logo
Сборник статей

Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев

Соавтор Н.А. Нуритдинова

Основными задачами Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в экономическом воспитании являются следующие:

– вооружение пионеров экономическими знаниями, умениями, навыками;

– формирование качеств личности, характеризующих уровень экономической воспитанности;

– воспитание экономного, сознательного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей среде;

– развитие навыков рационального использования бюджета времени.

Для изучения эффективности решения этих задач в пио­нерской дружине мы рекомендуем схему «Экономическое вос­питание юных ленинцев», «Вопросы для беседы с пионерскими вожатыми» и два варианта анкет для учащихся № 1, 2.

Экономическое воспитание юных ленинцев

Цели

Содержание

Факторы

Общие

Специфические

Агитация и пропаганда экономических знаний

Экономические условия

Воспитание ком­мунистического отношения к труду и общественной соб­ственности

Воспитание бережливости, расчетливости, умения хозяй­ствовать

Выработка эко­номических навыков

Научная организация экономической деятельности

Экономические отношения

Экономическая политика

Вопросы для проведения беседы со старшей пионервожатой

  1. Каковы основные направления воспитательной работы в пионерском отряде?

  2. Что Вы понимаете под экономическим воспитанием?

  3. Сколько раз в году провели сбор макулатуры, металлолома? Кампаниями или регулярно?

  4. Как у вас готовятся и проводятся субботники? Объясняется ли их цель?

  5. Как подводятся итоги субботника? Доводятся ли результаты до ребят?

  6. Как Вы объясняете ребятам, куда и на что идут собран­ные ими макулатура и металлолом?

АНКЕТА № 1

Дорогой друг!

Просим тебя ответить, как ты и твой класс участвуете в различных трудовых делах. Заполняется анкета так: внимательно прочти вопрос и ответы на пего, выбери и подчеркни тот ответ, который совпадает с твоим мнением, или допиши свой. Фамилию на анкете указывать не надо.

1. КАКИЕ, НА ТВОЙ ВЗГЛЯД, ИЗ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КАЧЕСТВ ГЛАВНЫЕ ДЛЯ ПИОНЕРА? (подчеркни не более пяти качеств)

1 – скромность, 2 – бережливость, 3 – честность, 4 – аккуратность, 5 – общительность, 6 – мужество, 7 – патриотизм, 8 – товарищество, 9 – трудолюбие, 10 – расчетливость.

2. ЕСТЬ УЧЕНИКИ, КОТОРЫЕ НЕ БЕРЕГУТ ШКОЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО (парты, стулья, книги и т. п.). КАК ОТНОСЯТСЯ К ТАКИМ УЧЕНИКАМ ТВОИ ОДНОКЛАССНИКИ?

11 – большинство учеников класса решительно осуждают таких, 12 – их осуждают только учителя, 13 – их осуждают лишь некоторые ученики класса, 14 – никто не осуждает, 15 – не знаю.

3. КАК ТЫ ОТНОСИШЬСЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ СУББОТНИКОВ В ШКОЛЕ?

16 – участвую во всех школьных субботниках, 17 – если есть свободное время, то участвую, 18 – стараюсь не участвовать, 19 – что еще, допиши.

4. ЧТО ПОБУЖДАЕТ ТЕБЯ УЧАСТВОВАТЬ В ШКОЛЬНЫХ СУББОТНИКАХ?

20 – хочется сделать полезное дело для класса, школы;

  1. – нравится работать вместе с классом, друзьями;

  2. – хочется, чтобы класс всегда был первым среди других;

  3. – приходится участвовать, чтобы не ругали;

  4. – заставляют участвовать;

  5. – что еще, допиши ____________________ .

5. ЕСЛИ ТЫ ИЗБЕГАЕШЬ УЧАСТВОВАТЬ В ШКОЛЬНЫХ СУББОТНИКАХ, ТО ПОЧЕМУ?

6. ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ НА СВОЕЙ ПАРТЕ?

26 – да, довольно часто, 27 – никогда, 28 – нет, никогда.

7. СКОЛЬКО РАЗ В ЭТОМ ГОДУ ТЫ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В РЕМОНТЕ, ПОКРАСКЕ ШКОЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА?

29 – ни разу, 30 – 1–2 раза, 31 – 3–4 раза, 32 – 5 раз и более, 33 – не помню.

8. КТО ЧИСТИТ, РЕМОНТИРУЕТ ТВОЮ ОДЕЖДУ, ОБУВЬ, ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ?

34 – в основном всегда сам, 35 – в основном мама, папа; я помогаю, 36 – в основном родители, 37 – кто еще, допиши

9. СКОЛЬКО СТОИТ ТВОЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА?

38 – … руб., 39 – не знаю.

10. СКОЛЬКО СТОИТ ТВОЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ ПАРТА?

40 – … руб., 42 – не знаю.

11. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, СКОЛЬКО ПЛАТИТ ТВОЯ СЕМЬЯ ЗА ВОДУ?

43 – да, 44 – нет, 45 – не знаю;

за электроэнергию?

46 – да, 47 – нет, 48 – не знаю.

12. КАК ТЫ УЧИШЬСЯ?

49 – на «5», 50 – на «4» и «5», 51 – на «4», 52 – на «4» и «3», 53 – на «3».

13. ТВОЙ ПОЛ: 54 – мальчик, 55 – девочка.

БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ИССЛЕДОВАНИИ!

АНКЕТА № 2 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ IV–VI КЛАССОВ

УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ!

Просим тебя внимательно прочитать вопросы и как можно точнее дать на них ответы. Выбери из предложенных вариан­тов ответа тот, который соответствует твоему мнению, и обве­ди кружком номер этого ответа. Там, где нет ответа, напиши его сам.

1. ВЫПОЛНЯЕШЬ ЛИ ТЫ РЕЖИМ ДНЯ? 1 – да, 2 – нет.

2. ДАЮТ ЛИ ТЕБЕ РОДИТЕЛИ ПОРУЧЕНИЯ ХО­ДИТЬ ЗА ПОКУПКАМИ В МАГАЗИН? 3 – да, 4 – нет.

3. КАК ЧАСТО ЭТИ ПОРУЧЕНИЯ БЫВАЮТ?

5 –постоянно, 6 – от случая к случаю, 7 – редко

4. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КАКАЯ ЗАРПЛАТА У ТВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

8 – да, 9 – нет.

5. ИМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ДЕНЬГИ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ?

10 – да, 11 – нет.

6. СКОЛЬКО СТОИТ:

  1. – твоя школьная форма;

  2. – пальто;

  3. – ботинки.

7. СКОЛЬКО ПЛАТИТ ВАША СЕМЬЯ В МЕСЯЦ:

  1. – за воду;

  2. – за свет;

  3. – за газ.

8. ПРИНИМАЕШЬ ЛИ ТЫ УЧАСТИЕ В ИЗГОТОВЛЕНИИ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ школы?

18 – да, 19 – нет.

9. ПРИНИМАЛ ЛИ ТЫ УЧАСТИЕ В ОПЕРАЦИИ «ЖИВИ, КНИГА»?

20 – да, 21 – нет.

10. СКОЛЬКО МАКУЛАТУРЫ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ СДАЛИ:

  1. – ваша школа;

  2. – ваш класс;

  3. – ты сам (а).

11. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ТЫ СДАЛ КНИГИ В КОНЦЕ ПРОШЛОГО УЧЕБНОГО ГОДА?

  1. – оценены на «4» и «5», 26 – оценены на «4» и «3», 27 – оценены на «2».

12. БЫВАЮТ ЛИ СЛУЧАИ, КОГДА ТЫ НАЧИНАЕШЬ НОВУЮ ТЕТРАДЬ, НЕ ИСПИСАВ СТАРУЮ?

28 – да, 29 – нет.

13. КАК ТЫ РЕАГИРУЕШЬ НА НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ХЛЕБУ И ДРУГИМ ПРОДУКТАМ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ?

  1. –меня это не интересует, 31 – не замечал таких случаев, 32 – стараюсь сам (а) так не делать, 33 – пытаюсь остановить других.

14. ЕСТЬ ЛИ НАДПИСИ НА ТВОЕЙ ПАРТЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯ?

34 – да, 35 – нет.

15. СКОЛЬКО МОЖНО СЭКОНОМИТЬ ДЕНЕГ, ЕСЛИ НЕ РЕМОНТИРОВАТЬ ВАШ КЛАСС ТРИ ГОДА?

36 – 300 руб., 37 – 600 руб., 38 – 1500 руб.

16. КОГДА ТЫ ГОТОВИШЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УРОКА?

  1. – на предыдущем уроке, 40 – в начале перемены, 41 – в конце перемены, 42 – непосредственно на уроке.

17. КАКИЕ КАЧЕСТВА ТЫ ЦЕНИШЬ В ЧЕЛОВЕКЕ?

(отметить только четыре)

  1. – честность, 44 – смелость, 45 – бережливость, 46 – трудолюбие, 47 – веселость, 48 – активность, 49 – аккуратность, 50 – самостоятельность, 51 – дисциплинированность.

БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ИССЛЕДОВАНИИ!

Инструментарий изучения эффективности воспитательной работы

с учащимися в школе. Челябинск, 1984.