Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
Кобзарь Л.В.
ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород
Одной из важнейших задач системы специального образования на новом этапе ее развития, как отмечают Н.Н. Малофеев и Е.Л. Гончарова, является «клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития, не охватывающихся ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследований и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения» [2].
Современное состояние учения о детях со сложным дефектом позволяет утверждать, что все дети при целенаправленном, продуманном, правильно организационно и методически выстроенном коррекционно-развивающем обучении способны к продвижению в своем развитии (Т.А. Басилова, Г.П. Бертынь, М.Г. Блюмина, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, Е.М Мастюкова, А.И. Мещеряков, О.Г. Приходько, И.А. Соколянский, В.Н. Чулков и др.).
Наиболее значительные и признанные в мире результаты получены в области коррекционного обучения слепоглухих детей (А.И. Мещеряков, И.А. Соколянский, О.И. Скороходова и др.). Наименее разработанными и изученными остаются теоретические и методические подходы в отношении детей с другими вариантами сложных нарушений, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП) и интеллектуальной недостаточностью. Результаты обучения детей с данным видом сложного дефекта показывают, что включение в систему коррекционного обучения и воспитания позволяет сформировать у них возможные коммуникативные умения, овладеть элементарными нормами поведения в обществе, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, усвоить доступные знания. Таким образом, полученные результаты убедительно доказывают возможности детей с церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью и необходимость дальнейшей работы в данном направлении.
В то же время, очевидно, что эти дети не могут находиться в группах специализированных общеобразовательных учреждений целый день в силу своих психофизических особенностей. В связи с этим шел поиск организационных форм помощи детям со сложным дефектом. Письмо МО РФ № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 29.06.99 г. позволило попытаться решить эту проблему.
В сентябре 1999 года на базе МДОУ № 452 «Родничок» г. Нижнего Новгорода начала функционировать группа кратковременного пребывания (ГКП) для детей со сложным дефектом, включающим церебральный паралич и интеллектуальную недостаточность. Открытию группы предшествовала предварительная работа по следующим направлениям:
изучение нормативно-правовой базы (наполняемость группы, организация образовательного процесса, кадровый состав и др.);
выделение помещения для группы, оснащение и оборудование среды с учетом особенностей детей;
определение цели работы группы: оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям со сложным дефектом, включаюшим ЦП и интеллектуальную недостаточность, консультативно-методическая поддержка их родителей в организации обучения и воспитания ребенка, социальная адаптация семьи;
выявление контингента детей ГКП на основании медико-психолого-педагогического обследования;
проведение анкетирования родителей (образец анкеты см. в приложении 1);
определение режима работы группы;
разработка локальных актов: договоры с родителями, индивидуальные расписания педагогической реабилитации детей (приложение 2), планы воспитательно-образовательной работы (индивидуальные маршруты развития для каждого ребенка).
Группу посещают от 5 до 8 детей дошкольного возраста (2 –7 лет). Основными медицинскими показаниями для приема являются следующие диагнозы: детский церебральный паралич, врожденные аномалии развития конечностей, врожденная косолапость, гриппартрозы (врожденные уродства), пострахитическое изменение костной ткани, гидро- и микроцефалия, мозговая дисфункция с сопутствующими синдромами (миатоническим, гидроцефально-гипертензионным, двигательной расторможенности и т.д.), органическое поражение центральной нервной системы, аутистические формы поведения и др.
Во всех случаях психоорганические нарушения имеют сложную структуру: двигательные нарушения и интеллектуальные расстройства (у детей раннего возраста – это задержка моторного и психоречевого развития, в старшем дошкольном возрасте – интеллектуальная недостаточность разной степени).
Режим работы группы – 5 часов без питания и сна. Основная форма образовательного процесса – индивидуальные занятия и занятия малыми подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии и при участии родителей. С детьми занимаются учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. Дети посещают музыкальное, физкультурное занятия, бассейн (см. расписание коррекционно-педагогической реабилитации – приложение № 2). При планировании расписания продолжительность занятий определяется возрастными нормами, но может варьироваться в зависимости от сложности и тяжести нарушения, состояния и самочувствия ребенка. На момент, когда проводится медицинское лечение и реабилитация, количество и продолжительность занятий могут сокращаться, а в некоторых случаях отменяться.
После занятий дети играют самостоятельно или с другими детьми, что помогает им овладевать игровыми действиями и входить в мир социальных отношений. Для детей ГКП проводятся праздники, в которых вместе с другими детьми дошкольного учреждения участвуют дети и родители ГКП. Это способствует реализации идеи интеграции, раскрытию творческого потенциала детей.
Работа педагогов группы тесно связана с работой медицинского отделения МДОУ. Дети получают медицинскую реабилитацию: массаж, ЛФК, физиотерапевтическое лечение, комплекс иглорефлексотерапию, медикаментозное лечение. Все дети группы находятся на лечении в стационаре медицинского отделения МДОУ три раза в год. Осмотр детей и назначение лечения проводят врачи соответствующих направлений.
