logo
Сборник_1

Обучение «необычных» детей в обычной школе

Полякова Т. В.

МОУ СОШ №68 имени Н.И. Долгих, г. Тула

В нашей школе уже несколько лет обучаются ребята с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и с ранним детским аутизмом (РДА). Таких детей не так много, но они требуют много сил, терпения, как родителей, так и всего педагогического коллектива. Моя основная задача: речевая адаптация. Формирование речевых умений и навыков способствует развитию познавательных функций, совершенствованию общения между сверстниками. В результате занятий дети, признаваемые ранее «необучаемыми», получают возможность научиться писать, читать, понимать прочитанное, говорить так, чтобы их понимали окружающие.

Для того, чтобы работа была более эффективна, необходима тесная взаимосвязь всех взрослых, работающих с такими детьми: учителем, логопедом, психологом, медицинским работником (как правило, у таких детей серьезные отклонения в сердечно-сосудистой системе) и самое главное – желание родителей помочь своим «необычным» детям.

Решение задач речевого развития невозможно без учета сохранных функций и анализаторов. Так при работе с ребенком с умственной отсталостью (синдром Дауна), а так же с ребенком с РДА в своей работе я опираюсь на факторы, способствующие обучению таких детей: развитое зрительное восприятие и способности к визуальному (наглядному) обучению. Учитываю и факторы, затрудняющие обучение:

Поэтому структуру индивидуального занятия я выдерживаю в строго определенном порядке, к которому приучаю детей.

Во-первых, это сообщение плана урока – ребенок должен знать, что ему предстоит и что необходимо сделать за урок, в игровой форме привлечь внимание к себе и настроить ребенка на рабочий лад (1-2 мин.)

Во-вторых, речевая разминка. Время проведения от 5 до 10 минут, в зависимости от целей и задач урока. Во время этой разминки мы выполняем:

Обязательным этапом логопедической работы является дифференциация звуков. Работа по разграничению звуков осуществляется в двух направлениях: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слуховой дифференциации звуков речи, особенно фонетически близких: твердых и мягких, звонких и глухих, аффрикат и входящих в их состав свистящих и шипящих звуков

Далее мы выполняем задания для развития мелкой и общей моторики, так как у многих «необычных» детей сниженный мышечный тонус (гипотония), что влияет на их навыки мелкой и общей моторики. Это может задерживать достижение следующих этапов моторного развития, ограничивая приобретение опыта и сдерживая интеллектуальное развитие. Серию физкультминуток мы выполняем 2-3 раза за время урока.

Следующий этап включает в себя развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

Развитие грамматического строя – особый этап занятия. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные. Работа начинается с расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий и игр: «Кто как передвигается», «Кто как подает голос», «Кто что делает» и т. д. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину, длину, толщину, вкусовые качества, вес. Затем проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов, а так же над прилагательными, сложными по семантике (например, оценочными, обозначающими внутренние качества человека). Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным является работа по усвоению слов обобщающего характера (мебель, одежда и т.д.), которая способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей. Обогащение словаря осуществляется за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи. Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение слов – синонимов. Уточнение значения слова тесно связано с уточнением представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов, с работой по формированию лексической системности. Классификация предметов проводится как в неречевом плане (разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (выбрать только овощи, найти лишнее, назвать одним словом все предъявленные предметы и т.д.). Рекомендуются записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родо-видовыми отношениями. Работу в этом направлении я включаю в каждый урок. В свою очередь задания по грамматике, лексике и развитию речи неразрывно связаны с заданиями по правописанию. Для лучшего усвоения материала использую разнообразные схемы, модели ответов, макеты букв, язык жестов и разнообразные наглядные пособия (раздаточные и демонстрационные, настольные игры) – тем самым стараюсь включить в работу все анализаторы.

В заключение подводим итог, побуждаю ребенка вспомнить все, что мы делали, и обговорить это (например, «А что ты расскажешь маме о том, что мы делали сегодня?»). Продолжительность индивидуального занятия варьирует от 30 до 45 минут, в зависимости от темпа работы (он очень медленный в связи с особенностями состояния психических процессов) и общего физического состояния ребенка (иногда ребенок даже не хочет уходить или наоборот очень устал). Помимо индивидуальных занятий проводятся подгрупповые с группой детей с общим недоразвитием речи, структура их проведения соответствует стандартным принципам, где часть заданий «необычный» ребенок делает индивидуально, а часть со всеми вместе. Индивидуальные и подгрупповые занятия провожу по 2 раза в неделю.

Таким образом, каждый «необычный» ребенок практически ежедневно охвачен коррекционными мероприятиями, что способствует его быстрой социализации.