logo
Сборник_1

Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу

Кобзарь Л.В.

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород

Одной из важнейших задач системы специального образования на новом этапе ее развития, как отмечают Н.Н. Малофеев и Е.Л. Гончарова, является «клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития, не охватывающихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследований и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения» [2].

Современное состояние учения о детях со сложным дефектом позволяет утверждать, что все дети при целенаправленном, продуманном, правильно организационно и методически выстроенном коррекционно-развивающем обучении способны к продвижению в своем развитии (Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, М.Г. Блюмина, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, Е.М Мастюкова, А.И. Мещеряков, О.Г. Приходько, И.А. Соколянский, В.Н. Чулков и др.).

Наиболее значительные и признанные в мире результаты получены в области коррекционного обучения слепоглухих детей (А.И. Мещеряков, И.А. Соколянский, О.И. Скороходова и др.). Наименее разработанными и изученными остаются теоретические и методические подходы в отношении детей с другими вариантами сложных нарушений, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП) и интеллектуальной недостаточностью. Результаты обучения детей с данным видом сложного дефекта показывают, что включение в систему коррекционного обучения и воспитания позволяет сформировать у них возможные коммуникативные умения, овладеть элементарными нормами поведения в обществе, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, усвоить доступные знания. Таким образом, полученные результаты убедительно доказывают возможности детей с церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью и необходимость дальнейшей работы в данном направлении.

В то же время, очевидно, что эти дети не могут находиться в группах специализированных общеобразовательных учреждений целый день в силу своих психофизических особенностей. В связи с этим шел поиск организационных форм помощи детям со сложным дефектом. Письмо МО РФ № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 29.06.99 г. позволило попытаться решить эту проблему.

В сентябре 1999 года на базе МДОУ № 452 «Родничок» г. Нижнего Новгорода начала функционировать группа кратковременного пребывания (ГКП) для детей со сложным дефектом, включающим церебральный паралич и интеллектуальную недостаточность. Открытию группы предшествовала предварительная работа по следующим направлениям:

Группу посещают от 5 до 8 детей дошкольного возраста (2 –7 лет). Основными медицинскими показаниями для приема являются следующие диагнозы: детский церебральный паралич, врожденные аномалии развития конечностей, врожденная косолапость, гриппартрозы (врожденные уродства), пострахитическое изменение костной ткани, гидро- и микроцефалия, мозговая дисфункция с сопутствующими синдромами (миатоническим, гидроцефально-гипертензионным, двигательной расторможенности и т.д.), органическое поражение центральной нервной системы, аутистические формы поведения и др.

Во всех случаях психоорганические нарушения имеют сложную структуру: двигательные нарушения и интеллектуальные расстройства (у детей раннего возраста – это задержка моторного и психоречевого развития, в старшем дошкольном возрасте – интеллектуальная недостаточность разной степени).

Режим работы группы – 5 часов без питания и сна. Основная форма образовательного процесса – индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии и при участии родителей. С детьми занимаются учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. Дети посещают музыкальное, физкультурное занятия, бассейн (см. расписание коррекционно-педагогической реабилитации – приложение № 2). При планировании расписания продолжительность занятий определяется возрастными нормами, но может варьироваться в зависимости от сложности и тяжести нарушения, состояния и самочувствия ребенка. На момент, когда проводится медицинское лечение и реабилитация, количество и продолжительность занятий могут сокращаться, а в некоторых случаях отменяться.

После занятий дети играют самостоятельно или с другими детьми, что помогает им овладевать игровыми действиями и входить в мир социальных отношений. Для детей ГКП проводятся праздники, в которых вместе с другими детьми дошкольного учреждения участвуют дети и родители ГКП. Это способствует реализации идеи интеграции, раскрытию творческого потенциала детей.

Работа педагогов группы тесно связана с работой медицинского отделения МДОУ. Дети получают медицинскую реабилитацию: массаж, ЛФК, физиотерапевтическое лечение, комплекс иглорефлексотерапию, медикаментозное лечение. Все дети группы находятся на лечении в стационаре медицинского отделения МДОУ три раза в год. Осмотр детей и назначение лечения проводят врачи соответствующих направлений.