Одной из особенностей организации образовательного процесса в ГКП являются занятия по разработанным для каждого ребенка индивидуальным маршрутам, которые учитывают его исходный уровень развития, психофизические особенности и возможности. Каждый из специалистов, работающих с детьми группы, модифицирует разделы воспитания и обучения, по которым работает с ребенком.
Базовым обеспечением для создания индивидуальных маршрутов являются программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой [1], «Комплексная физической реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Родничок», разработанная коллективом дошкольного учреждения под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.С. Сековец [3].
Рассмотрим, каким образом осуществляет планирование учитель-дефектолог, в функционал которого включены следующие разделы работы: ознакомление с окружающим (1), развитие речи и формирование коммуникативных способностей (2), формирование элементарных количественных представлений (3), сенсорное развитие (4), конструирование (5), социально-бытовая ориентация (6), консультативно - обучающая помощь родителям по формированию культурно-гигиенических, элементарных бытовых умений.
Задачи учитель-дефектолог планирует с учетом исходного уровня и возможностей ребенка, невзирая на возраст. Реализацию задач разделов 1, 3, 5, 6 учитель-дефектолог осуществляет совместно с воспитателем, раздела 2 – с учителем-логопедом, 4 – педагогом - психологом.
Планирование коррекционной работы в индивидуальных образовательных маршрутах позволяет не только интегрировать все задачи в одну комплексную программу, но и отслеживать процесс формирования навыков и умений у ребенка (фиксирование датами процесса формирования умений).
Для примера рассмотрим один из разделов индивидуального образовательного маршрута.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
-
Формирование коммуникативных способностей
Формировать невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза.
9.09
15.11
21.12
5.03
Формировать умение пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой и глазами.
13.09
2.12.
3.03
5.05
Развитие понимания обращенной речи
Учить показывать некоторые предметы, действия на картинках: «Покажи, где собачка гав-гав? Покажи, где киска мяу-мяу? Покажи, где мальчик катит машинку?» и др.
10.09
15.11
17.01
7.03
17.05
Учить понимать слова дай, на, возьми, смотри.
9.09
25.10
10.01
13.03
Вызывать интерес и желание слушать стихи, потешки, песенки: цикл детских стихов А.Л. Барто, Я. Аким «Мама», «Елка», выражать с помощью доступных средств свои чувства.
9.09
1.11
13.12
31.01
9.03
Формирование активной речи
Учить воспроизводить звукоподражания ту-ту, би-би, му-му, ам-ам, ма-ма, ба-ба, па-па, пи-пи, бай-бай, дай-дай и др.
12.09
2.12
10.01
5.02
11.03
На основе отработанных звукоподражаний учить осмысленно произносить слова мама, папа, баба, дай и др.
13.09.11.12
11
11.03
18.04
25.05
Вырабатывать воздушную струю – дуть в дудочку, мыльные пузыри, на вату.
13.09
22.11
28.12
5.03
7.05
-
нет умения
формируется умение
умение сформировано
Из приведенного примера видно, что не все задачи раздела решаемы в течение учебного года. Значит, учитель-дефектолог будет продолжать работать над ними в следующем году, дополнив данный раздел новыми задачами.
Многолетний опыт функционирования группы кратковременного пребывания позволяет сделать некоторые выводы. Так, положительными моментами работы с детьми с церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью являются:
создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребенка, повышение его социальной компетентности;
оказание семье социальной поддержки и реабилитации;
положительная динамика в медицинской и педагогической реабилитации детей. По результатам работы за прошедший период все дети-выпускники продолжают обучение в школах разных видов;
предоставление возможности перевода детей из ГКП в группу детского сада и наоборот в соответствии с изменившимися медико-педагогическими показаниями;
приобретение педагогическим коллективом группы опыта работы с данной категорией детей.
Таким образом, работа с детьми со сложным дефектом в условиях группы кратковременного пребывания ДОУ является значимой для ребенка и его родителей. У ребенка со сложным дефектом формируются коммуникативные умения, навыки социализации, доступные знания. Родители обретают веру в возможности своего ребенка, у них формируется адекватное отношение к проблемам и позитивный настрой на их решение.
Литература
Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стреблева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Малофеев, Н.Н., Гончарова, Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России [Текст] / Н.Н. Малофеев, Е.Л Гончарова // Copyright @ 2005 – 2007 “ComLib”, С.4.
«Родничок» Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в 4-х книгах) /Под ред. Л.С. Сековец. – Н.Новгород: Автосинтез – НН, 2006.
Справочник по дошкольному образованию [Текст]/Авторы-составители: Комарова Е.С., Панкратова Г.Н.– М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С. 414-416.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования