Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
Соавтор А.А. Саламатов
Осуществление масштабной экономической реформы и переход страны к рыночным отношениям означает для российского общества движение к новому типу личности, способной успешно жить и трудиться в современных условиях. Главное действующее лицо рыночной экономики – человек творческий, инициативный, самостоятельный, успешно реализующий свои способности в свободной экономической деятельности и несущий как гражданин ответственность за ее конечные результаты.
Поскольку нынешнее молодое поколение вступает в жизнь в условиях перехода к рыночным отношениям с их жесткими законами, возникает необходимость в создании благоприятных условий для оптимистического самочувствия каждого ребенка. Крайне важна педагогическая помощь по экономическому воспитанию уже на этапе дошкольного детства, когда формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.
Исследования в области экономического воспитания детей дошкольного возраста были начаты в конце 80-х годов XX века, однако общество для осознания этой важной проблемы «созрело» только в последние три-четыре года. Педагоги дошкольных учреждений успешно начали освоение авторских программ по экономике. Не умаляя достоинств данных программ, отметим, что это – всего лишь один из способов целенаправленной экономической подготовки, позволяющий систематизировать на доступном дошкольникам уровне бытовые представления, собственный опыт включения в ведение домашнего хозяйства и взаимодействия со взрослыми в процессе производства, потребления и распределения материальных и духовных благ.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников весьма сложна и неоднозначна. Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».
Разделяя данную точку зрения, мы считаем, что в экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю». Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому- или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.
Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна».
Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).
Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость». Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.
Многолетняя плодотворная работа челябинской научной школы в области экономического образования позволила создать на базе Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челябинском государственном педагогическом университете Центр непрерывного экономического образования, исследующий в том числе и проблемы экономического воспитания дошкольников. Результаты работы Центра регулярно освещаются на конференциях и симпозиумах различного уровня, публикуются в тематическом вестнике Института развития образования и воспитания подрастающего поколения и успешно внедряются в практику работы дошкольных учреждений.
Центр непрерывного экономического образования и факультет дошкольного образования Челябинского государственного педагогического университета тесно сотрудничает с муниципальными детскими образовательными учреждениями города, что позволяет апробировать и внедрять многие инновационные формы работы в практику экономического воспитания дошкольников.
Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.
Воспитатели и родители редко используют художественные произведения в качестве смыслового фона нравственно-экономического воспитания дошкольников. Между тем в них можно обнаружить кладезь интригующих тем и поводов для организации с детьми интересной работы в этом направлении.
Приведем примеры предложенных С. Бондаренко текстов, которые направлены на формирование нравственной позиции ребенка. Их обсуждение в семье или детском саду – прекрасная возможность познакомить детей с экономической азбукой.
Три охотника (Сказка охотников Мадагаскара)
Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы. У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником, не то что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе, и третий охотник подстрелил сто птиц. Они разделили их на три равные части, но осталась одна лишняя птица. Все трое заспорили, кому она должна принадлежать.
– Эта птица моя, – сказал один, – потому что лук мой.
– Нет, это моя птица, – сказал другой, – потому что стрела, которая ее проколола, моя.
– Птица моя, – сказал третий, – потому что я ее подстрелил.
Задание
Ответьте на вопрос: «Что бы вы посоветовали охотникам, если бы они попросили вас разрешить спор?»
Ответы
– Разделить спорную птицу или сварить и съесть втроем.
– Отдать тому, кто ее подстрелил.
– Исключить из расчета (выбросить, закопать в землю и т.д.).
– Бросить жребий.
– Подстрелить еще двух птиц, чтобы всем досталось поровну.
– Поделиться лишней птицей с другими людьми. Отдать птицу бедному, слабому, беспомощному человеку.