Одной из особенностей организации образовательного процесса в ГКП являются занятия по разработанным для каждого ребенка индивидуальным маршрутам, которые учитывают его исходный уровень развития, психофизические особенности и возможности. Каждый из специалистов, работающих с детьми группы, модифицирует разделы воспитания и обучения, по которым работает с ребенком.

Базовым обеспечением для создания индивидуальных маршрутов являются программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1], «Комплексная физической реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Родничок», разработанная коллективом дошкольного учреждения под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.С. Сековец [3].

Рассмотрим, каким образом осуществляет планирование учитель-дефектолог, в функционал которого включены следующие разделы работы: ознакомление с окружающим (1), развитие речи и формирование коммуникативных способностей (2), формирование элементарных количественных представлений (3), сенсорное развитие (4), конструирование (5), социально-бытовая ориентация (6), консультативно - обучающая помощь родителям по формированию культурно-гигиенических, элементарных бытовых умений.

Задачи учитель-дефектолог планирует с учетом исходного уровня и возможностей ребенка, невзирая на возраст. Реализацию задач разделов 1, 3, 5, 6 учитель-дефектолог осуществляет совместно с воспитателем, раздела 2 – с учителем-логопедом, 4 – педагогом - психологом.

Планирование коррекционной работы в индивидуальных образовательных маршрутах позволяет не только интегрировать все задачи в одну комплексную программу, но и отслеживать процесс формирования навыков и умений у ребенка (фиксирование датами процесса формирования умений).

Для примера рассмотрим один из разделов индивидуального образовательного маршрута.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей

Формирование коммуникативных способностей

Формировать невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза.

9.09

15.11

21.12

5.03

Формировать умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой и глазами.

13.09

2.12.

3.03

5.05

Развитие понимания обращенной речи

Учить показывать некоторые предметы, действия на картинках: «Покажи, где собачка гав-гав? Покажи, где киска мяу-мяу? Покажи, где мальчик катит машинку?» и др.

10.09

15.11

17.01

7.03

17.05

Учить понимать слова дай, на, возьми, смотри.

9.09

25.10

10.01

13.03

Вызывать интерес и желание слушать стихи, потешки, песенки: цикл детских стихов А.Л. Барто, Я. Аким «Мама», «Елка», выражать с помощью доступных средств свои чувства.

9.09

1.11

13.12

31.01

9.03

Формирование активной речи

Учить воспроизводить звукоподражания ту-ту, би-би, му-му, ам-ам, ма-ма, ба-ба, па-па, пи-пи, бай-бай, дай-дай и др.

12.09

2.12

10.01

5.02

11.03

На основе отработанных звукоподражаний учить осмысленно произносить слова мама, папа, баба, дай и др.

13.09.11.12

11

11.03

18.04

25.05

Вырабатывать воздушную струю – дуть в дудочку, мыльные пузыри, на вату.

13.09

22.11

28.12

5.03

7.05

нет умения

формируется умение

умение сформировано

Из приведенного примера видно, что не все задачи раздела решаемы в течение учебного года. Значит, учитель-дефектолог будет продолжать работать над ними в следующем году, дополнив данный раздел новыми задачами.

Многолетний опыт функционирования группы кратковременного пребывания позволяет сделать некоторые выводы. Так, положительными моментами работы с детьми с церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью являются:

Таким образом, работа с детьми со сложным дефектом в условиях группы кратковременного пребывания ДОУ является значимой для ребенка и его родителей. У ребенка со сложным дефектом формируются коммуникативные умения, навыки социализации, доступные знания. Родители обретают веру в возможности своего ребенка, у них формируется адекватное отношение к проблемам и позитивный настрой на их решение.

Литература

  1. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стреблева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

  2. Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л Гончарова // Copyright @ 2005 – 2007 “ComLib”, С.4.

  3. «Родничок» Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в 4-х книгах) /Под ред. Л.С. Сековец. – Н.Новгород: Автосинтез – НН, 2006.

  4. Справочник по дошкольному образованию [Текст]/Авторы-составители: Комарова Е.С., Панкратова Г.Н.– М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С. 414-416.