Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
Советский народ осуществляет выработанную XXVI съездом Коммунистической партии программу дальнейшего развития социалистической экономии, культуры и образования нашей страны.
Функция школы становится еще более значительной, повышаются требования общества к качеству обучения и уровню ее воспитательной работы, подготовке молодежи к жизни, к активному участию в деле строительства коммунизма.
За последние годы в плане развития этой важнейшей социальной функции сделано немало. В школах созданы широкие возможности для успешной реализации воспитательных задач: формирования у молодых людей коммунистического мировоззрения, глубокого понимания сущности экономического учения марксизма-ленинизма, экономической политики Коммунистической партии и характера экономических процессов, протекающих в обществе развитого социализма. Этому активно способствует изучение материалов XXVI съезда КПСС, ленинского идейного наследия, майского и ноябрьского (1982 г.) Пленумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» (1982 г.). Эти документы проникнуты огромной заботой ЦК КПСС, Советского правительства о развитии нашей экономики, о расширении возможностей подъема благосостояния советских людей. В них подчеркивается необходимость руководства экономическим образованием, воспитания у каждого гражданина чувства хозяина страны, высокой экономической культуры, коммунистического отношения к труду.
Воспитание коммунистического отношения к труду, к общественной собственности В.И. Ленин считал одной из важнейших задач коммунистического строительства. В работе «Очередные задачи Советской власти» он писал: «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде» [2]. Этот наказ вождя, особенно актуален сейчас, когда наша страна накопила и использует огромный экономический потенциал. И он из года в год увеличивается.
Ленинский завет – «научиться быть расчетливым» – применительно к условиям хозяйствования при социализме означает не плюшкинскую скупость, а подлинную экономию, которая состоит в хозяйском отношении к нашему общественному богатству.
Рациональное и эффективное использование сырья, материалов, электроэнергии, топлива, хлеба, воды, является источником дальнейшего совершенствования социалистического производства.
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания трудящихся» прямо указывает на актуальность в современных условиях распространения среди самых широких масс трудящихся высокой экономической культуры.
«Ныне экономия, рачительное отношение к народному добру – это вопрос реальности наших планов» [3], отметил в речи на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропов. Задачи по экономии и бережливости, поставленные на Пленуме, охватывают все сферы народного хозяйства, в том числе и народное образование.
Бесплатность всех видов образования, огромное количество новых школ с высоким уровнем технической оснащенности и оформления, бесплатность питания большей группы школьников, переход к бесплатным учебникам – все это в ряде случаев порождает неправильное представление у части школьников об экономических возможностях государства, о своем долге и обязанностях, что нередко проявляется в неуважительном отношении к имуществу и оборудованию школы. Все это еще раз подчеркивает необходимость осуществления в рамках школы широкой программы экономического воспитания, внедрение в сознание учащейся молодежи чувства постоянной заботы о бережливом отношении к сохранности социалистической собственности, уважения к результатам деятельности советских людей. Следовательно, необходимость улучшения экономического воспитания учащихся вызывается всем ходом социально-экономического прогресса и особенностями развития народного хозяйства на современном этапе.
Эффективность экономического воспитания учащихся во многом зависит от наличия точных представлений о системе работы педагогических коллективов школ. По инициативе облоно, гороно, пединститута г. Челябинска было проведено изучение состояния экономического воспитания в общеобразовательных школах с целью выработки рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование этой работы. Нами была разработана специальная программа. Такая программа предусматривала:
– планирование работы школы, учителя и классных руководителей по экономическому воспитанию учащихся;
– вооружение школьников основами экономических знаний на уроках и во внеклассной работе;
– формирование у учащихся навыков экономного и бережного отношения к общественной и личной собственности;
– участие школьников в работе по внедрению в школах режима экономии;
– проявление бережливости в повседневной практической деятельности;
– умение рационально использовать бюджет времени;
– подготовка учащихся к труду.
Исследование показало, что в школах ведется определенная работа по экономическому воспитанию. Общеобразовательные школы, выполняя решения XXVI съезда КПСС, установки ЦК КПСС, обкома и горкома партии по вопросам экономического воспитания, добиваются значительных результатов в подготовке учащихся к труду, формировании у них экономного и бережного отношения к общественной собственности, вооружение их экономическими знаниями. Так, в процессе изучения курса химии, начиная с бесед о правильном расходовании и бережном отношении к оборудованию химического кабинета, учитель школы № 138 Н.М. Матерухина постоянно переходит к объяснению таких сложных вопросов, как научные принципы химического производства. Большую помощь для углубления экономических знаний учащихся оказывают расчетные задачи производственного характера, решая которые школьники приходят к выводу о том, как важно для химического производства в целом не только произвести тот или иной продукт, но и каким способом осуществить его получение, добиваясь наибольшего экономического эффекта. На ярких и убедительных примерах она показывает ученикам решающее влияние на повышение производительности труда и рентабельности предприятий достижений науки и техники; дает им представление об экономическом эффекте, достигнутом в результате быстрого внедрения в производство научных открытий и технических изобретений.
Конкретные экономические вопросы рассматриваются на уроках географии. Уже в 5-м классе при изучении темы «Атмосфера» учащимся раскрывается экономическая сторона борьбы за чистоту мирового воздушного бассейна; в 6 классе говорится о значении полезных ископаемых для экономики нашей страны, о рациональном использовании природных богатств морей и пр. Большое значение для экономического воспитания приобретает изучение в 7 классе вопросов охраны недр, почвы, воздуха, вод, растительного и животного мира. Продолжается эта работа в 8 классе, где доказывается необходимость рационального использования и бережного отношения к природным ресурсам.
В процессе изучения отдельных предметов школьники должны быть основательно ознакомлены с основными профессиями, специальностями с учетом потребностей в рабочей силе данного экономического района. В результате к окончанию 8 класса у них должны проявляться склонности и интересы в приобретении той или иной профессии, специальности.
В 9–10 классах экономическое воспитание принимает более глубокий, систематический и целеустремленный характер. Это связано, прежде всего, с продолжением изучения экономической географии, а также изучением курса истории СССР. Безусловно, важнейшим является здесь раскрытие положения о величайших преимуществах социалистического способа производства над капиталистическим.
Овладение основами экономических знаний о социалистическом производстве на уроках истории призвано способствовать экономической образованности завтрашних тружеников страны.
На завершающем этапе обучения молодых людей в школе важную роль в общей системе формирования диалектико-материалистических взглядов на производство, законы его развития играет курс «Обществоведения», включающий систематическое изучение основных положений 3-х составных частей марксизма-ленинизма.
Высокой эффективности усвоения курса обществоведения способствует то, что учащиеся при его изучении могут практически опираться на всю систему знаний, которые дает обучение в школе и их самостоятельное образование.
Положение Ф. Энгельса о том, что труд формирует человека, в разных видах воспитания реализуется по-разному. Поэтому для успешного коммунистического воспитания подрастающего поколения необходимо в полной мере осуществлять завет В.И. Ленина о соединении обучения с производительным трудом. Воспитательная эффективность такого соединения определяется характером включения школьников в общественное производство. «Соединение воспитания с материальным производством»1 завещали нам К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве одного из важнейших мероприятий коммунистической революции в области народного образования. Поэтому актуальна проблема совершенствования экономического восстания на базе соединения обучения с производительным трудом, усиления политехнической направленности всего процесса трудового воспитания. Отсюда следует необходимость осуществления трудового воспитания в системе экономических отношений, промышленного и сельскохозяйственного производства.
Выполняя решения XXVI съезда КПСС, школы г. Челябинска № 91, 147, 138, 56, 116, 81, 8, 46 и другие привлекают школьников к общественно полезному производительному труду в разных видах трудовой деятельности. В ученических производственных бригадах, в строительных отрядах, в школьных лестничествах, УПК и на уроках в школьных мастерских учащиеся получают в системе знания о социалистическом народном хозяйстве, об отраслях производства, о профессиях и видах трудовой деятельности людей. Экономические знания реализуются на основе углубления межпредметных связей, раскрытия научных основ техники и технологии, развития технологического мышления, конструкторских способностей, сноровки в труде, воспитания трудолюбия. Поэтому важным местом в этом плане являются занятия, связанные с производительным трудом.
В школе-интернале № 4 четко спланировали объекты труда, обеспечили необходимым материалом через шефствующие организации, организовали труд учащихся и произвели учет производительной продукции. Важным условием эффективности экономического и трудового воспитания учащихся является их участие в организации своего труда. В школе ребята разрабатывают и утверждают сметы расходов и доходов. Вместе с учителями они организуют социалистическое соревнование между бригадами и классами, заключают трудовые договоры с заказчиками.
На занятиях учителя знакомят учащихся с основными положениями экономической политики КПСС и Советского государства в XI пятилетке, ходом выполнения ее планов в городе, рассказывают также о конкретных задачах хозяйственного развития школы и базового предприятия. Учителя работают над формированием у ребят понятия о производительности труда и условиях ее повышения. Учитель труда этой школы А.Ф. Куист удачно приводит примеры о режиме экономии как методе социалистического хозяйствования и показывает возможности и необходимость участия школьников во всенародной борьбе за режим экономии. Вот почему на уроках при разметке и раскрое материалов большое внимание уделяется воспитанию умения выполнять работу с необходимой точностью, экономно расходовать материал и время.
Задача школы не только научить трудящихся хорошо и качественно работать, но и экономически разумно вести себя в сфере потребления. С этой целью должны использоваться беседы, специальные лектории, ученические конференции, вечера вопросов и ответов, пионерские сборы, экономические устные журналы, клуб «Экономист», специальные экономические газеты, радиопередачи, целевые экскурсии, трудовые десанты и т.д. Следует систематически практиковать встречи с ветеранами труда, передовиками производства, специалистами народного хозяйства, деятелями науки и техники.
Воспитание бережливости в школе № 17 ведется с первого класса. Октябрята следят за чистотой помещения, ухаживают за цветами. Пионерские отряды взяли под свой контроль, сколько хлеба остается после обеда в буфете, столовой, не горит ли лишняя лампочка, не течет ли зря вода, сбережение оборудования, помощь детским яслям и садам, ремонт книг в библиотеке, сбор макулатуры в жилом микрорайоне. Пионерские отряды шефствуют над кабинетами, комсомольские группы – над актовым, спортивными залами, коридорами, столовой, мастерскими. В школе действует постоянная ремонтная бригада. Ежемесячно проводятся рейды по бережному отношению к хлебу, учебникам, книгам, смотры на лучшую классную комнату по сохранности оборудования. Победители награждаются вымпелами, настольными играми. Посты бережливости ежемесячно организуют прием и сдачу кабинетов на социалистическую сохранность. В результате большинство кабинетов содержится в хорошем состоянии. Учащиеся старших классов занимаются ремонтом школьной мебели и здания, благоустройством микрорайона. Школьники активно работают в зоне пионерского и комсомольского действия, участвуют в операциях Всесоюзной пятилетки пионерских трудовых дел: «Живи, книга!», «Миллион – Родине», «Зеленый наряд Отчизны». Прочно вошли в жизнь ученического коллектива конкурсы плакатов, радиопередачи «Сколько стоит «бесплатно», «Учимся считать государственную копейку», «День семьи в экономике страны». В результате сократились отходы хлеба, бережнее стало отношение к своей школe, классу, кабинетам, учебникам, тетрадям, воде, экономятся сотни киловатт-часов электроэнергии.
Интересный опыт по экономии электроэнергии накоплен в школе № 11. Члены постов бережливых после первого звонка выключают свет в коридорах, а после первого и второго уроков проверяют, не горит ли свет в классах. Готовясь к комсомольскому собранию «Экономика должна быть экономной», ребята провели практическую работу по выяснению того, как используется электроэнергия в школе. В течение недели они снимали показания электросчетчиков. В разные дни эти показания были неодинаковыми и колебались от 50 до 100 киловатт-часов. Устанавливая причины колебаний, учащиеся выяснили, что в рекреациях долго не гасят свет, а в некоторых комнатах лампы горят круглосуточно. Когда эти причины удалось устранить и вновь сверить показания счетчиков, то оказалось, что экономия в течение одной недели составила 500 киловатт-часов. Затем на очередном занятии кружка «Юный экономист» ребята подсчитали, что за счет сэкономленных киловатт-часов можно изготовить 4,5 тонны цемента или 15 тонн хлебобулочных изделий. По итогам рейда была организована радиопередача и установлен строгий контроль со стороны ребят за рациональным расходованием электроэнергии в школе.
Нельзя не согласиться с Маленьким принцем из сказки Экзюпери: «Тут есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел в порядок себя –
сразу же приведи в порядок свою планету». Во всех отношениях похвальный подход – и с точки зрения личной гигиены, и с точки зрения бережного отношения к природе.
