logo
Сборник_1

Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития

Захарова М.С., к.ист.н.

ГОУ Республики Марий Эл «Савинская С(К)ОШИ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ш, IV вида» г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Система коррекционного образования республики Марий Эл состоит, главным образом, из учреждений интернатного типа, обеспечивающих специальные образовательные потребности лиц с разной степенью интеллектуальной и сенсорной недостаточности. Существенная дифференциация экономического потенциала различных регионов России, уровень финансирования и социального обеспечения являются важными факторами, влияющими на систему образования в целом и её коррекционную составляющую на региональном уровне. В данной статье предпринята попытка обобщить опыт организации учебно-воспитательного процесса в локальном образовательном учреждении коррекционной системы республики Марий Эл, показать пролонгированные тенденции в формировании контингента учащихся, проанализировать характер возникающих проблем и возможные перспективы их решения.

Савинская школа интернат III, IV вида имеет разнородный контингент учащихся: с задержкой психического развития (в дальнейшем ЗПР), дефектами зрительного анализатора и легкой степенью интеллектуальной недостаточности. При этом первичным показанием к зачислению считаются заболевания, связанные с органами зрения. Динамические показатели различных групп учащихся представлены в следующей таблице.

год

удельный вес в %

темпы изменения абсолютной численности в %

норма

ЗПР

интеллектуальная недостаточность

норма

ЗПР

интеллектуальная недостаточность

1994

34,7

38,7

26,6

100

100

100

1999

23,2

52,3

24,5

71

124

98

2004

11,2

62,8

26

36

159

96

2009

1 0

4 5,6

4 4,4

1 8

1 07

1 61

Магистральной тенденцией является увеличение абсолютной численности и удельного веса в структуре обучающихся лиц со сложной структурой дефекта. Их количество в период с 1994г. по 2009г. возросло до 90%. Как позитивный момент, целесообразно отметить сокращение доли лиц с первой степенью ограничения здоровья. Это объясняется ранней диагностикой и своевременным лечением дефектов зрительного анализатора, профилактикой органов зрения, достижениями в сфере офтальмологии, доступностью хирургических методов и методов лазерной коррекции.

В качестве значимой тенденции целесообразно отметить снижение удельного веса и абсолютной численности детей с нормальным развитием интеллектуальной сферы. Представленные динамические ряды указывают на рост количественных показателей в группах с ЗПР и легкой степени интеллектуальной недостаточности. Интенсификация данного процесса наблюдается по ЗПР с 2002-2003 г.г., по интеллектуальной недостаточности – с 2004-2005гг. При этом в структуре ЗПР наблюдается тенденция к повышению удельного веса стойких форм с органическими повреждениями мозга, плохо поддающимися коррекции. Существенная трансформация количественных показателей у различных групп обучающихся обуславливается общим снижением физического и психического здоровья населения, открытием классов для слабовидящих детей в массовых школах, недостаточной координированностью действий органов образования и здравоохранения. Определенную роль играет и генетический фактор, поскольку определенную долю в структуре учащихся составляют дети выпускников школы, которые имеют те же заболевания, что и их родители.

Все вышеуказанные тенденции являются факторами, детерминирующими образовательный процесс, определяющими его форму и содержание. На практике в основу комплектования класса положен возрастной критерий. Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в отдельных классах. Дети с ЗПР и нормальным уровнем развития обучаются совместно. Дифференциация осуществляется за счёт адаптирования содержания образовательных программ посредством секуляризации её отдельных элементов или их синтеза и полиуровневости заданий контролирующего и развивающего характера. При этом следует отметить, что необходима разработка специальных стандартов для лиц с ЗПР.

Все учебные предметы по соотношению академических и жизненных компетенций разделены на три блока:

    1. Фундаментальный - русский язык и литература, история, математика, физика, геометрия, английский язык, география, химия, биология.

    2. Развивающий - музыка, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое обучение.

    3. Коррекционный - ритмика, мимика и пантомимика, социально-бытовая ориентировка, охрана зрения, предметно-практическая деятельность, сельскохозяйственный труд.

При организации учебного процесса в рамках предметов фундаментального цикла базовым является академический компонент. На практике достижения позитивных результатов в данной области позволяют добиться коррекционная направленность содержания учебных программ в сочетании с внедрением на уроках элементов личностно-ориентированного обучения.

На всех предметах фундаментального цикла (особенно при работе с детьми, имеющими ЗПР), результативен метод наложения информационных слоев. Он способствует параллельной активизации двух или более анализаторов (зрительного, слухового, осязательного) посредством одновременного или последовательного воздействия на них. На практике это осуществляется на основе вербальной передачи информации, демонстрации ее с помощью ИКТ и дублирования наиболее важных сведений дидактическими карточками в плоскопечатном и рельефно-точечном шрифтах.

Принцип полиуровневого характера заданий на практике реализуется при подготовке домашних, индивидуальных и закрепляющих заданий. Как правило, применяется трёхуровневая модель. В качестве примера целесообразно привести следующую схему:

а) низкий уровень погружения в материал предполагает раздачу индивидуальных заданий в рамках параграфа, составление мониторинговых текстов на основе изученной темы,

б) средний уровень погружения в предмет предполагает использование готового шаблона для анализа материала последующих параграфов. В подготовке индивидуального задания материал параграфа сочетается с информацией из дополнительного источника,

в) максимальный уровень предполагает применение полученных знаний при решении проблемных ситуаций, выходящих за рамки школьной программы. Практика индивидуальных заданий предполагает их подготовку на основе нескольких источников. Проведение - по базисному учебному плану: факультативные занятия с 8-12 классами; индивидуальных занятий профориентационной направленности.

Принцип активизации междисциплинарных связей перспективен не только в научном, но и в педагогическом ракурсе. С этой целью в рамках школы проводятся интегрированные уроки.

Реализация личностно-ориентированного подхода позволила педагогическому коллективу добиться 100% поступаемости выпускников в ВУЗы и техникумы г.Йошкар-Олы.

Данные о трудоустройстве выпускников 2006 - 2007 учебного года.

класс

наименование

12

10

все

(чел.)

%

высшие учебные заведения (ВУЗ)

2 чел.

40 %

-

-

2

11 %

специальные (СУЗ) учебные заведения

2 чел.

40 %

4 чел.

66 %

-

6

33 %

профтехучилища (ПУ)

1 чел.

20 %

1 чел.

17 %

5 чел.

71 %

7

39 %

трудоустроены

-

-

1 чел.

14,5 %

1

6 %

инвалиды (спец.интернат, по месту жительства и т.п.)

-

1 чел.

17 %

1 чел.

14,5 %

2

11 %

Всего выпускников

5

6

7

18

100 %

Данные о трудоустройстве выпускников 2007 - 2008 учебного года.

класс

наименование

12

10

все

(чел.)

%

высшие учебные заведения (ВУЗ)

-

-

-

-

-

специальные (СУЗ) учебные заведения

-

11 чел.

92 %

-

11

92 %

профтехучилища (ПУ)

-

1 чел.

8 %

-

1

8 %

трудоустроены

-

-

-

-

-

инвалиды (спец.интернат, по месту жительства и т.п.)

-

-

-

-

-

Всего выпускников

-

12

-

12

100 %

Данные о трудоустройстве выпускников 2008 - 2009 учебного года.

класс

наименование

12

10

все

(чел.)

%

высшие учебные заведения (ВУЗ)

2 чел.

29 %

-

-

2

8 %

специальные (СУЗ) учебные заведения

5 чел.

71 %

6 чел.

100 %

2 чел.

17 %

13

52 %

профтехучилища (ПУ)

-

-

7 чел.

58 %

7

28 %

трудоустроены

-

-

3 чел.

25 %

3

12 %

инвалиды (спец.интернат, по месту жительства и т.п.)

-

-

-

-

-

Всего выпускников

7

6

12

25

100 %

Предметы творческого цикла направлены на формирование жизненной компетенции. При школе-интернате функционирует музыкальная школа, в которой обучается ежегодно от 35%-40% учащихся.

Коррекционная составляющая учебного процесса направлена на формирование практических навыков и умений, способствующих процессу социализации и развитию группы жизненных компетенций. Закрепление приобретенных навыков осуществляется в рамках кружков – театрального, бисероплетения и глиняной пластики.

Коррекционные предметы, предметно-практическая деятельность и сельскохозяйственный труд выполняют функцию первичной профессиональной подготовки. В рамках ППД детьми изучается швейное и столярное дело. Сельскохозяйственный труд был введен в связи с наличием приусадебного участка и существенной доли учащихся из сельской местности.

35% педагогов школы имеют дефектологическое образование по специальностям тифлопедагогика и олигофренопедагогика. Несколько лет в марийском государственном университете и институте образования функционируют отделения по переподготовке специалистов в области олигофренопедагогики.

Методическая работа представлена аналитическим, информационным, консультационным и аттестационным компонентами. В контексте излагаемой проблемы аттестационный компонент важен постановкой тем самообразования, по которым проводятся исследования и осуществляется защита. Цель информационного компонента методической работы заключается в ознакомлении с педагогическими и психологическими концепциями, политикой государства в сфере образования, различных образовательных моделей (инклюзивнное образование, компетентностный подход, проект специальных стандартов обучения).

Наиболее значимыми в плане трансляции имеющегося опыта являются республиканские и межрегиональные семинары. К сожалению, отсутствует возможность более интенсивных контактов с профильными образовательными учреждениями за пределами региона.

Опыт деятельности отдельно взятого образовательного учреждения свидетельствует о наличии ряда проблем. В связи с существенной трансформацией контингента учащихся возникает потребность в разработке государственных стандартов специального образования. Опыт практической деятельности и анализ тенденций в образовательной сфере с учетом политических и экономических факторов показывает, что в перспективе акцент в коррекционной системе образования, вероятно, будет смещаться в сторону формирования жизненных компетенций.