logo
Сборник статей

Детям это нужно знать

Воспитание бе­режливости, эко­номности может быть успешным только при тесном контакте школы с семьей и руко­водстве школой эконо­мического воспитания в семье. Иногда прихо­дится сталкиваться с противоречиями в се­мейном и школьном экономическом воспита­нии: дети не знают, сколько стоят их вещи, как стоимость этих ве­щей выражена в труде их родителей. Ни в се­мье, ни в школе мы почти не учим навыкам расчетливости, связан­ным с личным потреб­лением.

Прежде чем начать работу по экономиче­скому воспитанию, в школе № 74 решили определить, что нужно сделать в этом плане учителям, какую по­мощь смогут оказать родители, шефы школы, необходимо было знать и состояние дел в шко­ле по этому вопросу.

Провели анкетирова­ние среди родителей и учащихся I–VIII классов. Родителям были заданы такие вопросы, как: участвует ли ребе­нок в распределении семейного бюджета, даете ли вы деньги на личные расходы, сколько, ког­да, на что, контролиру­ете ли расход этих де­нег, есть ли у ваших детей копилка, как ис­пользуют дети накоп­ленные деньги, контро­лируете ли расходы школьных тетрадей, кан­целярских принадлеж­ностей, добиваетесь ли вы, чтобы дети сохрани­ли учебники в хорошем состоянии до конца уче­бы, вся ли пища полно­стью потребляется за столом? Отношение в семье к хлебу, делови­тость и другие.

Исследование пока­зало, что ведется боль­шая работа совместно со школой и семь­ей по экономическо­му воспитанию. Уча­щиеся владеют некото­рыми экономическими знаниями и навыками, которые приобретаются в процессе учебы, общественно полезного труда, а также в семье. Опрос позволил уста­новить, что от 75 про­центов учащихся I клас­са до 98 процентов уча­щихся III класса при­влекаются к труду в семье, при этом боль­шая часть времени от­водится бытовому тру­ду и хозяйственно-де­нежным делам. Вместе с тем анкетирование показало, что имеется целый ряд недостатков в организации экономи­ческого воспитания де­тей в школе и семье. Некоторые родители учащихся I–III классов пишут: «Считал, что знать о бюджете семьи 10–летнему ребенку ра­но. Прослушав лекцию в школе на тему «Экономическое воспита­ние», я пришел к выво­ду что надо это знать детям. Иван Сергее­вич С.».

На второй вопрос анкеты ответы разнооб­разны: Александр Федорович И. пишет: «Мы сейчас достаточно обеспечены материально, чтобы считать лист бумаги, на которых пишет моя дочь». Подобных ответов 10. 18 человек пишут, что расход бумаги контролируют, но эффект очень мал. Дети расходуют бумагу в большом количестве, рвут, бросают, не берегут. 80 процентов опро­шенных родителей не ставят целью сохранять учебники.

На вопрос «есть ли у детей копилки?» 15 про­центов ответили, что есть. Елена Ивановна С. пишет: «Не знала, не думала, что пользование копилкой может воспи­тать жадность, скаред­ность. Думала, что это воспитывает эконом­ность».

В IV–VI классах по­ловина родителей пи­шет, что контролирует расходы «карманных» денег; 30 процентов считают, что контроли­ровать копейки не нуж­но, 5 человек пишут, что контролировать не­обходимо, так как день­ги, которые дают на школьное питание, дети используют на мороже­ное и конфеты. А учет, порядок, контроль яв­ляются главным услови­ем воспитания честно­сти.

Плохую услугу оказы­вают детям те родите­ли, которые разрешают им бесконтрольно поль­зоваться деньгами.

С самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе глубокого уважения к зарплате отца, матери, старших братьев и сес­тер. Ведь деньги, полу­чаемые взрослыми членами семьи, – это их материальное вознаг­раждение за труд, за то, что человек дал об­ществу. В нашей стране, где ценится и уважает­ся общественно полезный труд, должно ува­жаться и цениться от­ношение к нему людей, занятых созидательной деятельностью.

Но опрос также пока­зал, что отстранение де­тей от участия в денеж­ных операциях семьи приводит в дальнейшем к неблагоприятным пос­ледствиям: неумение соразмерить доходы семьи с собственными потребностями в мате­риальных благах порож­дает эгоистические тен­денции со стороны де­тей. Обращает на себя внимание и тот факт, что от 25 до 35 процен­тов учащихся VII–VIII классов не имеют по­стоянных хозяйствен­ных обязанностей до­ма. Неправильно орга­низованное воспитание в семье не может не сказаться на отношении школьников к своему учебному и обществен­но полезному труду.

Важность различных экономических качеств родители оценивают неодинаково. Наиболее необходимыми они считают трудолюбие, коллективизм, бережливость, наименее необходимыми – расчетли­вость, практичность, экономность. Например, каждый пятый считает отрицательной чертой расчетливость, каждый девятый – практич­ность, каждый десятый – экономность. Недооцен­ка некоторых экономических качеств (расчет­ливости, практичности, деловитости, экономно­сти) взрослыми и деть­ми чаще всего связана с ошибочным толкова­нием их. Это можно подтвердить примерами. Восьмикласснику сове­туют брать пример с отца, а он отвечает: «Отец – человек дру­гого поколения, он вос­питывался в других ус­ловиях. Он расчетлив, экономен, так как жил в бедной семье. Я та­ким быть не хочу».

Чтобы успешно фор­мировать у детей эко­номические умения и навыки, родители долж­ны позаботиться о соз­дании соответствующей атмосферы коллективно­го сотрудничества, ра­циональной организации домашнего труда. Объективные возмож­ности семьи в эконо­мическом воспитании детей вытекают из ее экономической жизни и деятельности. В семье мы находим элементы всех областей экономи­ческой жизни и дея­тельности общества: семья участвует в про­изводстве, распределе­нии, обмене и потреб­лении материальных и духовных благ. Семья повседневно осуществляет распре­деление и обмен своих доходов, расходуя де­нежные средства на приобретение различ­ных материальных и ду­ховных благ. Организа­ция учета доходов и расходов, рационально­го использования де­нежных средств, береж­ливого потребления се­мейных благ предостав­ляет большие возмож­ности для экономиче­ского воспитания детей. Задачей семьи является также воспитание кол­лективизма в быту, чувства взаимопомощи между членами семьи и товарищами, соседями, добросовестного отно­шения к хозяйственно-бытовому труду, береж­ливости к семейному достоянию, к различ­ным постройкам, зеле­ным насаждениям свое­го двора, улицы, микро­района и т. п. Поэтому целенаправленная орга­низация всех сфер дея­тельности членов семьи является важным усло­вием экономического воспитания детей.

Вечерний Челя­бинск. – 1981 г. – 17 нояб.