиваются в вузе, – отмечают 74 % опрошенных, общежитиях – 67 %, на сельхозработах – 93 %. Существенной причиной является небрежное отношение к общественной собственности со стороны сотрудников, и преподавателей – 31 %, хозчасти – 36 %. С другой стороны, минимальное участие студентов в экономической деятельности, в хозяйственно-бытовом труде является основной сдерживающей внутренней причиной. Низким является участие студентов в решении таких вопросов, как начисление стипендии – 40,8 %, распределение мест в общежитии – 23 %, выбор места работы в трудовом семестре – 28 %. Крайне низким – при начислении зарплаты за сельхозработы – 4,16 %, за работу в стройотряде – 14 % участвуют в организации труда в стройотрядах, на сельхозработах.
К внутренним причинам, стимулирующим процесс воспитания чувства хозяина, можно отнести положительную установку большинства студентов на формирование данного качества – 82–94 % опрошенных считают его необходимым для учителя.
Основными условиями формирования у будущего учителя чувство хозяина общественного достояния мы считаем:
– внедрение режима экономии в вузе при активном содействии студенческого самоуправления;
– максимально широкое участие студентов в экономической деятельности через хозяйственно-бытовой труд, распределение материальных средств, поддержание порядка в институте и общежитиях, производительный труд в стройотрядах, на сельхозработах и его организацию, ремонтно-строительные работы в институте;
– активное вовлечение студентов в процесс экономического воспитания школьников в ходе непрерывной педагогической практики за счет исследовательских заданий и использования активных форм экономического воспитания учащихся;
– создание ситуаций, обеспечивающих выполнение воспитательных требований (А. С. Макаренко), а именно: внедрение научной организации труда студентов и улучшение материально бытовых условий труда и проживания студентов.
Перечисленные условия в определенной мере могут устранить влияние отрицательных внешних причин и активизировать процесс формирования у будущего учителя чувства хозяина.
Экономические воспитание учащейся молодежи:
тез докл. науч.-практ. конф. – Челябинск, 1989.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69