Решения большинства детей вполне приемлемы, но это решение банального конфликта на банальном уровне. Оно не требует ни проявления оригинальности мышления, ни собственной нравственной позиции. Представляется, что мудрый (а не просто неглупый и даже добрый) советчик дал бы охотникам понять, как недостойно они выглядят, когда, имея большую добычу, спорят, чтобы урвать себе еще небольшую ее долю. Настоящие мужчины и настоящие товарищи выиграют гораздо больше, если будут спорить не из-за того, что взять себе, а из-за того, что отдать другому. Выигрыш во взаимоуважении, великодушии и милосердии гораздо важнее, чем выигрыш маленькой прибавки к большой добыче.
Земля – золото (Китайская сказка)
Жил некогда крестьянин по имени Ван Сюэцин. Круглый год он усердно трудился, вставал затемно, а ложился в полночь. И хоть мало было у него земли, а концы с концами сводил. Двух сыновей вырастил Ван Сюэцин, и были они лодырями: целыми днями гуляли, палец о палец не ударяли. Много раз уговаривал их отец пойти поработать, но слова его были для них как ветер, пролетавший мимо их ушей, и продолжали они бездельничать. «Мои сыновья, – думал Ван, – не умеют жить. И растранжирят они все мое имущество». И вот свалила однажды Вана хворь. Как он ни крепился, болезнь не уходила. Понял он, что не встать ему уже на ноги. Позвал тогда Ван сыновей.
– Дети мои, пришел, видно, мой черед. Никакого богатства у меня нет, и в наследство я вам ничего не оставляю, кроме поля. Но знайте, что на нашем поле закопано немало золота. Вскопайте его хорошенько, перепашите несколько раз, поищите и найдете.
Сказал он так и умер. Услышав от отца о богатстве, братья обрадовались. «Найдем золото, – думали они, – весело заживем!»
Задание
Продолжите эту историю.
Ответ
Уж чего только они не делали, чтобы найти золото! Все дни проводили на поле, копали его и перепахивали, но ничего не нашли. Еще и еще раз прошли они плугом по полю, но опять ничего не нашли.
– Наверное, отец обманул нас, – сказал младший брат. – Что же нам делать?
– Давай-ка засеем поле, – предложил старший брат, – ведь все равно оно уже вспахано.
Засеяли братья поле пшеницей, уродился невиданный урожай, ни у кого в округе такого никогда и не бывало. Поняли братья, что земля и усердный труд и есть то золото, о котором говорил отец. Одумались они, перестали бездельничать и с раннего утра до позднего вечера работали в поле.
Сорочка счастливого человека (Восточная история)
Халиф лежал при смерти, утопая в шелковых подушках. Врачи сошлись на том, что спасти его может только одно – сорочка счастливого человека. Гонцы в каждом городе искали счастливого человека, но у всех были только горе и заботы. Наконец, встретили они пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. «Счастлив ли ты?» – спросили у него. «Я не знаю никого счастливее меня», – ответил он. «Тогда дай нам твою сорочку!» – воскликнули гонцы. «У меня ее нет», – сказал пастух. Странная весть о том, что единственный счастливый человек не имеет сорочки, заставила халифа задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый день велел раздать народу шелковые подушки, драгоценные камни и с того дня, как повествует легенда, стал опять здоровым и счастливым.
Задание
Расскажите, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.
Ответ
Счастье не в богатстве, не во власти, не в высоком звании. Можно быть счастливым, не имея всего этого.
Халиф правил страной, где у всех людей были только горе и заботы, а сам утопал в роскоши. Из-за этого-то он и стал болеть. Когда он раздал свои богатства, он стал здоровым и счастливым.
Помимо художественных произведений, в целях формирования нравственно-экономических представлений у старших дошкольников используются ситуационные задачи, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность, уважительное отношение к трудовой деятельности, ее результатам и людям труда.
Приведем примеры задач, предложенных А.В. Тихоненко, которые могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе решения задачи детям предлагается краткая беседа с целью разбора и уточнения ее содержания с нравственных позиций.
