Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
Соавтор Н.А. Нуритдинова
Основными задачами Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в экономическом воспитании являются следующие:
– вооружение пионеров экономическими знаниями, умениями, навыками;
– формирование качеств личности, характеризующих уровень экономической воспитанности;
– воспитание экономного, сознательного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей среде;
– развитие навыков рационального использования бюджета времени.
Для изучения эффективности решения этих задач в пионерской дружине мы рекомендуем схему «Экономическое воспитание юных ленинцев», «Вопросы для беседы с пионерскими вожатыми» и два варианта анкет для учащихся № 1, 2.
Экономическое воспитание юных ленинцев
Цели Содержание Факторы Общие Специфические Агитация и пропаганда экономических знаний Экономические условия Воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности Воспитание бережливости, расчетливости, умения хозяйствовать Выработка экономических навыков Научная организация экономической деятельности Экономические отношения Экономическая политика
Вопросы для проведения беседы со старшей пионервожатой
Каковы основные направления воспитательной работы в пионерском отряде?
Что Вы понимаете под экономическим воспитанием?
Сколько раз в году провели сбор макулатуры, металлолома? Кампаниями или регулярно?
Как у вас готовятся и проводятся субботники? Объясняется ли их цель?
Как подводятся итоги субботника? Доводятся ли результаты до ребят?
Как Вы объясняете ребятам, куда и на что идут собранные ими макулатура и металлолом?
АНКЕТА № 1
Дорогой друг!
Просим тебя ответить, как ты и твой класс участвуете в различных трудовых делах. Заполняется анкета так: внимательно прочти вопрос и ответы на пего, выбери и подчеркни тот ответ, который совпадает с твоим мнением, или допиши свой. Фамилию на анкете указывать не надо.
1. КАКИЕ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ИЗ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ГЛАВНЫЕ ДЛЯ ПИОНЕРА? (подчеркни не более пяти качеств)
1 – скромность, 2 – бережливость, 3 – честность, 4 – аккуратность, 5 – общительность, 6 – мужество, 7 – патриотизм, 8 – товарищество, 9 – трудолюбие, 10 – расчетливость.
2. ЕСТЬ УЧЕНИКИ, КОТОРЫЕ НЕ БЕРЕГУТ ШКОЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО (парты, стулья, книги и т. п.). КАК ОТНОСЯТСЯ К ТАКИМ УЧЕНИКАМ ТВОИ ОДНОКЛАССНИКИ?
11 – большинство учеников класса решительно осуждают таких, 12 – их осуждают только учителя, 13 – их осуждают лишь некоторые ученики класса, 14 – никто не осуждает, 15 – не знаю.
3. КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ СУББОТНИКОВ В ШКОЛЕ?
16 – участвую во всех школьных субботниках, 17 – если есть свободное время, то участвую, 18 – стараюсь не участвовать, 19 – что еще, допиши.
4. ЧТО ПОБУЖДАЕТ ТЕБЯ УЧАСТВОВАТЬ В ШКОЛЬНЫХ СУББОТНИКАХ?
20 – хочется сделать полезное дело для класса, школы;
– нравится работать вместе с классом, друзьями;
– хочется, чтобы класс всегда был первым среди других;
– приходится участвовать, чтобы не ругали;
– заставляют участвовать;
– что еще, допиши ____________________ .
5. ЕСЛИ ТЫ ИЗБЕГАЕШЬ УЧАСТВОВАТЬ В ШКОЛЬНЫХ СУББОТНИКАХ, ТО ПОЧЕМУ?
6. ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ НА СВОЕЙ ПАРТЕ?
26 – да, довольно часто, 27 – никогда, 28 – нет, никогда.
7. СКОЛЬКО РАЗ В ЭТОМ ГОДУ ТЫ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В РЕМОНТЕ, ПОКРАСКЕ ШКОЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА?
29 – ни разу, 30 – 1–2 раза, 31 – 3–4 раза, 32 – 5 раз и более, 33 – не помню.
8. КТО ЧИСТИТ, РЕМОНТИРУЕТ ТВОЮ ОДЕЖДУ, ОБУВЬ, ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ?
34 – в основном всегда сам, 35 – в основном мама, папа; я помогаю, 36 – в основном родители, 37 – кто еще, допиши
9. СКОЛЬКО СТОИТ ТВОЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА?
38 – … руб., 39 – не знаю.
10. СКОЛЬКО СТОИТ ТВОЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ ПАРТА?
40 – … руб., 42 – не знаю.
11. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, СКОЛЬКО ПЛАТИТ ТВОЯ СЕМЬЯ ЗА ВОДУ?
43 – да, 44 – нет, 45 – не знаю;
за электроэнергию?
46 – да, 47 – нет, 48 – не знаю.
12. КАК ТЫ УЧИШЬСЯ?
49 – на «5», 50 – на «4» и «5», 51 – на «4», 52 – на «4» и «3», 53 – на «3».
13. ТВОЙ ПОЛ: 54 – мальчик, 55 – девочка.
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ИССЛЕДОВАНИИ!
АНКЕТА № 2 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV–VI КЛАССОВ
УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ!
Просим тебя внимательно прочитать вопросы и как можно точнее дать на них ответы. Выбери из предложенных вариантов ответа тот, который соответствует твоему мнению, и обведи кружком номер этого ответа. Там, где нет ответа, напиши его сам.
1. ВЫПОЛНЯЕШЬ ЛИ ТЫ РЕЖИМ ДНЯ? 1 – да, 2 – нет.
2. ДАЮТ ЛИ ТЕБЕ РОДИТЕЛИ ПОРУЧЕНИЯ ХОДИТЬ ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН? 3 – да, 4 – нет.
3. КАК ЧАСТО ЭТИ ПОРУЧЕНИЯ БЫВАЮТ?
5 –постоянно, 6 – от случая к случаю, 7 – редко
4. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКАЯ ЗАРПЛАТА У ТВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
8 – да, 9 – нет.
5. ИМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ДЕНЬГИ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ?
10 – да, 11 – нет.
6. СКОЛЬКО СТОИТ:
– твоя школьная форма;
– пальто;
– ботинки.
7. СКОЛЬКО ПЛАТИТ ВАША СЕМЬЯ В МЕСЯЦ:
– за воду;
– за свет;
– за газ.
8. ПРИНИМАЕШЬ ЛИ ТЫ УЧАСТИЕ В ИЗГОТОВЛЕНИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ школы?
18 – да, 19 – нет.
9. ПРИНИМАЛ ЛИ ТЫ УЧАСТИЕ В ОПЕРАЦИИ «ЖИВИ, КНИГА»?
20 – да, 21 – нет.
10. СКОЛЬКО МАКУЛАТУРЫ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ СДАЛИ:
– ваша школа;
– ваш класс;
– ты сам (а).
11. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ТЫ СДАЛ КНИГИ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО УЧЕБНОГО ГОДА?
– оценены на «4» и «5», 26 – оценены на «4» и «3», 27 – оценены на «2».
12. БЫВАЮТ ЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ТЫ НАЧИНАЕШЬ НОВУЮ ТЕТРАДЬ, НЕ ИСПИСАВ СТАРУЮ?
28 – да, 29 – нет.
13. КАК ТЫ РЕАГИРУЕШЬ НА НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ И ДРУГИМ ПРОДУКТАМ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ?
–меня это не интересует, 31 – не замечал таких случаев, 32 – стараюсь сам (а) так не делать, 33 – пытаюсь остановить других.
14. ЕСТЬ ЛИ НАДПИСИ НА ТВОЕЙ ПАРТЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯ?
34 – да, 35 – нет.
15. СКОЛЬКО МОЖНО СЭКОНОМИТЬ ДЕНЕГ, ЕСЛИ НЕ РЕМОНТИРОВАТЬ ВАШ КЛАСС ТРИ ГОДА?
36 – 300 руб., 37 – 600 руб., 38 – 1500 руб.
16. КОГДА ТЫ ГОТОВИШЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УРОКА?
– на предыдущем уроке, 40 – в начале перемены, 41 – в конце перемены, 42 – непосредственно на уроке.
17. КАКИЕ КАЧЕСТВА ТЫ ЦЕНИШЬ В ЧЕЛОВЕКЕ?
(отметить только четыре)
– честность, 44 – смелость, 45 – бережливость, 46 – трудолюбие, 47 – веселость, 48 – активность, 49 – аккуратность, 50 – самостоятельность, 51 – дисциплинированность.
БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ИССЛЕДОВАНИИ!
Инструментарий изучения эффективности воспитательной работы
с учащимися в школе. Челябинск, 1984.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69