Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
Яговкина Л. С.
ГОУ ДПО ИПКиПРО Курганской области г. Курган
Социально-экономические проблемы и ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей, отмечается тенденция к увеличению количества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, и семей, в которых живут эти дети. В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
Многие исследователи отмечают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, компетентной организацией коррекционно-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Исследованием теоретических аспектов проблемы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ занимались Н.Б. Лурье, Е.С. Иванов, Р.Ф. Майрамян, А.Н. Смирнов, Л.Я.Коломинский и др. Практические рекомендации для родителей по взаимодействию с умственно отсталым ребенком раннего возраста в ходе коррекционно-педагогического процесса предложены О.П.Гаврилушкиной, С.Д. Забрамной, А.А. Катаевой, Н.Д. Соколовой, Е.А. Стребелевой. Взаимодействие специальной (коррекционной) школы и семьи рассмотрено в работах Е.Н.Денисовой, А.И. Раку и др. В работах Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довбня, Л.А. Зигле, О.А. Копыл, Н.Н. Малофеева, Т.Ю. Морозовой, О.И. Пальмова, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стребелевой указывается, что одним из ведущих условий в системе коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Учеными М.С. Певзнер, Е.М. Мастюковой, И.И. Мамайчук неоднократно указывалось на необходимость научного изучения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, и на разработку коррекционных мер, предназначенных для оказания им конкретной помощи. [1]
Несмотря на активный интерес исследователей к проблеме, недостаточно разработанными остаются следующие вопросы: научно-методическое обоснование формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья; содержание деятельности образовательных учреждений по ранней поддержке семей, имеющих детей с дефектами и тяжелыми функциональными нарушениями; формы организации и методы оказания помощи родителям в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья на различных уровнях её осуществления, в том числе в системе взаимодействия «педагог (специалист) - родитель – ребенок (подросток) с ограниченными возможностями здоровья»; комплекс ресурсного обеспечения (нормативно-правового). Существующий характер осуществления педагогического содействия родителям, имеющим детей с ОВЗ, предполагает перевод этой деятельности с несистемного, стихийного уровня её осуществления на системный. Признаками системного уровня являются: определенность и сопоставимость целей участников процесса; разграничение их полномочий; координация совместной деятельности; наличие интегративной целостности средств (содержания, форм, методов), обеспечивающих достижение педагогического результата – сформированности высокого уровня готовности к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Для построения системы нам необходимо уточнить некоторые понятия и выделить особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрим понятие «образование детей с ограниченными возможностями здоровья». Ученые РАО З.С. Алиев, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.А. Урядницкая, Л.И.Фильчикова, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко определяют понятие «образование детей с ограниченными возможностями здоровья» как дошкольное, общее и профессиональное образование всех уровней, для получения которого указанной категории лиц создаются специальные условия обучения (воспитания), необходимые для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Мы считаем, что такая формулировка недостаточно отражает содержание понятия, так как в него не включены такие формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья как семейное образование, индивидуальное образование, дистанционное образование, Интернет-образование. С учетом этого под термином «образование детей с ограниченными возможностями здоровья» нами понимаются различные виды образовательной деятельности, адаптированные к образовательным возможностям детей данной категории и обеспечивающие индивидуально возможный уровень их образования.
Необходимо остановиться на понятии «семья». Семья рассматривается в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. C точки зрения теории систем, семья является живой системой и, как все живые системы, состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает.
В нашем понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. Семьи, имеющие детей с ОВЗ, обладают качественными отличиями.
С появлением в семье ребенка с отклонениями в развитии многие функции семьи (воспитательная, производственно-хозяйственная, организация досуга) наполняются иным содержанием, приобретают коррекционную направленность (сглаживание или преодоление дефекта в развитии).
Нами выделены особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по следующим аспектам:
1.Медицинский аспект. У многих родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии, наблюдаются нарушения здоровья. Переживания, выпавшие на долю родителей, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у родителей (особенно матерей) детей с ОВЗ характеризуется преобладанием аффективных расстройств, в чем свою роль играют особенности личности и факторы социального окружения. У родителей детей с ограниченными возможностями здоровья сильно повышена тревожность, так как им, в отличие от других, значительно чаще приходится посещать медицинские учреждения, находиться на приёмах разных специалистов-медиков.
2.Психологический аспект – психотравмирующая ситуация в семье (наличие ребёнка с ОВЗ). Данный аспект включает психологические особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и психологические особенности сотрудников образовательных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ и их семьями.
3.Социальный аспект заключается в неблагополучном микроклимат семьи, который проявляется в нарушении социального общения; в социально-экономических особенностях семьи (значительное количество средств уходит на лечение).
4.Педагогический аспект – отсутствие единых требований к ребёнку; незнание психологических особенностей ребенка; низкая психолого-педагогическая культура родителей; безнадзорность, психическая депривация ребёнка; антипедагогические меры воздействия; переоценка воспитательных возможностей семьи; идеализация ребенка; неверие в силы ребёнка; эмоциональное отвержение детей; гиперпротекция; невыполнение рекомендаций педагогов.
5. Дефектологический аспект состоит в понимании структуры дефекта ребёнка. Знание структуры дефекта ребёнка играет огромную роль в содействии родителей детям в образовании.
Как показывает практика, 85% родителей не знают методы и приемы коррекционной работы по преодолению имеющегося у ребенка дефекта (умственная отсталость, сенсорные нарушения, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), а, следовательно, не готовы к активному и квалифицированному участию в их образовании. У большинства родителей не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; не сформирована педагогическая направленность личности, характеризующаяся принятием ценностей педагогической деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний, которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы.
В связи с этим возникает проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ, так как родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.
Системный подход позволяет рассмотреть технологию формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья как системы. (Рис.1)
Рис. 1 Система формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ОВЗ
Системный подход позволяет описать процесс внедрения технологии формирования дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, как совокупность следующих блоков: инвариантного и вариативного (Рис.2).
Разработка данной проблемы осуществляется нами в рамках диссертационного исследования на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений Курганской области.
Литература
Мастюкова, Е.М, Московкина, А.Г. М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 c. 3-4
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования