Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
Зиненкова О.В.
МОУ ООШ № 3 г. Полярные Зори, Мурманская область
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в общеобразовательном учреждении.
Наряду с общеобразовательными классами в нашей школе открыты специальные (коррекционные) классы: для детей с нарушением речи, для детей с задержкой психического развития, для детей, имеющих сложный дефект (состав класса – дети в возрасте от 7 до 18 лет, не посещавшие ранее образовательные учреждения); 2 учащихся обучаются интегрированно по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида в условиях общеобразовательного класса (в 4 и 5 классах), 4 учащихся по состоянию здоровья обучаются на дому, из них 2 ученика по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1 по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.
Таким образом, в школе реализуются не только разноуровневые образовательные программы для детей с разным уровнем познавательных возможностей, но и разные организационные формы обучения детей с ОВЗ, что регламентируется нормативными документами (локальными актами): Положением о специальных (коррекционных) классах, Положением о школьном ПМПк, Положением о формах получения образования, планом работы школы, программой развития школы.
Изучив опыт шведских коллег по проблеме «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду и общество», а также ситуацию в своем городе, мы включили в программу развития школы задачи по созданию адаптивной образовательной среды и развитию системы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перед нами стояли следующие задачи:
развитие толерантного отношения сообщества к лицам с ОВЗ;
необходимость создания среды, адаптированной их особым потребностям;
социальная реабилитация детей-инвалидов (расширение круга общения, формирование коммуникативных умений и навыков, навыков бытового обслуживания).
Школа столкнулась с определенными трудностями: выбор программ обучения; обучение специалистов; материальное оснащение учебно-воспитательного процесса; неоднозначное отношение коллектива школы к детям с ОВЗ.
В классе для детей, имеющих сложный дефект, по программе обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АНН СССР, 1984) и программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой обучается 6 человек (синдром Дауна, РДА, ДЦП с тяжелыми нарушениями умственного развития). Составлены индивидуальные карты развития для каждого ребенка. Все занятия имеют коррекционно-развивающую направленность, формируют представления о себе и окружающем мире, навыки самообслуживания, умение ориентироваться в предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности, развивают навыки коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений. Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие речи, нейропсихологическую коррекцию, основанную на двигательных методах, и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Благодаря поддержке муниципалитета и градообразующего предприятия Кольской атомной электростанции для обучающихся оборудованы специальные помещения: комната для учебных и игровых занятий, комната для логопедических занятий, комната санитарной гигиены, сенсорная комната. На данный момент идет дооснащение комнаты социально-бытовой ориентировки. С детьми работают специалисты, прошедшие специальную подготовку: учитель, воспитатель (учитель-дефектолог), педагог-психолог, логопед, учитель музыки, специалист по лечебной физкультуре. Психолог обучен работе в сенсорной комнате.
Неоценимую помощь на занятиях с ребятами оказывают их родители: вместе с педагогами ищут пути решения возникающих проблем. В первое время родители присутствовали на всех занятиях, сейчас уже смело оставляют детей на полный учебный день с педагогами.
Сегодня наша работа приносит свои плоды, педагоги и родители отмечают изменения, происходящие с детьми: они стали более коммуникабельными, приобрели необходимые учебные навыки, выполняют единые требования к школьникам, повысилась их работоспособность. Ребята продвинулись в общем развитии, чувствуют себя комфортно в школе, повысилась мотивация к учению, научились совместной игре, межличностные отношения стабилизировались. Ребята участвуют в различных творческих конкурсах (школьных и городских). В 2008-2009 учебном году обучающийся класса для детей со сложным дефектом принял участие в городском конкурсе детского творчества «Энергия Севера – 2009» и был награжден поощрительным призом.
Необходимо отметить также, что и педагогически, и детский коллективы прошли своеобразную школу, научились внимательно и по-доброму относиться к детям со сложным дефектом в развитии, общаться с ними.
Школа периодически подает информацию в СМИ о результатах работы класса для детей со сложными дефектами. Основная цель – привлечь внимание общественности к существующей проблеме, призвать родителей не оставаться один на один со своими трудностями, приводить детей в образовательные учреждения, чтобы уже в раннем возрасте все они находились под наблюдением специалистов ДОУ и по достижении школьного возраста могли продолжить обучение и в дальнейшем быть занятыми общественно полезной деятельностью.
В целях сохранения преемственности МОУ ООШ № 3 и МДОУ № 7 ведут серьезную работу по созданию условий для обучения детей с ОВЗ и их дальнейшей социализации. Наши специалисты заблаговременно знакомятся с составом коррекционных групп, разрабатывают совместные мероприятия с целью создания условий для успешной адаптации детей к школе и продолжения работы по обучению детей с ОВЗ. Специалисты ДОУ дают рекомендации по работе с выпускниками ДОУ.
Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдений проводится не менее одного раза в четверть на психолого-медико-педагогическом консилиуме. При успешной коррекции дети из классов V и VII вида переводятся в общеобразовательные классы.
Естественно, что не все проблемы еще решены. Недостаток методической литературы, дидактических и, учебных пособий, отсутствие необходимых учебных программ коррекционных курсов осложняют работу учителей. Актуальными остаются проблемы, с которыми сталкиваются все образовательные учреждения, работающие с детьми с ОВЗ. Одна из них – это недостаточная компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики, по причине слабого финансирования курсовой подготовки педагогов. Поэтому школа сотрудничает с образовательными учреждениями Мурманской области, занимающимися такой же деятельностью, обменивается информацией, опытом. Мы считаем, что в условиях малого города открывать коррекционные классы в каждой школе нецелесообразно. Лучше сконцентрировать материальные средства и педагогические ресурсы в одном образовательном учреждении.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования