logo
Сборник_1

Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением

Преображенская Г. А., Бакшеева Т. С.

ГУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени Э.Г. Фельде, Кемеровская область

П роблеме личностного развития детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном, психофизическом, поведенческом и эмоциональном развитии посвящен ряд исследований как в отечественной (В.Н. Мясищев, Левитов Н.Д., 1972, Румянцева Т.Г., 1991, Гарбузов В.И. Семенюк Л.М., 1998, и др.), так и в зарубежной литературе (Фешбах С, 1964, Берон Р., Ричарсон Д., К 1998, Рудестам, 1993, Г. Селье и др). Особенно остра эта проблема для специальных образовательных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, где в последние годы все чаще оказываются подростки не только с устойчивыми формами девиантного поведения, но и с проблемами интеллектуального и психоэмоционального развития. Эти подростки дают около 15-20% всех правонарушений и преступлений. И только потом часть из них направляется в специальные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

Основная часть поступающих в школу – это дети и подростки из асоциальной среды, социально и педагогически запущенные, имеющие серьезные нарушения здоровья. В результате углубленного медицинского осмотра выявлено, что в спецшколе нет ни одного здорового ребенка, все имеют заболевания, связанные с последствиями употребления ПАВ до прибытия в спецшколу. За последние три – четыре года возрос процент подростков с поражением ЦНС, органическим поражением головного мозга. Часть воспитанников имела до спецшколы сотрясения головного мозга, черепно – мозговые травмы и др. Поэтому у ребят снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, испытывают трудности в обучении. У большинства воспитанников низкий уровень развития высших психических функций: низкий уровень мышлении (0-I уровень) у 44,8% воспитанников, низкий объем долговременной памяти у 62,9%, несформированность свойств внимания у 45,7%, возможны минимальные дисфункции мозга.

Большой процент воспитанников поступает в школу с отставанием в учебной программе. До поступления в спецшколу подростки по году и более не обучались, некоторые имеют неполное начальное образование, серьезные пробелы в знаниях и всё чаще - неумение читать и писать. Обучаются по возрасту 39% воспитанников, остальные имеют отставание 1 – 3 года от их возрастного ценза. Третья часть воспитанников нуждается в обучении по коррекционным программам школы VII и VIII вида.

П о результатам психодиагностики на момент прибытия - 74,1% воспитанников испытывают высокий уровень личностной тревожности, 64,8% - высокий уровень агрессивности и враждебности,

В целом состав воспитанников образует группу детей с отклонениями от нормы, обусловленными пограничными нарушениями психики, с дефектами в эмоционально-волевой, интеллектуальной деятельности с общей психической неустойчивостью, слабость контролирующих центров. И здесь выделяются следующие подгруппы:

Неотъемлемой частью социальной адаптации и оказания комплексной помощи в условиях спецшколы детям и подросткам с проблемами в развитии, является система их изучения, направленная не на постановку диагноза как такового, а на подбор соответствующих развивающих, коррекционных и реабилитационных программ, условий обучения и подготовки к интеграции в социум.

Для реализации поставленной цели создана комплексная программа «Думая о будущем», по которой работа с воспитанниками организована поэтапно:

1 этап – адаптация воспитанников в условиях спецшколы, развитие учебно-познавательной мотивации и ВПФ.

2 этап – ресоциализация, коррекция и развитие личности:

3 этап – подготовка к социализации после выпуска из спецшколы

Программа «Думая о будущем», имея гибкий характер, предусматривает использование различных форм работы: групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, коммуникативно-двигательные занятия, тематические групповые консультации, индивидуальные консультации (по запросам), часы психологической разгрузки.

Основное внимание уделяется индивидуальной коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, так как:

Возможно проведение индивидуальных занятий в мини-группах по 2-3 человека без элементов соревновательности с учетом психологической совместимости подростков. Постепенно, по мере преодоления проблем и психологической готовности, воспитанники включаются в групповую работу по созданию психологического комфорта, снижению психоэмоционального напряжения, повышению стрессоустойчивости (профилактики аутоагрессивного поведения):

  1. Подпрограмма «Мир движений и взаимосвязей» для расширения представлений подростков о своем физическом «Я» и развития коммуникативных навыков.

  2. Подпрограмма «Час психологической разгрузки» с использованием сенсорного оборудования, направлена на формирование стрессоустойчивости, снижение эмоционального, мышечного напряжения и овладение навыками саморегуляции.

  3. Подпрограмма «Внимание: Экзамен!» с элементами тренинга - направлена на снижение психоэмоционального напряжения, формирование стратегии и тактики поведения в период подготовки, сдачи итоговой аттестации и постинтернатной адаптации.

Групповые занятия по коррекции и развитию личности девиантных подростков проходят по взаимосвязанным подпрограммам последовательно.

  1. Подпрограммы «Открой себя», «Путешествие в мир мышления» направлены на адаптацию в спецшколе, развитие мышления, учебно-познавательной мотивации и самоопределение подростков.

  1. Подпрограмма «Наши чувства и эмоции» направлена на создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы подростков.

  2. Подпрограмма «Жить в мире самим собой и другими» формирует умения распознавать, прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации.

  3. Подпрограмма «Думая о будущем» способствует формированию позитивного образа будущего, раскрытию личностных качеств и мотивации саморазвития.

В ходе занятий воспитанникам удалось преодолеть внутренний барьер по отношению к саморазвитию. По методике «Готовность к саморазвитию» выявлены следующие результаты. Если на начало занятий только 9% воспитанников (отмечали, что «хотят и могут измениться», то в конце программы 36,4% воспитанников увидели в себе силы и возможности самосовершенствоваться. Из 45,4%, тех кто «не хотел знать себя и не хотел изменяться», осталось 18% воспитанников от числа всех участников программы/

По методике «Графическая шкала удовлетворенностью жизнью» выявлены следующие результаты групповой работы: из 54,5% воспитанников ранее отметивших, свое отношение к жизни как «неудовлетворительно» и «плохо», по итогам программы только 18,2% сохранили свое «неудовлетворительное» восприятие жизнью. Выбор положительных критериев увеличился на с 27,2% до 54,5% воспитанников. Свое восприятие жизни позитивно отметили как: «прекрасно» -9%, хорошо» - 27,3% и «удовлетворительно» - 27,3% воспитанников.

Свое изменение самочувствия на занятиях ребята оценили по методике «Эмоциональный барометр». Показатели «Очень хорошо» и «Хорошо» увеличился на 6%, а показатель «Нормально» отметили 67% воспитанников.

Занятия активизировали процесс личностного познания. У 83-87% воспитанников выявлено желание изучать законы развития личности человека; 78 % воспитанников желают научиться навыкам общения, что на 23 % стало больше предыдущего показателя.

Отрыв от дома и семьи скрадывает реальное восприятие своего будущего, идеализируя или вызывая беспокойство и напряжение. И, тем не менее, позитивного восприятия будущего и уверенности в позитивной самореализации достигли 58 %, что на 21% больше от начала занятий. В итоге 56% (ранее 34%) воспитанников продемонстрировали умение ставить конкретные позитивные цели и определять шаги достижения.

Таким образом, нами была выявлена положительная динамика развития личности девиантных подростков. Для нас важной проблемой является дальнейшая социализация детей. И сегодня мы вынуждены констатировать, что проблема обеспечения третьего этапа адаптации (после выпуска из спешколы) нуждается в решении межведомственном уровне.

Раздел 11

Реализация компетентностного подхода в практике специального и интегрированного образования. Стандарт жизненной компетентности

Технология совместного профессионального проектирования как средство формирования жизненной перспективы у подростков с нарушением интеллекта

Дуброва Т.И.

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск

Противоречия между сложившимися концептуальными взглядами на содержание профессионально ориентационной работы в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации модели подготовки к трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта актуализировали необходимость рассмотреть данную проблему с позиции современных инновационных подходов.

В понимании сущности инновационных процессов в системе профессионально-трудового образования лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, организация профессионально ориентационной работы должна быть направлена на обновление содержания образования, на изменение и разработку новых технологий обучения и воспитания, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности учащегося с нарушением интеллекта.

Необходимо качественно новое содержание профессионально ориентационной работы с учетом взаимосвязей с учреждениями начального и среднего профессионального образования, где в дальнейшем продолжат свое обучение выпускники коррекционной школы. Поэтому, создание психолого-педагогических условий по совершенствованию технологий профессионально ориентационной работы является одной из приоритетных задач профессионально-трудового обучения данной категории детей.

Современной коррекционной школой накоплен богатый опыт организации профессионально ориентационной работы с учащимися, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается не востребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег по организации профессионально ориентационной работы с учащимися.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.А.Сластенина, Н.Ф. Талызиной и многих других авторов. В широком смысле педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. В инновационной парадигме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает технология совместного профессионального проектирования или составление профессионально ориентационной программы для каждого учащегося. Основным предназначением технологии совместного профессионального проектирования является формирование у воспитанников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений.

Технология совместного профессионального проектирования представляет собой набор или комплект по выявлению у подростков социально значимых качеств, свойств и характеристик личности, изменения которых исследуются в динамике учебно-профессионального развития и становления индивидуальности. Назначением данной технологии является помощь в осознании и познании личностных особенностей с целью выбора будущей профессии. Суть технологии состоит в получении частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности подростка, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе. Данные частных результатов фиксируются в портфолио профессионально-личностного развития учащегося.

В основу технологии совместного профессионального проектирования заложены четыре главных принципа, которые реализуются в организованной педагогической деятельности (Таблица 1).

Таблица 1.

Принципы

Педагогический замысел

1. «Принцип фейерверка»: Раскрой себя!

Все учащиеся – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других… Главное – это хотеть сиять.

2. «Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы-качели – это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни.

3. «Принцип рейтинга»:

У каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

4. «Принцип успеха»: Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное почувствовать вкус победы. Учитель – равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности.

Содержание работы представляет собой систему практических заданий, раскрывающих личностные профессиональные качества успешного человека.

Программа реализации технологии совместного профессионального проектирования рассчитана на учащихся 9-12 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и обеспечивает индивидуально-личностный подход в системе профессионально-трудового обучения. Программа включает пять взаимосвязанных разделов, обеспечивающих целостность целенаправленного профессионального становления учащихся в достижении жизненного успеха:

Ожидаемый результат технологии совместного профессионального проектирования - прочно сформированные общегражданские ценности выпускника коррекционной школы, в его способности выполнять социальные роли в системе трудовых отношений, в умении планировать свою жизненную траекторию (Рисунок 1).

Рисунок 1. Графический органайзер «стратегии успеха» технологии совместного профессионального проектирования.