В нашей стране существует многообразная и действенная система природоохранных мероприятий, направленная на то, чтобы не только мы, но и последующие поколения пользовались всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей Родины.
Воспитание у учащихся нового осознанного отношения к окружающей среде – важнейшая задача школы. На уроках и во внеклассной работе необходимо показать роль человека в природе: человек – труженик и заботливый хозяин, который не просто использует готовые дары природы, но и улучшает ее, защищает.
Академик АН СССР В.Е. Соколов пишет: «Беречь землю, воду –священная обязанность каждого гражданина. Конструктор, создавая новый мотор для автомобиля, самолета, корабля, обязан подумать и о чистом воздухе. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отбросы, отходы, не загрязнят ли они воду. Агроном должен очень осторожно применять ядохимикаты, помня о живой природе» [5].
Чтобы защитить родную природу, нужна активная и практическая деятельность, такая, как у ребят из школы № 138.
В течение года они ведут фенологические наблюдения, проводят инвентаризацию лесных насаждений в парке культуры и отдыха, собирают семена березы и шишки сосны. Для привлечения птиц в парк ребята строят и развешивают скворечники, а зимой кормушки, проводят посадку лесных культур и уход за ними, участвуют в проведении чистки, санитарного прореживания. Собирают лекарственные травы, в течение года проводят экскурсии в природу.
Для получения знаний о природе в школе целый год работает кружок «Юный лесовод», на нем разбираются такие вопросы, как:
– значение леса в жизни человека,
– рост и развитие леса,
– естественное обновление леса,
– болезни и меры борьбы с ними,
– лесные звери и птицы, их роль в жизни леса и др.
К ребятам на занятия приходят учителя, ученые и работники лесного хозяйства. В школе проводятся также вечера вопросов и ответов. «Какие породы деревьев чаще встречаются в нашем парке»?, «Что будет с лесом, если его оставить на корне, когда он созреет?», «Что такое заповедник и для чего он нужен?» и другие. Ребятам показывают кинофильмы: «В этом прекрасном и яростном мире», «Когда уходит вода», «Наш дом – земля», «Истоки жизни».
В этой школе знают, что формирование личности человека зависит от того, каким было его детство. И педагоги воспитывают у ребят чувство ответственности за родную природу. И нет ничего нужнее такой ответственности.
Велико значение семьи в экономическом воспитании ребенка. Семья призвана обучить детей умениям и навыкам рациональной организации домашнего труда, самостоятельного выполнения учебных заданий, ведения семейного хозяйства, экономного распределения денежных средств семьи, бережного отношения ко всему, что ребенка окружает в повседневной жизни. Поэтому в таких школах, как № 74, 40, 56 работа с родителями ведется через родительский университет. Планы работы родительских университетов включают в себя мероприятия, которые предусматривают работу по изучению решений XXVI съезда КПСС, экономической политики партии и государства. Для родителей читаются лекции: «Бесплатный учебник – народное достояние», «Роль труда в экономическом воспитании ребенка», «Воспитание разумных потребностей детей в семье», «Формирование у детей школьного возраста практических навыков обращения с деньгами, личными и семейными вещами», «Как научить детей беречь все окружающее» и т.д.
Задача этих школ состоит в том, чтобы вооружить родителей не только экономическими знаниями, но и методикой их применения в семейном воспитании. Формы и направления такой помощи семье разнообразные: это и советы родителям, как педагогически правильно знакомить детей с семейным бюджетом, как показывать им цену трудовой копейки, как научить ребят планировать свои потребности и расходы, рекомендации по воспитанию у детей бережного отношения к личному и домашнему имуществу, к общественной собственности. Планы составлены с учетом специфики каждой школы. Практика убеждает, что наибольший эффект дают лекции и беседы, построенные на конкретных примерах из жизни школьников, школы, шефов, города. В этих школах учителя и родители определяют постоянные трудовые обязанности детей, как в школе, так и дома, продумывают систему и режим труда, обучают детей рациональным приемам и способам выполнения трудовых операций, и наконец, осуществляют контроль за качеством бытового и учебного труда. А.С. Макаренко утверждал, что семейное хозяйство представляет собой удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характера будущего гражданина-хозяина. Следовательно, необходима большая и кропотливая работа в первую очередь с родителями учащихся для правильного направления экономического воспитания в семье, которая является основой экономического воспитания вообще.
