Обучение «необычных» детей в обычной школе
Полякова Т. В.
МОУ СОШ №68 имени Н.И. Долгих, г. Тула
В нашей школе уже несколько лет обучаются ребята с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и с ранним детским аутизмом (РДА). Таких детей не так много, но они требуют много сил, терпения, как родителей, так и всего педагогического коллектива. Моя основная задача: речевая адаптация. Формирование речевых умений и навыков способствует развитию познавательных функций, совершенствованию общения между сверстниками. В результате занятий дети, признаваемые ранее «необучаемыми», получают возможность научиться писать, читать, понимать прочитанное, говорить так, чтобы их понимали окружающие.
Для того, чтобы работа была более эффективна, необходима тесная взаимосвязь всех взрослых, работающих с такими детьми: учителем, логопедом, психологом, медицинским работником (как правило, у таких детей серьезные отклонения в сердечно-сосудистой системе) и самое главное – желание родителей помочь своим «необычным» детям.
Решение задач речевого развития невозможно без учета сохранных функций и анализаторов. Так при работе с ребенком с умственной отсталостью (синдром Дауна), а так же с ребенком с РДА в своей работе я опираюсь на факторы, способствующие обучению таких детей: развитое зрительное восприятие и способности к визуальному (наглядному) обучению. Учитываю и факторы, затрудняющие обучение:
отставание в моторном развитии – тонкой и общей моторике;
более слабая кратковременная слуховая память;
более короткий период концентрации;
трудности с освоением и запоминанием новых понятий и навыков;
трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
трудности с установлением последовательностей (действий, явлений, предметов и др.)
Поэтому структуру индивидуального занятия я выдерживаю в строго определенном порядке, к которому приучаю детей.
Во-первых, это сообщение плана урока – ребенок должен знать, что ему предстоит и что необходимо сделать за урок, в игровой форме привлечь внимание к себе и настроить ребенка на рабочий лад (1-2 мин.)
Во-вторых, речевая разминка. Время проведения от 5 до 10 минут, в зависимости от целей и задач урока. Во время этой разминки мы выполняем:
отработку правильного речевого дыхания, формируем длительный плавный выдох в игровых упражнениях («тихий ветерок задувает свечку, сдувает листья с деревьев, разгоняет тучи), на длительном выдохе вводятся голосовые упражнения, целью которых является развитие силы, тембра, высоты голоса (игры «Эхо», звукоподражания к сказке «Три медведя», повторение серии гласных из 2, 3, 4 звуков);
серию артикуляционных упражнений, направленных на постановку того или иного звука. Постановка звука у таких детей осуществляется с использованием смешанных способов: зрительного образа артикуляции, слухового образа звука, кинестетических, тактильных и тактильно-вибрационных ощущений. В процессе автоматизации звуков провожу работу и по развитию просодической стороны речи: отработка ударения в слогах, словах; лексического ударения при автоматизации звука в предложении. Проговариваем чистоговорки и скороговорки (это и проверка домашнего задания, и закрепление навыков правильного звукопроизношения, и отработка речевого дыхания). В этом мне помогают компьютерная программа «Учимся говорить правильно», разработанная ID company. И детям очень интересно.
читаем слоговые таблицы с поставленными звуками. Таблицы можно использовать не только для автоматизации процесса чтения, но и для отработки пространственных отношений («найди и прочитай слог вверху справа» и т. д.), цвета и размера как прописных, так и строчных букв, слогов («найди и прочитай все красные слоги, все слоги, написанные с заглавной буквы» и т. д.) – все зависит от темы данного урока.
Обязательным этапом логопедической работы является дифференциация звуков. Работа по разграничению звуков осуществляется в двух направлениях: уточнение произносительной дифференциации звуков, развитие слуховой дифференциации звуков речи, особенно фонетически близких: твердых и мягких, звонких и глухих, аффрикат и входящих в их состав свистящих и шипящих звуков
Далее мы выполняем задания для развития мелкой и общей моторики, так как у многих «необычных» детей сниженный мышечный тонус (гипотония), что влияет на их навыки мелкой и общей моторики. Это может задерживать достижение следующих этапов моторного развития, ограничивая приобретение опыта и сдерживая интеллектуальное развитие. Серию физкультминуток мы выполняем 2-3 раза за время урока.
Следующий этап включает в себя развитие зрительного и слухового внимания, памяти.
Развитие грамматического строя – особый этап занятия. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные. Работа начинается с расширения словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий и игр: «Кто как передвигается», «Кто как подает голос», «Кто что делает» и т. д. Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета, форму, величину, длину, толщину, вкусовые качества, вес. Затем проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов, а так же над прилагательными, сложными по семантике (например, оценочными, обозначающими внутренние качества человека). Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным является работа по усвоению слов обобщающего характера (мебель, одежда и т.д.), которая способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей. Обогащение словаря осуществляется за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи. Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение слов – синонимов. Уточнение значения слова тесно связано с уточнением представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов, с работой по формированию лексической системности. Классификация предметов проводится как в неречевом плане (разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (выбрать только овощи, найти лишнее, назвать одним словом все предъявленные предметы и т.д.). Рекомендуются записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родо-видовыми отношениями. Работу в этом направлении я включаю в каждый урок. В свою очередь задания по грамматике, лексике и развитию речи неразрывно связаны с заданиями по правописанию. Для лучшего усвоения материала использую разнообразные схемы, модели ответов, макеты букв, язык жестов и разнообразные наглядные пособия (раздаточные и демонстрационные, настольные игры) – тем самым стараюсь включить в работу все анализаторы.
В заключение подводим итог, побуждаю ребенка вспомнить все, что мы делали, и обговорить это (например, «А что ты расскажешь маме о том, что мы делали сегодня?»). Продолжительность индивидуального занятия варьирует от 30 до 45 минут, в зависимости от темпа работы (он очень медленный в связи с особенностями состояния психических процессов) и общего физического состояния ребенка (иногда ребенок даже не хочет уходить или наоборот очень устал). Помимо индивидуальных занятий проводятся подгрупповые с группой детей с общим недоразвитием речи, структура их проведения соответствует стандартным принципам, где часть заданий «необычный» ребенок делает индивидуально, а часть со всеми вместе. Индивидуальные и подгрупповые занятия провожу по 2 раза в неделю.
Таким образом, каждый «необычный» ребенок практически ежедневно охвачен коррекционными мероприятиями, что способствует его быстрой социализации.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования