Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
Захарова М.С., к.ист.н.
ГОУ Республики Марий Эл «Савинская С(К)ОШИ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ш, IV вида» г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Система коррекционного образования республики Марий Эл состоит, главным образом, из учреждений интернатного типа, обеспечивающих специальные образовательные потребности лиц с разной степенью интеллектуальной и сенсорной недостаточности. Существенная дифференциация экономического потенциала различных регионов России, уровень финансирования и социального обеспечения являются важными факторами, влияющими на систему образования в целом и её коррекционную составляющую на региональном уровне. В данной статье предпринята попытка обобщить опыт организации учебно-воспитательного процесса в локальном образовательном учреждении коррекционной системы республики Марий Эл, показать пролонгированные тенденции в формировании контингента учащихся, проанализировать характер возникающих проблем и возможные перспективы их решения.
Савинская школа интернат III, IV вида имеет разнородный контингент учащихся: с задержкой психического развития (в дальнейшем ЗПР), дефектами зрительного анализатора и легкой степенью интеллектуальной недостаточности. При этом первичным показанием к зачислению считаются заболевания, связанные с органами зрения. Динамические показатели различных групп учащихся представлены в следующей таблице.
год | удельный вес в % | темпы изменения абсолютной численности в % | ||||
норма | ЗПР | интеллектуальная недостаточность | норма | ЗПР | интеллектуальная недостаточность | |
1994 | 34,7 | 38,7 | 26,6 | 100 | 100 | 100 |
1999 | 23,2 | 52,3 | 24,5 | 71 | 124 | 98 |
2004 | 11,2 | 62,8 | 26 | 36 | 159 | 96 |
2009 | 1 0 | 4 5,6 | 4 4,4 | 1 8 | 1 07 | 1 61 |
Магистральной тенденцией является увеличение абсолютной численности и удельного веса в структуре обучающихся лиц со сложной структурой дефекта. Их количество в период с 1994г. по 2009г. возросло до 90%. Как позитивный момент, целесообразно отметить сокращение доли лиц с первой степенью ограничения здоровья. Это объясняется ранней диагностикой и своевременным лечением дефектов зрительного анализатора, профилактикой органов зрения, достижениями в сфере офтальмологии, доступностью хирургических методов и методов лазерной коррекции.
В качестве значимой тенденции целесообразно отметить снижение удельного веса и абсолютной численности детей с нормальным развитием интеллектуальной сферы. Представленные динамические ряды указывают на рост количественных показателей в группах с ЗПР и легкой степени интеллектуальной недостаточности. Интенсификация данного процесса наблюдается по ЗПР с 2002-2003 г.г., по интеллектуальной недостаточности – с 2004-2005гг. При этом в структуре ЗПР наблюдается тенденция к повышению удельного веса стойких форм с органическими повреждениями мозга, плохо поддающимися коррекции. Существенная трансформация количественных показателей у различных групп обучающихся обуславливается общим снижением физического и психического здоровья населения, открытием классов для слабовидящих детей в массовых школах, недостаточной координированностью действий органов образования и здравоохранения. Определенную роль играет и генетический фактор, поскольку определенную долю в структуре учащихся составляют дети выпускников школы, которые имеют те же заболевания, что и их родители.
Все вышеуказанные тенденции являются факторами, детерминирующими образовательный процесс, определяющими его форму и содержание. На практике в основу комплектования класса положен возрастной критерий. Дети с интеллектуальной недостаточностью обучаются в отдельных классах. Дети с ЗПР и нормальным уровнем развития обучаются совместно. Дифференциация осуществляется за счёт адаптирования содержания образовательных программ посредством секуляризации её отдельных элементов или их синтеза и полиуровневости заданий контролирующего и развивающего характера. При этом следует отметить, что необходима разработка специальных стандартов для лиц с ЗПР.
Все учебные предметы по соотношению академических и жизненных компетенций разделены на три блока:
Фундаментальный - русский язык и литература, история, математика, физика, геометрия, английский язык, география, химия, биология.
Развивающий - музыка, изобразительное искусство, физическая культура, трудовое обучение.
Коррекционный - ритмика, мимика и пантомимика, социально-бытовая ориентировка, охрана зрения, предметно-практическая деятельность, сельскохозяйственный труд.
При организации учебного процесса в рамках предметов фундаментального цикла базовым является академический компонент. На практике достижения позитивных результатов в данной области позволяют добиться коррекционная направленность содержания учебных программ в сочетании с внедрением на уроках элементов личностно-ориентированного обучения.
На всех предметах фундаментального цикла (особенно при работе с детьми, имеющими ЗПР), результативен метод наложения информационных слоев. Он способствует параллельной активизации двух или более анализаторов (зрительного, слухового, осязательного) посредством одновременного или последовательного воздействия на них. На практике это осуществляется на основе вербальной передачи информации, демонстрации ее с помощью ИКТ и дублирования наиболее важных сведений дидактическими карточками в плоскопечатном и рельефно-точечном шрифтах.
Принцип полиуровневого характера заданий на практике реализуется при подготовке домашних, индивидуальных и закрепляющих заданий. Как правило, применяется трёхуровневая модель. В качестве примера целесообразно привести следующую схему:
а) низкий уровень погружения в материал предполагает раздачу индивидуальных заданий в рамках параграфа, составление мониторинговых текстов на основе изученной темы,
б) средний уровень погружения в предмет предполагает использование готового шаблона для анализа материала последующих параграфов. В подготовке индивидуального задания материал параграфа сочетается с информацией из дополнительного источника,
в) максимальный уровень предполагает применение полученных знаний при решении проблемных ситуаций, выходящих за рамки школьной программы. Практика индивидуальных заданий предполагает их подготовку на основе нескольких источников. Проведение - по базисному учебному плану: факультативные занятия с 8-12 классами; индивидуальных занятий профориентационной направленности.
Принцип активизации междисциплинарных связей перспективен не только в научном, но и в педагогическом ракурсе. С этой целью в рамках школы проводятся интегрированные уроки.
Реализация личностно-ориентированного подхода позволила педагогическому коллективу добиться 100% поступаемости выпускников в ВУЗы и техникумы г.Йошкар-Олы.
Данные о трудоустройстве выпускников 2006 - 2007 учебного года.
класс наименование | 12 | 10 | 9в | все (чел.) | % |
высшие учебные заведения (ВУЗ) | 2 чел. 40 % | - | - | 2
| 11 % |
специальные (СУЗ) учебные заведения | 2 чел. 40 % | 4 чел. 66 % | - | 6
| 33 % |
профтехучилища (ПУ) | 1 чел. 20 % | 1 чел. 17 % | 5 чел. 71 % | 7
| 39 % |
трудоустроены | - | - | 1 чел. 14,5 % | 1
| 6 % |
инвалиды (спец.интернат, по месту жительства и т.п.) | - | 1 чел. 17 % | 1 чел. 14,5 % | 2
| 11 % |
Всего выпускников | 5 | 6 | 7 | 18 | 100 % |
Данные о трудоустройстве выпускников 2007 - 2008 учебного года.
класс наименование | 12 | 10 | 9в | все (чел.) | % |
высшие учебные заведения (ВУЗ) | - | - | - | - | - |
специальные (СУЗ) учебные заведения | - | 11 чел. 92 % | - | 11
| 92 % |
профтехучилища (ПУ) | - | 1 чел. 8 % | - | 1
| 8 % |
трудоустроены | - | - | - | - | - |
инвалиды (спец.интернат, по месту жительства и т.п.) | - | - | - | - | - |
Всего выпускников | - | 12 | - | 12 | 100 % |
Данные о трудоустройстве выпускников 2008 - 2009 учебного года.
класс наименование | 12 | 10 | 9в | все (чел.) | % |
высшие учебные заведения (ВУЗ) | 2 чел. 29 % | - | - | 2
| 8 % |
специальные (СУЗ) учебные заведения | 5 чел. 71 % | 6 чел. 100 % | 2 чел. 17 % | 13
| 52 % |
профтехучилища (ПУ) | - | - | 7 чел. 58 % | 7
| 28 % |
трудоустроены | - | - | 3 чел. 25 % | 3
| 12 % |
инвалиды (спец.интернат, по месту жительства и т.п.) | - | - | - | - | - |
Всего выпускников | 7 | 6 | 12 | 25
| 100 % |
Предметы творческого цикла направлены на формирование жизненной компетенции. При школе-интернате функционирует музыкальная школа, в которой обучается ежегодно от 35%-40% учащихся.
Коррекционная составляющая учебного процесса направлена на формирование практических навыков и умений, способствующих процессу социализации и развитию группы жизненных компетенций. Закрепление приобретенных навыков осуществляется в рамках кружков – театрального, бисероплетения и глиняной пластики.
Коррекционные предметы, предметно-практическая деятельность и сельскохозяйственный труд выполняют функцию первичной профессиональной подготовки. В рамках ППД детьми изучается швейное и столярное дело. Сельскохозяйственный труд был введен в связи с наличием приусадебного участка и существенной доли учащихся из сельской местности.
35% педагогов школы имеют дефектологическое образование по специальностям тифлопедагогика и олигофренопедагогика. Несколько лет в марийском государственном университете и институте образования функционируют отделения по переподготовке специалистов в области олигофренопедагогики.
Методическая работа представлена аналитическим, информационным, консультационным и аттестационным компонентами. В контексте излагаемой проблемы аттестационный компонент важен постановкой тем самообразования, по которым проводятся исследования и осуществляется защита. Цель информационного компонента методической работы заключается в ознакомлении с педагогическими и психологическими концепциями, политикой государства в сфере образования, различных образовательных моделей (инклюзивнное образование, компетентностный подход, проект специальных стандартов обучения).
Наиболее значимыми в плане трансляции имеющегося опыта являются республиканские и межрегиональные семинары. К сожалению, отсутствует возможность более интенсивных контактов с профильными образовательными учреждениями за пределами региона.
Опыт деятельности отдельно взятого образовательного учреждения свидетельствует о наличии ряда проблем. В связи с существенной трансформацией контингента учащихся возникает потребность в разработке государственных стандартов специального образования. Опыт практической деятельности и анализ тенденций в образовательной сфере с учетом политических и экономических факторов показывает, что в перспективе акцент в коррекционной системе образования, вероятно, будет смещаться в сторону формирования жизненных компетенций.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования