Экономические знания молодежи
После выхода в свет Постановления ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» вопросы экономики все больше привлекают к себе внимание работников народного образования. В статье А. Аменда обобщается опыт экономического обучения школьников.
Экономическое образование – важная цель воспитания подрастающего поколения, оно играет большую роль в формировании активных и сознательных строителей коммунистического общества, в подготовке к трудовой деятельности.
В решениях XXIV съезда КПСС, в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся» говорится о необходимости шире вовлекать рабочих и служащих в управление экономикой. Поэтому знание экономики в наши дни становится столь же необходимым, как знание математики, физики, химии и других наук. В решении этой задачи важная роль принадлежит общеобразовательной школе.
Овладение экономическими знаниями, принципами научной организации труда и рациональной организации учебного процесса заложено в школьном обучении с 1 по 10 класс.
Интересная работа в начальных классах проводится учителями средней школы № 2 г. Коркино. Для проведения бесед о бережливости в 1 классе удачно используются материалы учебника «Где мои вещи?», «Всякой вещи – свое место», «Хлеб» и другие. По теме «Всякой вещи – свое место» учительница выбрала такую целевую установку: показать на конкретных примерах стоимости школьного оборудования необходимость бережного обращения с ним.
Подобная работа ведется во 2–3-х классах на уроках и во внеурочное время по темам: «Береги вещи», «Наша школа – наш класс», «Хлеб – всему голова», «Богатства Родины множатся трудом людей», «Мы и природа».
Если в начальной школе проводятся в основном беседы о бережливости, то в 4–10 классах изучается материал по экономике страны. Например, учебный курс экономической географии СССР в 8 классе предусматривает изучение чисто экономических тем: «Структура народного хозяйства СССР», «Основные принципы размещения социалистического производства», «Преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической», «Основная экономическая задача СССР на современном этапе».
На уроках обществоведения десятиклассники изучают основы политэкономии социализма.
Творческий подход учителя к решению вопросов экономического образования на уроке – залог успеха всей системы экономического воспитания в школе. Использование на уроках наглядности, широкое привлечение учащихся к экономическим расчетам, постановка перед ними познавательных задач, практические работы – все эти методы должен взять на вооружение учитель, серьезно озабоченный экономическим воспитанием школьника.
Так, в школе-интернате № 4 г. Челябинска на уроках обществоведения учителя Т.М. Амплеевой в течение нескольких лет проводятся социологические исследования при изучении темы «Труд и распределение при социализме». Вначале она сообщает о том, что в первые годы Советской власти, когда появились школы-интернаты, ясли и другие детские учреждения, В.И. Ленин назвал их ростками коммунизма. Теперь в нашей стране имеется целая система таких учреждений. Народное образование и медицинское обслуживание, содержание детских здравниц и пионерских лагерей – все это финансируется государством за счет общественных фондов. Учительница дает определение общественных фондов и указывает основные источники их образования.
Затем каждый ученик получает задание произвести подсчет, сколько получила его семья из этих фондов в текущем году, а сам ученик – за всю свою жизнь. Для выполнения задания учащимся дается справочный материал.
Исследования выглядели примерно так:
«Что получила наша семья из общественных фондов? (Люда В.): Наша семья состоит из 5 человек: папа, мама, Света, Валя и я. Папа вот уже 6 лет работает на заводе. Его зарплата за месяц составляет 184 рубля. Мама работает на том же заводе и получает 89 рублей 60 коп. Света учится в медицинском училище и получает стипендию в размере 20 рублей в месяц, Валя учится в общеобразовательной школе, я в интернате. Таким образом, общая зарплата семьи за 11 месяцев составляет 3249 рублей 60 коп. Из общественных фондов семья получила: в марте 1969 года папа был в отпуске 27 дней – получил 150 рублей, мама – 23 дня и получила 80 рублей. Папа в течение года три раза получал премии – 89 рублей. На обучение Вали в школе государство тратит ежегодно 90 рублей. Мое пребывание в интернате обходится государству в 1200 рублей. Я месяц лежала в больнице, что государству обошлось в 165 рублей. Валя 5 раз посещала поликлинику – 4 рубля. За обучение Светы в училище государство платит 482 рубля в год. Мама неделю находилась на бюллетене, месячная зарплата из-за этого не снизилась. Итак, при подсчете всех этих цифр у меня вышло: за год наша семья из общественных фондов получила 2161 рубль.
