Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
Ильина Л. В.
МОУ Старо-Маслянская СОШ с. Старая Маслянка, Абатский район Тюменская область
По данным статистики в России, от 30% до 40% детей испытывают трудности в обучении уже в начальных классах, 44% детей с проблемами в развитии, 6% детей нуждаются в особых образовательных услугах. Сегодня на этапе поступления в школу 92% детей, не имеющих классических форм аномалии развития, характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. Создание адекватных потребностям детей условий может идти разными путями - как в специальной, так и в общеобразовательной школе.
Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с отклонениями в развитии оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми, лишены возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества. В результате этого затрудняется их включение в социум.
В селе, где нет необходимых специальных (коррекционных) образовательных учреждений, решение проблем обучения всех детей берет на себя общеобразовательная школа. Такая школа должна создавать единую для всех детей систему общения, адаптации и социализации в условиях интегрированного образования детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Первым шагом в работе с детьми с ОВЗ в нашей школе стало создание нормативно-правовой базы. Педагогами школы были изучены нормативные акты, разработаны и утверждены локальные акты: Положение о классе интегрированного обучения в общеобразовательном учреждении, Положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме и т.д.
В 2008-2009 учебном году в школе обучалось 4 ребенка по программе VIII вида и 1 по программе VII вида. В 2009 – 2010 – 4 ребенка по программе VIII вида (1 – во 2 классе, 2 – в третьем классе и 1 – в 5 классе).
Администрацией составлен учебный план с учетом требований регионального учебного плана для программы VIII вида. В течение года осуществляется контроль за его выполнением, соблюдением режимных моментов, качеством преподавания. Для всех учащихся организовано обучение в общеобразовательных классах по специальным коррекционным программам - по индивидуальным учебным планам.Создана база данных по учебным пособиям VIII вида, планируется пополнение школьной библиотеки учебниками.
В начальном звене осуществляется всестороннее изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса; проводится работа по общему и речевому развитию школьников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении. Учебный процесс организован по традиционной классно-урочной системе. Продолжительность урока - 45 минут с обязательным проведением физкультпаузы в середине занятия, зрительной гимнастики. Расписанием уроков во всех классах предусмотрены коррекционные часы, направленные на развитие координации движений (ритмика), формирование здорового образа жизни (ОБЖ), ликвидацию речевых пробелов (развитие речи); психологические занятия, развивающие общеучебные умения, память, внимание. Педагоги проводят также часы педагогической коррекции.
В основной школе обучение ведется по государственным программам специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, приоритетным направлением является трудовое обучение. После завершения обучения выдается свидетельство установленного образца.
Наполняемость классов в школе небольшая, поэтому у учителя есть возможность работать с каждым учеником, учитывая особенности его познавательной деятельности. Ведутся карты развития ученика, которые включают в себя карту динамического педагогического наблюдения, заключения педагогов по результатам обучения, различные психологические диагностики. Каждую четверть в них фиксируются изменения в учебной деятельности, поведении ребенка, динамика в обучении. Анализ диагностических работ позволяет своевременно проводить корректировку программ, уточнять индивидуальные маршруты.
Ребенок находится в комфортном психологическом климате. С учетом интересов и способностей учащихся, запросов родителей в школе работают кружки по различным направлениям. Важным элементом воспитательной деятельности является взаимодействие. Психологом школы проводятся тренинги, упражнения, игры с учащимися всего класса. Они побуждают к совместной деятельности, учат общению, формируют чувство рефлексии.
Таким образом, вся система коррекционно – педагогической работы школы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ОВЗ к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным гражданином, который может включиться в трудовую и общественную жизнь.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования