logo
Сборник_1

Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями

Швецова М.Ж., к.сх.н.

СОШ №29 г.Белгорода, Белгородская область

Одной из актуальных проблем школьного образования сегодня является изучение самосознания детей с ограниченными возможностями. Исследование этой проблемы дает обширный материал для понимания личности подростков, что необходимо для последующего интегрирования их в общество. Проблемами самосознания занимались как зарубежные (К. Роджерс, Э. Берн, Ч. Кули, Д. Мид, У. Джеймс), так и отечественные (И. Кон, В. Столин, Г. Акопов) ученые. До настоящего времени проблема психологического изучения личности подростков с ограниченными физическими возможностями остается мало разработанной.

Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Самооценка - это осознанное отношение к себе, оценка человеком самого себя, своих возможностей. Являясь регулятором поведения человека, она определяет его самоощущение, отношение с другими людьми, требовательность к себе, к своим успехам и неудачам. Кроме того, самооценка определяет уровень притязания, то есть уровень задач, которые ребенок ставит перед собой и к решению которых считает себя способным. То есть самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.

Таким образом, самооценка, особенно для детей с ОВЗ, является очень важным элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятии субъекта, его удовлетворения самим собой.

В ходе исследования, проведенного Е.В. Кулагиной, установлено, что 69,2% детей имеют удовлетворительный реабилитационный потенциал, чуть менее трети (27,9%) – низкий и только 3% детей – высокий. Возраст и реабилитационный потенциал ребенка-инвалида определяют потребность в продолжительном уходе и в помощи при обучении. Детям с ОВЗ, обучающимся в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам, усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия и ходят в школу нерегулярно. Статистика показывает, что в школе около 40% учащихся относятся к группе детей, имеющих различные отклонения от социального и физического благополучия.

Экспериментальную группу составили дети с ограниченными возможностями, в возрасте от 10 до 16 лет, не имеющие отклонений в интеллектуальном развитии и обучающиеся по программе общеобразовательной школы. Контрольную группу составили здоровые дети аналогичного возраста.

По результатам исследования с помощью методики Дембо-Рубинштейна были выявлены (среднее значение и стандартное отклонение) самооценка, уровень притязаний и расхождение между этими параметрами у подростков с ограниченными возможностями и у здоровых сверстников.

Анализ результатов средних значений показал, что у здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с ограниченными возможностями, значение этого показателя в контрольной группе - 90,1, а в экспериментальной - 85,4 (р«0,4) (табл.1.).

Таблица 1. Средние значения самооценки и уровня притязаний

в экспериментальной и контрольной группах

Исследуемый фактор

Среднее значение

Среднее значение по фактору пола

экспериментальная группа

экспериментальная группа

контрольная группа

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Уровень притязаний

85,4

90,1

85,0

85,2

91,0

87,1

Самооценка

64,3

66,2

67,5

60,5

73,4

57,7

Расхождение между уровнем притязаний и самооценкой

21,1

23,9

17,5

24,7

17,6

29,4

Расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки для обеих групп умеренное (р«0,4), соответственно - 21,1 в экспериментальной группе и 23,9 в контрольной. Рассмотрим исследуемые факторы по параметрам:

По фактору здоровья у подростков с ОВЗ наблюдалось сильное расхождение между уровнем притязания и самооценкой (27,7), а у здоровых подростков умеренное расхождение (17,9) (р~0,4). Это указывает на то, что подростки с ограниченными возможностями хотят обрести полноценное здоровье. В качестве личностных ценностей этот фактор детерминирует высокую значимость и является результатом общего благополучия.

По фактору уверенности в себе, наблюдается сильное расхождение между средними значениями в экспериментальной (24,2) и в контрольной группах (27,7). По показателям внешности так же имеются существенные расхождения в группе здоровых и подростков с ограниченными возможностями. Это говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей внешности и с неуверенностью в своих силах (р~0,38).

При оценке по шкалам «ум, способности» у подростков из обеих групп неадекватность резко возрастает в сторону завышенных оценок. Так, фактор авторитарности показал, что у контрольной группы расхождения выше, чем у экспериментальной (15,5 и 25,5). Это свидетельствует о том, что подростки хотели бы видеть себя самостоятельными, относительно независимыми от мнения окружающих. Это указывает на желание подростков быть «выше» и лучше других.

Анализ уровня самооценки по фактору пола показывает, что самооценка мальчиков экспериментальной и контрольной групп (67,5 и 73,4) несколько выше среднего значения самооценки девочек (60,5 и 57,7) экспериментальной и контрольной групп. При этом их отличия несущественны (Р-0,4).

Расхождение уровня притязания по фактору пола показало, что для мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп незначительно (р«0,4). Для мальчиков расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки составили 17,5 для детей с ОВЗ и 17,6 - для здоровых. У девочек эспериментальной группы расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 24,7, а у их здоровых сверстниц 29,4.

Данные распределения уровня самооценки по группам значений для экспериментальной и контрольной выборок показывает, что низкая самооценка была выявлена у 37% подростков с ограниченными возможностями и у 33% их здоровых сверстников. Завышенная самооценка была выявлена одинаково как в экспериментальной группе, так и в контрольной - у 22%.

Анализ полученных данных показывает, что достаточно много здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями имеют неадекватную низкую самооценку и высокий уровень притязаний. В ответах подростков с ОВЗ чаще всего встречаются самозащитные реакции, что означает слабость и уязвимость личности.

Известно, что в подростковом возрасте общение является ведущей формой деятельности, а у подростков с ограниченными возможностями микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников. В качестве практических рекомендаций предлагается расширение социальных контактов подростков с ограниченными возможностями, поэтому в каникулярное время школа активно вовлекает детей в мероприятия, проводимые в классных коллективах, в городские мероприятия (соревнования по шашкам, шахматам и др.), интегрируя подростков с ограниченными возможностями в среду здоровых подростков. С целью предотвращения формирования у подростков с ограниченными возможностями негативной Я-концепции весь педагогический персонал (психолог, социальный педагог, учителя, работающие с детьми с ограниченными возможностями) строго следуют практическим рекомендациям.