logo
Сборник_1

Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода

Суманова О.В.

МОУ С(К)ОШИ VIII вида г. Выкса Нижегородская область

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей, имеющих те или иные нарушения развития, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребёнка, страдающего той или иной патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Нами разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения семей. Основная цель данной программы – оптимизация психологического состояния матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Анализируя результаты наблюдений и бесед с родителями, следует отметить, что большинство опрошенных матерей заинтересованы в контакте с психологом. К высокой мотивации в заинтересованности матерей приводит как дефицит понимающего и принимающего общения, так и недостаток контактов вне семьи, социальная изолированность. Беседа показала, что большая часть родителей узнали о заболевании ребенка по признакам запаздывающего развития. Исключение составляют две мамы, которые получили это известие сразу после рождения детей – их дети страдают ДЦП.

Из 15 опрошенных матерей – 11 человек признались, что испытывают чувство неловкости и стыда из-за недоразвития ребенка. Трое скрывают от своих знакомых сам факт обучения их детей в коррекционной школе. Многие матери при первой встрече с психологом вели себя отчужденно, имея при этом множество вопросов, касающихся развития и поведения их детей. Многие родители, долгое время находясь в состоянии стресса, испытывая чувство стыда и вины, особо нуждались именно в повышении своей самооценки, поддержке со стороны окружающих, принятия к сведению опыта семей с подобными проблемами. На занятиях отрабатывались способы развития уверенности в себе, повышение самооценки родителей.

Программа предполагает снижение (по возможности – устранение) негативного отношения родителей к своим детям. Главной задачей на начальном этапе работы с родителями было установление доверительных отношений и разъяснение специфики развития ребенка с тем или иным нарушением. В разговоре с родителями не употреблялась терминология: «умственная отсталость», «интеллектуальный дефект», «инвалидность», «недоразвитие» и т.д. Все эти дети были объединены как «испытывающие особые образовательные потребности». Из 15 семей, с которыми была начата эта работа, 13 стали регулярно посещать занятия у психолога.

Далее работа психолога строилась таким образом, чтобы помочь матерям принять своего «реального» ребенка, с его заболеванием, множественными недостатками в развитии, а не стремиться к образу ребенка «идеального». Только приняв своего ребенка, таким, каков он есть, родители могли обрести душевное равновесие, удовлетворение жизнью. На занятиях определялись задачи, обусловленные реальными запросами родителей, вырабатывались адекватные стратегии поведения в различных ситуациях, закреплялись новые способы общения родителей с детьми. Путем обсуждений и проигрываний закреплялись новые способы взаимодействия «родитель – ребенок».

В процессе работы велось исследование её результативности. Анализируя результаты исследования можно сделать следующие выводы.

  1. Родительские установки матерей противоречивы: излишне опекая детей, матери могут в тоже время испытывать раздражение по поводу внешнего вида и поведения своих детей. Дети-инвалиды эмоционально отвергаются матерями и воспринимаются личностно и социально несостоятельными, в процессе психокоррекционной работы отношение меняется - половина родителей (46,6%) в начале исследования испытывали чувство подавленности и страха, на контрольном этапе работы этот показатель снизился до 26,6%.

  2. П

    оказатель отвержения ребенка на контрольном этапе снижен до 40% (6 человек), от 53,3% (8 человек) на начальном этапе исследования.

  1. Уровень тревожности матерей высок: на контрольном этапе исследования у 80% матерей отмечена ситуативная и у 20% личностная тревожность. На контрольном этапе отмечено незначительное снижение личностной тревожности 20% (3 человека), от 26,6% (4 человека) в начале исследования.

  1. Родительское отношение влияет на детскую самооценку – дети испытывали чувство неполноценности в семейной ситуации (7,0 на начальном этапе исследования и 5,1 – на контрольном). В результате работы отмечаются положительные результаты по фактору включенности в жизнь общества: социальная заинтересованность отмечена у 20% детей на начальном этапе исследования и у 33,3 % - на контрольном. У группы обследуемых детей наблюдается уменьшение тревожности, конфликтности и неполноценности в семейной ситуации на контрольном этапе исследования.

  1. Показатели снижения эмоционального фона, физического дискомфорта и эмоционального напряжения на контрольном этапе снижаются, хотя и несущественно: показатель аутонормы наблюдается у двух детей (13,3%) на начальном этапе и у шести детей (40%) на контрольном этапе исследования; Наблюдается снижение физического дискомфорта и эмоционального напряжения.

  2. П

    оказатели обучаемости у детей крайне низкие, но в процессе работы на контрольном этапе отмечены положительные результаты по эффективному использованию ориентировочного этапа, восприимчивости к помощи.

Основной целью представленной работы явилась оптимизация психологического состояния матерей, воспитывающих детей-инвалидов. Результаты проводимой работы по психологическому сопровождению семей дают основание для ее активного продолжения.