Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
В последнее время учителя все чаще и чаще замечают факты небрежного отношения к хлебу. Дети оставляют недоеденные кусочки в столовой, в школьных партах, и бросают на пол.
Живя в городских условиях, ребята мало знают о всех трудностях полевых работ, не знают истинную ценность ломтя хлеба. Мы не имеем права молчать. Должны постоянно говорить на эту тему со школьниками, особенно при виде брошенного на пол хлеба.
Большую возможность предоставляют для этого уроки труда и чтения в 1–3 классах. Многие темы уроков чтения помогают учителю в воспитании бережливости. Он может ознакомить детей с хлебными растениями, определить главные из них, выбрать из множества произведений о хлебе такие, которые заинтересовали бы ребят, обратиться к пословицам и поговоркам. Здесь важно раскрыть мысль о том, что в хлебе заложен труд многих людей.
Вот как прошел урок учительницы А. И. Бугаевой в школе № 138.
Он начался с беседы о бережном отношении к хлебу, о поведении ребят в школьной столовой.
Педагог использовал книгу В. Бакалдина «Стихи о хлебе», рассказала о том, что в музее Революции в Москве хранится 50 граммов черного хлеба – это дневная норма трудного 1919 года. И о том 125-граммовом кусочке ленинградского блокадного хлеба, в котором было только семь процентов настоящей муки.
А затем был рассказ о «приключении» зерна. Прослеживался его путь от посева до выпекания хлеба. Все это сопровождалось использованием технических средств обучения.
Учительница еще раз подчеркнула, что труд хлебороба нелегок. Тем больше основания у всех сказать большое спасибо труженикам села. Ценим ли мы то, что на столе есть всегда мягкий хлеб, булочки, печенье?
Чтобы повысить воспитательное значение этого материала, его надо обобщить. Это трудно сделать только на уроках. Целесообразнее всего результаты этой большой работы обобщать во внеклассной работе. Так был проведен утренник «Хлеб – всей жизни голова», где учитель рассказывал своим ученикам о людях, работающих в сельском хозяйстве, о трудном и сложном процессе выращивания хлеба.
Эту работу следует продолжать и в старших классах. Так, наблюдая за расходованием хлеба в школьной столовой, учительница школы № 19 Л. Квашина увидела, что ребята выбрасывают кусочки хлеба. И она решила на одном из классных часов поговорить о бережном отношении к хлебу.
Очень мало знают ребята о тех, кто выращивает хлеб. Поэтому с большим интересом читали статью дважды Героя Социалистического Труда Александра Гиталова, родившегося в дореволюционное время и вынужденного с 8 лет зарабатывать себе на жизнь. Потом прочитали и обсудили статью из газеты «Комсомольская правда», которая рассказала о подвиге комсомольца Толи Мерзлова, отдавшего жизнь в борьбе за спасение урожая на полях Рязанской области летом 1972 года.
Ребята читали стихи Н. Заболоцкого, О. Бергольц, статьи из журнала «Работница», пословицы и поговорки о хлебе.
Здесь родилась мысль о пионерском сборе «Хлеб – всему голова», которому предшествовала большая работа. Прошла декада биологии с беседами, выпуском радио- и стенных газет, проведением утренников. Школьники рисовали различные виды овощных и хлебных растений. Отлично оформили зал. Ребята пригласили на сбор своих старших товарищей, родителей, учителей. Пришли также представители из областного производственного управления сельского хозяйства.
Задача сбора состояла в том, чтобы расширить имеющиеся у ребят знания о значении хлеба в жизни человека, помочь понять, каким трудом он достается, воспитать уважение к нему и людям труда. Говорилось о том, что во всенародном деле по уборке урожая активное участие принимают пионеры и школьники всей страны. Операция «Зернышко» – так назвали пионеры свою помощь хлеборобам.
Ребята на сборе решили: «Пора покончить с безобразным отношением к хлебу!». Включить в соревнование операцию «Хлеб – всему голова». Провести беседу пионеров с октябрятами о бережливости. Вывесить плакаты в столовой о бережном отношении к хлебу.
В конце сбора ученики с интересом осмотрели богатую выставку хлебобулочных изделий, дивились снопам, читали пословицы и поговорки о хлебе. Многие впервые обратили внимание на то, что пшеница в государственном гербе страны означает ее первенство среди всех «зеленых друзей», что хлебом сильны и человек, и государство. Как «музейную» редкость рассматривали они серп, с трудом представляя, как с его помощью можно было накормить всю Россию.
Потом ребята написали сочинение, где рассказали о том, как у них в семье ценят хлеб, приводили примеры бережного отношения к нему родителей, дедушек, бабушек, переживших годы войны, осуждали тех людей, которые не берегут хлеб, откровенно признавались, что нехорошо относились к хлебу.
Лена Б. из 6 класса написала:
«На обочине тротуара лежал кусок хлеба с аппетитной румяной корочкой. Хлеб еще дышал теплым ароматом печи. Бойкий воробей уже нацелился на свежий хлеб и бочком подбирался к нему. Но мимо шли большие сапоги, цокали туфельки, шаркали старушечьи тапочки. Шли и шли по тротуару люди. Вдруг ботинок ловко поддел горбушку, и она полетела на середину дороги. Мальчишка был доволен ударом. «Грех это, большой грех», – раздалось рядом, и мальчишка, оглянувшись, увидел морщинистого старика, продубленного солнцем и годами.
Поглядел он налево, направо: нет ли где машины и быстро засеменил на середину дороги, поднял хлеб, бережно обтер его от пыли и положил на газон: «Пусть хоть птички поклюют». И, несомненно, этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов, и не копейкам поклонился старик, а труду человека, труду хлебопашца, всегда нелегкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, кто кормит нас!
Хлеб – то наша жизнь, наше богатство, и относиться к нему надо бережно. Хлеб – наше достояние, наше счастье, ведь без хлеба нельзя жить. Хлеб пропитан потом многих люден. Кусок хлеба – это не просто кусок, это труд многих людей: хлебопашцев, мельников, пекарей, шоферов, которые возят зерно и уже испеченный хлеб, каждый из них внес в хлеб свою долю труда, для того чтобы мы отведали вкусного, неповторимого хлеба.
Хлеб в нашей семье очень любят и уважают. Бабушка часто говорит: «Да как же можно без хлеба? Хлеб – это жизнь!». А если останутся после обеда куски хлеба, дедушка делает из них вкусные сухари, с которыми мы потом пьем чай, у него каждый кусочек на учете. Мама с папой тоже учат меня любить и уважать хлеб, ведь они тоже росли в голодные послевоенные годы и знают цену хлеба».
Затем было проведено родительское собрание, где читали работы детей.
А через несколько дней учителя проверили, насколько глубоки чувства ребят, рожденные тем, о чем говорилось на сборе, классных часах, в радиопередачах, стенгазетах и т.д. Дежурному классу было дано задание собрать и взвесить куски хлеба, которые ученики оставили в школьной столовой после обеда. Оказалось очень много. Тогда комсомольская группа десятиклассников произвела учет стоимости выбрасываемой в отходы пищи в школьной столовой. По материалам проверки составляли текст беседы для учащихся 1–5 классов, который выглядел примерно так:
«На первый взгляд может показаться странным то, что в наш век – век автоматики и химии, век космических полетов и других «чудес» – человечество не решило еще проблемы, которую можно назвать «проблемой куска хлеба». А у нас иногда случается такое, что некоторые ученики разбрасывают, портят продукты, оставляют на тарелках и в стаканах недоеденное и недопитое, бросают на пол хлеб, булки, пирожки. Оказывается, каждый день в среднем остается на столах 110 кусков хлеба, 30 стаканов молока, 100 порций вторых блюд, 15 стаканов сока и т.д.
Выливается много сладкого чая, кофе, супа, компота. В течение всего учебного года мы выбрасываем продуктов на 2,5 тысячи рублей».
В этом обращении к младшим товарищам старшеклассники поднимают проблему бережливости не только как социально-экономическую, но и политическую, здесь звучит забота о нравственном воспитании, формировании уважения к чужому труду и личного трудолюбия.
В столовой установили «хлебный пост». Утром за завтраком можно увидеть такую картину: дежурный убирает лишние кусочки хлеба и передает их в кабинет обслуживающего труда, где из них делают сухари. На уроках труда, девочки готовят вкусные блюда: каши из сухарей, запеканки, квас, кисель и т. п. В результате всей этой работы ребята стали бережнее относиться к хлебу, а в конце учебного года почти весь класс изъявил желание поехать летом в совхоз для помощи земледельцам.
Вечерний Челябинск. – 1981 г. – 27 авг.
- А.Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- Содержание
- Раздел I. Экономическое образование
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования
- Раздел III. Трудовое воспитание
- Раздел IV. Менеджмент в образовании
- Введение
- Раздел I. Экономическое образование Хлеб – всему голова
- Детям это нужно знать
- Семья и школа: экономическое воспитание
- Школа и режим экономии (Часть 1)
- Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы
- Непрерывное экономическое образование и воспитание подрастающего поколения
- Инструментарий для изучения эффективности экономического воспитания юных ленинцев
- Непрерывная экономическая подготовка учащейся молодежи
- Проблемы экономического воспитания
- Профориентация в системе экономического воспитания школьников
- Организация экономического воспитания в новых условиях хозяйствования
- Формирование чувства хозяина у студента педвуза
- Экономическое воспитание в общеобразовательной школе
- Повышение эффективности экономического воспитания школьников в свете требований ххvii съезда кпсс
- Особенности экономического воспитания в системе нравственно-трудового воспитания дошкольников
- Экономические знания молодежи
- Экономическое воспитание учащихся
- Режим экономии и воспитание бережливости
- Опыт экономического воспитания школьников
- Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время
- Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности
- Эволюция экономического образования в истории педагогической науки
- Понятийный аппарат исследования проблемы экономического образования будущих учителей
- Вестн. Челяб. Гос. Пед. Ун-та. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – Вып.15. Наглядная агитация в школе как средство экономического воспитания
- Особенности преподавания экономики в школе
- Проблемы и пути осуществления непрерывного экономического образования учащейся молодежи
- Экономические знания – школьникам
- § 4. Исследовать проблемы связи школы и экономики» [8].
- Некоторые формы работы школы по формированию экономических знаний у учащихся в учебном процессе
- Математическая культура как важнейшая основа экономического образования молодого специалиста
- Формирование экономических понятий у учащихся общеобразовательных школ
- Роль непрерывного экономического образования в формировании духовно развитой личности современного общества
- Школа и режим экономии (Часть 2)
- Пути совершенствования экономического воспитания учащихся общеобразовательной школы в свете решения XXVI съезда кпсс
- Изменение социальной роли экономического воспитания
- Роль экономического воспитания в ориентации учащихся на рабочие профессии в сфере материального производства
- Формирование у школьников культуры потребления средствами экономического воспитания
- Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания
- Экономическая составляющая подготовки учителя технологии
- Раздел II. Интеграция экономического и экологического образования Не страшась повторений
- Концептуальные основы реализации непрерывного эколого-экономического общего образования
- Концептуальная дидактическая модель структурно-функционального обоснования непрерывного эколого-экономического образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобальных проблем современности
- Истощение природных ресурсов. Проблема продовольственной безопасности
- Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ
- Взаимоотношения экономики и экологии в образовательном аспекте и на основе парадигмы «отношение»
- Синергетические основы устойчивого развития общего образования
- Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
- Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи
- Раздел III. Трудовое воспитание Экономическое воспитание в системе политехнического образования школьников
- Вопр. Теории и практики политех. Образования в свете решений XXVI съезда кпсс: сб. Науч. Тр. – м, 1982. Учеба и труд рядом
- Школа. Школьник. Труд
- Вернуть трудовому воспитанию достойное место в школе
- Два варианта урока на тему «Организация труда на предприятии»
- Трудовое обучение и профориентация школьников
- Трудовое воспитание молодежи – залог устойчивого развития страны
- Раздел IV. Менеджмент в образовании Актуальные проблемы образования в XXI веке
- Библиографический список
- Перешли на кабинетную систему занятий
- Информационное обеспечение управления методическим сопровождением
- Научно-методический и организационно-управленческий аспекты интегративного взаимодействия в образовательном пространстве современной школы
- История районных управлений образования г. Челябинска
- Наши соавторы
- Аменд Александр Филиппович Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69
- 454080 Г. Челябинск, пр. Ленина, 69