Детям это нужно знать
Воспитание бережливости, экономности может быть успешным только при тесном контакте школы с семьей и руководстве школой экономического воспитания в семье. Иногда приходится сталкиваться с противоречиями в семейном и школьном экономическом воспитании: дети не знают, сколько стоят их вещи, как стоимость этих вещей выражена в труде их родителей. Ни в семье, ни в школе мы почти не учим навыкам расчетливости, связанным с личным потреблением.
Прежде чем начать работу по экономическому воспитанию, в школе № 74 решили определить, что нужно сделать в этом плане учителям, какую помощь смогут оказать родители, шефы школы, необходимо было знать и состояние дел в школе по этому вопросу.
Провели анкетирование среди родителей и учащихся I–VIII классов. Родителям были заданы такие вопросы, как: участвует ли ребенок в распределении семейного бюджета, даете ли вы деньги на личные расходы, сколько, когда, на что, контролируете ли расход этих денег, есть ли у ваших детей копилка, как используют дети накопленные деньги, контролируете ли расходы школьных тетрадей, канцелярских принадлежностей, добиваетесь ли вы, чтобы дети сохранили учебники в хорошем состоянии до конца учебы, вся ли пища полностью потребляется за столом? Отношение в семье к хлебу, деловитость и другие.
Исследование показало, что ведется большая работа совместно со школой и семьей по экономическому воспитанию. Учащиеся владеют некоторыми экономическими знаниями и навыками, которые приобретаются в процессе учебы, общественно полезного труда, а также в семье. Опрос позволил установить, что от 75 процентов учащихся I класса до 98 процентов учащихся III класса привлекаются к труду в семье, при этом большая часть времени отводится бытовому труду и хозяйственно-денежным делам. Вместе с тем анкетирование показало, что имеется целый ряд недостатков в организации экономического воспитания детей в школе и семье. Некоторые родители учащихся I–III классов пишут: «Считал, что знать о бюджете семьи 10–летнему ребенку рано. Прослушав лекцию в школе на тему «Экономическое воспитание», я пришел к выводу что надо это знать детям. Иван Сергеевич С.».
На второй вопрос анкеты ответы разнообразны: Александр Федорович И. пишет: «Мы сейчас достаточно обеспечены материально, чтобы считать лист бумаги, на которых пишет моя дочь». Подобных ответов 10. 18 человек пишут, что расход бумаги контролируют, но эффект очень мал. Дети расходуют бумагу в большом количестве, рвут, бросают, не берегут. 80 процентов опрошенных родителей не ставят целью сохранять учебники.
На вопрос «есть ли у детей копилки?» 15 процентов ответили, что есть. Елена Ивановна С. пишет: «Не знала, не думала, что пользование копилкой может воспитать жадность, скаредность. Думала, что это воспитывает экономность».
В IV–VI классах половина родителей пишет, что контролирует расходы «карманных» денег; 30 процентов считают, что контролировать копейки не нужно, 5 человек пишут, что контролировать необходимо, так как деньги, которые дают на школьное питание, дети используют на мороженое и конфеты. А учет, порядок, контроль являются главным условием воспитания честности.
Плохую услугу оказывают детям те родители, которые разрешают им бесконтрольно пользоваться деньгами.
С самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе глубокого уважения к зарплате отца, матери, старших братьев и сестер. Ведь деньги, получаемые взрослыми членами семьи, – это их материальное вознаграждение за труд, за то, что человек дал обществу. В нашей стране, где ценится и уважается общественно полезный труд, должно уважаться и цениться отношение к нему людей, занятых созидательной деятельностью.
Но опрос также показал, что отстранение детей от участия в денежных операциях семьи приводит в дальнейшем к неблагоприятным последствиям: неумение соразмерить доходы семьи с собственными потребностями в материальных благах порождает эгоистические тенденции со стороны детей. Обращает на себя внимание и тот факт, что от 25 до 35 процентов учащихся VII–VIII классов не имеют постоянных хозяйственных обязанностей дома. Неправильно организованное воспитание в семье не может не сказаться на отношении школьников к своему учебному и общественно полезному труду.
Важность различных экономических качеств родители оценивают неодинаково. Наиболее необходимыми они считают трудолюбие, коллективизм, бережливость, наименее необходимыми – расчетливость, практичность, экономность. Например, каждый пятый считает отрицательной чертой расчетливость, каждый девятый – практичность, каждый десятый – экономность. Недооценка некоторых экономических качеств (расчетливости, практичности, деловитости, экономности) взрослыми и детьми чаще всего связана с ошибочным толкованием их. Это можно подтвердить примерами. Восьмикласснику советуют брать пример с отца, а он отвечает: «Отец – человек другого поколения, он воспитывался в других условиях. Он расчетлив, экономен, так как жил в бедной семье. Я таким быть не хочу».
Чтобы успешно формировать у детей экономические умения и навыки, родители должны позаботиться о создании соответствующей атмосферы коллективного сотрудничества, рациональной организации домашнего труда. Объективные возможности семьи в экономическом воспитании детей вытекают из ее экономической жизни и деятельности. В семье мы находим элементы всех областей экономической жизни и деятельности общества: семья участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Семья повседневно осуществляет распределение и обмен своих доходов, расходуя денежные средства на приобретение различных материальных и духовных благ. Организация учета доходов и расходов, рационального использования денежных средств, бережливого потребления семейных благ предоставляет большие возможности для экономического воспитания детей. Задачей семьи является также воспитание коллективизма в быту, чувства взаимопомощи между членами семьи и товарищами, соседями, добросовестного отношения к хозяйственно-бытовому труду, бережливости к семейному достоянию, к различным постройкам, зеленым насаждениям своего двора, улицы, микрорайона и т. п. Поэтому целенаправленная организация всех сфер деятельности членов семьи является важным условием экономического воспитания детей.
Вечерний Челябинск. – 1981 г. – 17 нояб.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69