Задача 1
Пятачок, Винни Пух и Сова пришли на обед к Кролику. Кролик, как хороший, экономный хозяин, знал, сколько кусочков хлеба может съесть каждый гость. Поэтому он отрезал для себя и Пятачка по одному кусочку, Сове – 2 кусочка, а Винни Пуху на 2 кусочка больше, чем Сове. Сколько всего кусочков хлеба приготовил Кролик для гостей?
Беседа
Экономным ли хозяином оказался Кролик? (Да.) В чем это проявляется? (Он экономит хлеб, правильно нарезал кусочки для каждого гостя.) Правильно ли поступает Кролик? (Да, правильно.) А что делать, если кусочки хлеба все же остались? (Их можно использовать для приготовления гренок, пирога.) Есть еще много разных блюд, которые вы сами можете приготовить из остатков хлеба. Главное, чтобы не пропал ни один кусочек, ни одна крошка хлеба, который достается людям тяжелым трудом.
Задача 2
Ученикам было задано прочитать рассказ из 10 страниц. Маша не смогла прочитать весь рассказ, так как из книги были вырваны 3 страницы. Сколько страниц прочитала Маша?
Беседа
А в ваших учебниках есть вырванные страницы? Вспомните, вы сами вырывали страницы? А ведь изготовить книгу непросто. Над ней работает много людей. Нужна разная бумага, а это значит, что придется валить лес, уменьшать наши природные богатства. Жаль, что не все понимают, что книгу нужно беречь.
Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др. (Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2002; Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. – М., 1989), чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.
В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения – продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Н.А. Короткова (Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С. 29–39) отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности – рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). При этом воспитателю необходимо перейти от обязывающе-регламентирующих к более свободным, непринужденным отношениям с детьми и одновременно подобрать интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей. Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).
В детском саду № 476 г. Челябинска в течение ряда лет дошкольникам помогают войти в мир взрослых вещей. У детей формируются первичные комплексные представления о технологии приготовления несложных блюд, развиваются и приобретаются жизненные и специальные навыки в доступных видах труда. Это позволяет значительно обогатить трудовую деятельность детей, пробудить инициативу, интерес и желание трудиться для себя и других людей. Высокий воспитательный потенциал среды не только способствует формированию целостного понимания мира, но и придает жизни новое качество, облагораживает мир ребенка.
Большой опыт по экономическому и трудовому воспитанию накоплен в муниципальном детском образовательном учреждении № 2 с. Миасское Челябинской области, где неотъемлемой частью работы является ежемесячное проведение экскурсий на различные предприятия. Это помогает детям соотносить результаты труда и трудовые процессы с названиями профессий, устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой. На зерноскладе, например, дети видят огромное количество зерна и то, как рабочие стараются сохранить его; на мельнице – переработку зерна и получение муки; хлебозавод удивляет их ассортиментом хлебобулочных изделий, а магазин позволяет понять, каким спросом пользуется продукция хлеборобов. В результате у дошкольников повышается интерес к труду взрослых, желание трудиться, появляются новые сюжетно-ролевые игры: «Ремонтная мастерская», «Молочная ферма», «Магазин» и др., в которых они творчески воссоздают разнообразные стороны действительности. Изменяется отношение детей не только к труду взрослых, но и к своему собственному. Они учатся планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые орудия труда и ценить результаты деятельности.
В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.
Библиографический список
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. – 704 с.
Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 192 с.
Лихачев, Б.Т. Рыночные отношения и воспитание / Б.Т. Лихачев // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 5–6.
Короткова, Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С. 29–39.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 192 с.
Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. – М., 1989.
Тихоненко, А.В. Нравственное воспитание учащихся в процессе решения задач / А.В. Тихоненко // Начальная шк. – 2001. – № 8. – С. 76–83.
http://archive.1september.ru/nsc/2002/13/5.htm
Детский сад от А до Я. – 2003. – № 4.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69