Такую работу проделал весь класс. В результате была составлена сводная таблица. Даже самые поверхностные подсчеты показали, что многие семьи получают в год из общественных фондов иногда даже больше, чем зарплата всех работающих членов семьи.
Внимание учащихся на отдельные вопросы экономики обращается в процессе изучения курса химии. С разговора о правильном расходовании реактивов и бережном отношении к оборудованию химического кабинета учитель переходит к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства, последовательно формируя тем самым у учащихся экономические понятия.
Многие учителя математики удачно используют конкретный материал при составлении задач. В четвертых классах, например, решаются задачи такого содержания: «На 112 километров пути шофер израсходовал 35,8 кг бензина. Сколько бензина сэкономил шофер, если норма расхода на 1 км пути 0,36 кг?»
В 5 и 6 классах по теме «Проценты» учащимся предлагается решить: «Во сколько раз увеличится производительность токарного станка, если увеличить скорость оборотов в минуту шпинделя на 25 процентов первоначальной скорости и ширину захвата резца на 10 процентов?».
Существуют также самые различные формы и методы организации внеклассной и внешкольной работы по экономическому образованию. Основными этапами в организации внеклассной работы школы по экономическому образованию учащихся могут быть следующие:
четкое планирование, решение организационных вопросов, связанных с материальной базой и объектами для практики, экономическая пропаганда;
воспитание бережливости у детей в начальных классах;
практическое знакомство с экономикой предприятия, встречи, беседы, классные часы, активное участие в общественно полезном и, частично, производительном труде учащихся 4–7 классов;
организация производительного труда старшеклассников, практическое знакомство их с экономикой промышленного или сельскохозяйственного предприятия, стройки.
Известно, что первоначальной ступенью всякой системы является планирование, поэтому в общешкольных планах учебно-воспитательной работы следует не только намечать различные мероприятия, но и иметь отдельный раздел «Экономическое воспитание», в котором можно выделить такие направления:
сообщение экономических знаний в учебном процессе;
организация наглядной агитации в школе по экономическим вопросам и эффективности общественно полезного труда учащихся;
практическое участие в работе шефствующего предприятия и знакомство с его экономическими показателями;
вовлечение учащихся в общественно полезный, производительный труд в строительных отрядах, ученических производственных бригадах, в школьных лесничествах;
внедрение режима экономии в школе.
За последнее время получили широкое распространение различные формы трудового воспитания школьников: строительные бригады и отряды, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние спортивно-трудовые лагеря и т.п. Общественно полезный и производительный труд учащихся здесь сочетается с предварительным и сопутствующим изучением некоторых конкретных вопросов экономики.
Перед началом работ в строительных бригадах и отрядах учителя или руководители стройки должны познакомить ребят с той ролью, которую играет социалистическая промышленность в создании материально-технической базы коммунизма, с положением о социалистическом предприятии, с новой системой планирования и экономического стимулирования в строительстве. Здесь же учащиеся узнают об основных принципах планирования и управления промышленным производством, о том, что план – это закон деятельности любого предприятия.
В процессе работы на строительстве объекта учащиеся должны понять сущность взаимоотношений социалистического предприятия и производственного коллектива, ознакомиться с правами и обязанностями администрации, общественных организаций и рабочих, с участием последних в управлении производством.
Организуя производственную практику девятиклассников на стройке или в цехе завода, школа ставит перед ними конкретные цели: понять, что себестоимость продукции – основной показатель работы предприятия, познакомиться с факторами, определяющими себестоимость продукции на рабочем месте, в бригаде, на участке и на всем предприятии. Но главное – старшеклассник должен задуматься над резервами и путями снижения себестоимости продукции. А для этого необходимо иметь представление о сущности и путях повышения производительности труда, о значении социалистического соревнования, высокой трудовой дисциплины и ответственности.
Учащиеся в процессе работы в бригадах, отрядах, школьных лесничествах должны приобрести не только трудовые навыки. Необходимо в строгой системе, по тщательно продуманной программе знакомить их с экономикой социалистического производства, активно привлекать к применению этих знаний на практике, в рационализаторско-изобретательской деятельности.
Таким образом, жизнь показывает, что первый опыт организации экономического просвещения учащихся требует обобщения и систематизации. Будущее – за широким внедрением экономических знаний в учебно-воспитательный процесс средней общеобразовательной школы.
Полит. информатор. – 1973. – № 19.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69