Но вместе с тем нам удалось выявить, что имеется целый ряд недостатков в организации экономического воспитания школьников. Так, в планах работы школ, классных руководителей и поурочных планах учителей не просматриваются системы экономического образования и воспитания учащихся. Есть немало случаев, когда дети неуважительно относятся к хлебу. Учителя недостаточно рассказывают детям о людях, работающих в сельском хозяйстве, о трудном и сложном процессе изготовления хлеба. Некоторые школы еще недостаточно активны в реализации Продовольственной программы СССР. Не всегда школьникам разъясняется смысл одного из важных требований, записанного в Правилах для учащихся, – о необходимости государственного отношения к социалистической собственности, не везде предусмотрены разнообразные виды деятельности самих детей, способствующие воспитанию у них бережливости. Поэтому большие затруднения у ребят вызвал вопрос, считают ли они себя хозяевами школы. Некоторые вообще не отвечали на этот вопрос. Небольшое количество ребят ответили, что считают себя хозяевами лишь в какой-то степени.
Из ответов ребят можно сделать вывод, что в некоторых школах идет соревнование за сохранность кабинетов, школы и оно имеет достаточную гласность, а во многих школах, наоборот, либо нет вообще подобного соревнования, либо нет наглядной пропаганды, так как 55 % учащихся ответили отрицательно на вопрос, участвуют ли они в соревновании за сохранность кабинетов и школы. Не случайно, что 1/4 часть ребят не обращает внимания на случай небрежного отношения к школьному имуществу, считая это обязанностью учителей или старосты.
В связи с этим возникает вопрос: все ли делает наша школа сегодня, чтобы подготовить учащихся к активному творческому труду, научить беречь народное добро, понимать реальную ценность материальных и духовных благ, которыми пользуется каждый советский человек? Нет, не все еще сделано нами. Кто не видел разбитых стекол в школе, разбитых лампочек, исписанных стен, испорченных книг? И все это потому, что бережливость, хозяйская заботливость, аккуратность не стали пока внутренней потребностью для многих учеников. Они привыкли к небрежности, к безнаказанности за порчу тетрадей, учебников, парт. Мы же, педагоги, воспитанию бережливости и формированию чувства хозяина школы уделяем пока явно недостаточное внимание. В некоторых школах в лучшем случае в планах значится: «В конце учебного года силами учащихся отремонтировать то, что будет сломано за год». Значит, весь год можно ломать, портить, а в конце года ремонтировать! В практике школьной жизни примеры бесхозяйственности не единичны. Увлекаясь мероприятиями, мы порой не учитываем всех сторон воздействия на учеников, не думаем о возможностях хозяйственных и воспитательных результатов и невольно нацеливаем детей на бесхозяйственность, нерадивое отношение к общественному добру.
Проведенное исследование убеждает нас в том, что общественно полезный труд не всегда увязывается с требованиями экономического воспитания. Так, 80 % учеников не смогли сказать, сколько собрал их класс макулатуры и металлолома, лишь 8 % смогли назвать эти цифры по школе в целом. Хотя каждый педагог знает, что без гласности, наглядности, пропаганды важности этого дела в масштабах не только класса, но и школы трудно превратить просто обременительный сбор бумаги и металлолома в значительную трудовую акцию.
Выявлены и недостатки при организации трудовых объединений школьников. Только 60 % старшеклассников принимает в них участие и лишь 25 % из них выполняют нормы выработки.
Поэтому общественная значимость труда, его нравственно-экономический смысл, формирование дисциплинированности и деловитости, современного экономического мышления, чувства долга и ответственности, потребности в доброкачественном труде должны находиться в центре внимания, способствовать активной борьбе с проявлением потребительского отношения к жизни. Необходимо внушить мысль школьникам о том, что самоотверженный и высокопроизводительный труд, и лишь он – основа успеха в жизни каждого советского человека. «Лучше работать – лучше жить» – этот девиз, прозвучавший на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, – еще раз напоминает нам, как крепко связано то, что мы отдаем обществу, с тем, что мы получаем от него. А познав цену серьезных трудовых усилий, учащиеся ощутят истинную стоимость любой вещи, научатся быть бережливыми, будут знать цену книге, тетради, линейке, в классах исчезнут испачканные стены, изрезанные парты и т.д.
В некоторых школах недостаточно организована, если вообще не отсутствует, работа по охране природы. Доказательство этому – ответы ребят. 44 % ответили, что никак не участвуют в охране природы. 35 % учащихся ответили, что работают на пришкольном участке, имеется в виду то, что они отрабатывали весеннюю, летнюю практику.
Не все обстоит благополучно и в деле профессиональной ориентации школьников. Прежде всего, вызывает тревогу то, что только 47 % учащихся 9–10 классов выбрали себе конкретную профессию. Профессиональные ориентации учеников не соответствуют потребностям г. Челябинска. Так, в сфере промышленности хотели бы работать 12 % старшеклассников, в строительстве – 14 %, в сфере обслуживания – 6 %. Из числа опрошенных собирались продолжать свое образование в ТУ и ПТУ лишь очень незначительная часть учащихся – 4,8 %. А число желающих поступить в вузы составляет 58 %, что намного превышает потребности города в кадрах с высшим образованием. К сожалению, влияние школы на выбор профессии учащимися еще незначительно: среди факторов, повлиявших на выбор профессии, учащиеся называют беседы с учителями – 8 %, занятия на факультативах, в кружках в школе – 13 %, экскурсии на предприятия – 10 % и встречи с шефами – 2 %. Всего 30 % выпускников школ имеют представление о характере своей будущей профессии. Многие выпускники не знают о перспективах повышения квалификации и очень приблизительно представляют себе условия труда и размер заработной платы на предприятии, где они собираются работать. Перечисленные факты свидетельствуют о недостаточном внимании классных руководителей в школе к проблемам профориентации. А правильный выбор профессии для себя и в интересах общества можно сделать лишь в том случае, если юноши и девушки еще в стенах школы получат систему конкретных знаний о социалистическом народном хозяйстве, об отраслях производства, о профессиях и видах трудовой деятельности советских людей, будут хорошо знать близлежащие предприятия.
Включение вчерашних школьников в производственную деятельность может обеспечить их высокопроизводительную, эффективную и качественную работу только при условии их настоящей экономической грамотности, умении анализировать полученные результаты, вести поиск наиболее рациональных форм организации своего труда и решения производственных задач. Экономическая грамотность – залог успешного осуществления ленинского завета «учиться работать». Поэтому речь идет не только о том, чтобы научить человека беречь каждую государственную копейку. Задача шире: воспитать у него навык каждодневного экономического анализа своей деятельности, желание и способность постоянно думать о ее выгодности (постоянной, конечно, не утилитарно потребительски, а по-ленински), о ее эффективности, рациональности. В этом смысле экономические знания – не формальный довесок к той или иной профессии, но органическая часть любой профессии, один из важнейших ее параметров, значительно обогащающий ее творческие возможности.
Следует также отметить, что имеются нарушения в соблюдении режима дня школьника. 33 % детей 1–3 классов не делают утренней гимнастики; 20 % не успевают позавтракать перед школой. Лишь 24 % детей выбирают оптимальное время для выполнения домашних заданий. 65 % учащихся 4–8 классов лишь частично выполняют режим дня. Это отрицательно сказывается на их здоровье, работоспособности, умении правильно распределить свое время. Ребята не умеют правильно организовать работу дома. Многие школьники занимаются подготовкой к завтрашним урокам всего в течение часа, что, естественно, не может не сказаться на качестве подготовки.
К сожалению, к последним годам обучения в школе учащиеся теряют те навыки соблюдения режима дня, которые они получили в начальных классах. Лишь 53 % учеников считают, что в их возрасте необходим режим дня. Имеют и строго выполняют его лишь 19 % старшеклассников. Явно недостаточно времени уделяют они выполнению домашнего задания. У основной массы учеников (60 %) на это уходит от 2 до 3 часов в день, 20 % тратят на домашнее задание всего 1 час. Свободного времени остается каждый день 2–3 часа у 27 % учащихся, более 4-х – у 29 % учеников.
Не может не тревожить и тот факт, что опрос учащихся 9–10 классов выявил низкий уровень их экономических знаний. 75 % учеников не смогли назвать основную задачу XI пятилетки, 88 % – девиз XI пятилетки, 79 % –объяснить, что такое режим экономии. Отсутствие элементарных экономических знаний у учащихся свидетельствует о недостаточной работе классных руководителей по закреплению экономических знаний во внеклассной работе и о низком уровне самообразования учащихся. Далеко не все учащиеся старших классов уяснили смысл понятий «бережливость», «экономность», «расчетливость». В силу этого считают отрицательным и качествами личности: бережливость – 19 % учащихся 10 классов, экономность – 33 %, расчетливость – 66 %. Называя расчетливость отрицательным качеством, значительная часть учащихся не смогла объяснить, какой смысл они вкладывают в это понятие. Отсюда можно сделать вывод, что сообщаемые учащимся экономические знания не систематизированы, не всегда прослеживаются межпредметные связи при их изучении. Недостаточно эффективна система экономических знаний в процессе трудового обучения и практической деятельности.
Настораживает и то, что во многих семьях крайне мало внимания уделяется воспитанию у детей качеств: умения вести хозяйство, быть рачительным, соизмерять доходы с расходами. В большинстве семей дети или изредка привлекаются к планированию семейных расходов, или совсем не привлекаются. Дети порой не могут назвать заработную плату родителей, стоимость продуктов питания, предметов обихода или личного пользования. Очень немногие ребята знают, сколько стоит их школьная форма (25 %), пальто (28 %). В 7–8 классах практически никто не знает, сколько семья платит за свет, газ, воду. Лишь 8 % учеников 9–10 классов смогли сказать, сколько семья платит за воду, 3 % – за газ, 11 % – за электроэнергию.
Это говорит о том, что к распределению семейного бюджета ребята совершенно не привлекаются. Между тем, привлечение ребят к его распределению очень эффективно могло бы помочь родителям в формировании потребностей у ребят. Ведь до тех пор, пока ребята не знают, сколько стоит та или иная вещь, что может, а чего не может позволить себе семья, трудно ожидать, что мы сумеем воспитать детей, готовых к будущей жизни, детей, которые не окажутся беспомощными при встрече с первыми бытовыми трудностями. Данные говорят о том, что в экономическом воспитании детей в семье много имеется нерешенных проблем.
Для устранения этих недостатков в организации экономического воспитания школьников необходимо:
– предусмотреть в учебных планах повышения квалификации работников просвещения вопросы экономики народного образования и экономического воспитания учащихся;
– четко определить содержание экономического образования и воспитания школьников, исходя из возможностей учебных программ, наметить систему мероприятий по вооружению учащихся экономическими знаниями, умениями и навыками на уроках и во внеклассной работе;
– принять меры по осуществлению научной организации труда школьников в учебное и неурочное время, сократить непроизводственные затраты времени на уроках;
– организовать работу по экономическому воспитанию в процессе трудового обучения и трудовой деятельности в школьных строительных отрядах, ученических производственных бригадах, лесничествах, лагерях труда и отдыха;
– повысить уровень работы по профориентации, особое внимание обратить на ориентацию школьников в сферу промышленного и сельскохозяйственного производства;
– изыскать конкретные пути внедрения режима экономии, рациональной организации соревнований ученических бригад в борьбе за звание «Класс, школа образцового состояния»;
– рассматривать экономическое воспитание и борьбу за режим экономии как важнейший фактор подготовки школьников к трудовой деятельности в промышленном производстве и сфере бытового обслуживания;
– организовать экономическое просвещение родителей и обратить внимание нa постановку экономического воспитания в семье.
Исследование показывает, что рачительное использование государственных средств, отпускаемых на народное образование, является условием организации экономического воспитания учащихся. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности использования, постоянной сохранности и расширения основных фондов общеобразовательных школ. Поэтому пятилетка рачительного хозяйствования требует от работников школ поиска новых решений, умения привить школьникам хозяйственные навыки, учить видеть во всем том, что окружает детей, материальные ценности, общественный труд.
Связующим звеном в этом направлении является режим экономии в школе, сущность которого сводится к сохранности школьного здания, оборудования, экономии учебно-письменных принадлежностей, подготовке силами учащихся учебно-наглядных пособий, оснащению учебных кабинетов и т.д.
Экономическое воспитание имеет своей целью воспитание глубокой внутренней потребности в том, чтобы производить экономнее, дешевле. Это формирование щепетильно-бережного отношения к труду других людей, в чем бы ни выражались его результаты: в партах, за которыми сидит школьник, в станке, за которым работает фрезеровщик, в рублях, которые отпущены школе для обучения и воспитания детей. Следовательно, дальнейшее улучшение работы по экономическому воспитанию учащихся может проводиться в следующих направлениях:
Экономическое воспитание в ходе изучения предметов школьного цикла и, прежде всего, основ наук, а также факультативных курсов, вводимых в процессе обучения по интересам учащихся.
Экономическое воспитание в процессе трудового обучения.
Экономическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.
Экономическое воспитание в процессе общественно полезного и производительного труда учащихся.
5. Воспитательное воздействие на учащихся режима экономии в школе.
6. Экономическое воспитание в семье.
Эффективность экономического воспитания зависит от оптимального взаимодействия всех звеньев учебно-воспитательного процесса, внеурочной работы, совместной деятельности школы, семьи и общественности. Усилия должны быть направлены на создание таких условий в социалистическом обществе, при которых дети постоянно воспитывали бы в себе уважение к порядку, точности в исполнении порученного дела, экономии и бережливости во всех сферах жизни: дома, на улице. Действенное глубоко продуманное экономическое воспитание должно пронизывать деятельность пионерских и комсомольских организаций. Задача дальнейшего развития и улучшения работы школы по экономическому воспитанию учащихся выдвигает необходимость усиления руководства этим важным участком педагогической деятельности со стороны учителей, воспитателей и руководителей школы.
В экономическом воспитании первостепенное значение приобретает и борьба за учебную и трудовую дисциплину в школе. «Нам нужна сознательная рабочая дисциплина, такая, которая двинула бы вперед производство, – сказал во время своей встречи с московскими станкостроителями Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропов. – Нам надо наполнить борьбу за дисциплину большим содержанием, связать ее непосредственно с выполнением производственных заданий... Тогда будет выполнено то, что наметил ноябрьский Пленум Центрального Комитета партии».
Ведь именно в школе воспитываются трудолюбие, чувство ответственности за порученное дело – качества, без которых нельзя вырастить дисциплинированных, добросовестных и бережливых тружеников. Но жизнь показывает, что таких людей формируют лишь те, кто сам может служить примером высокой трудовой активности, творческого отношения к работе. Если сам учитель-воспитатель недобросовестно относится к делу, небережлив, опаздывает на уроки, занимается посторонними разговорами на уроках, такой учитель не сможет сформировать у своих питомцев чувства долга, ответственности и сознательной дисциплины. Дисциплина труда применительно к учительской профессии – это творческое и сознательное отношение к своим обязанностям, умение анализировать свой труд, видеть недостатки и своевременно устранять их, быть всегда и во всем примером для своих питомцев. Следовательно, совершенствование экономического воспитания учащихся в школе зависит от ряда существенных вопросов. Это и определение наиболее рациональных методов сообщения экономических знаний, и строгая целенаправленность в определении тематики классных часов; пионерские сборы и комсомольские собрания, теоретические конференции старшеклассников, различные утренники, вечера и пр.; организация специальных кружков и факультативов, экономическое краеведение и исследовательские работы школьников; формирование у учащихся навыка рациональной организации и использования времени; соблюдение режима экономии в школе; это и экономическое образование самого учителя, руководство экономическим воспитанием в семье и т.д. – то есть весь комплекс проблем, от решения которых зависит формирование личности идейно убежденного, бережливого и расчетливого будущего гражданина социалистического общества.
Систематическая работа педагогических коллективов школ, школьного комсомола и пионерии по экономическому воспитанию является определенным вкладом во всенародный поход за экономию и бережливость, выполнение решений XXVI съезда КПСС.
Библиографический список
Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 4. – С. 447.
Ленин, В.И. Полн. собр. соч. / В.И. Ленин. – Т. 36. – С. 174.
Материалы ноябрьского Пленума ЦК КПСС. – М., 1982.
Встреча Ю.В. Андропова с московскими станкостроителями (Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС на встрече с представителями цехов и заводоуправления Московского станкостроительного завода им. Орджоникидзе) // Правда, 1983, 1 февраля.
Соколов, В.Я. Наш дом – планета земля / В.Я. Соколов // Юный натуралист, 1980. – № 9.
Соц.-полит. проблемы молодого поколения
рабочего класса. – Челябинск, 1983.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69