Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
Преображенская Г. А., Бакшеева Т. С.
ГУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени Э.Г. Фельде, Кемеровская область
П роблеме личностного развития детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном, психофизическом, поведенческом и эмоциональном развитии посвящен ряд исследований как в отечественной (В.Н. Мясищев, Левитов Н.Д., 1972, Румянцева Т.Г., 1991, Гарбузов В.И. Семенюк Л.М., 1998, и др.), так и в зарубежной литературе (Фешбах С, 1964, Берон Р., Ричарсон Д., К 1998, Рудестам, 1993, Г. Селье и др). Особенно остра эта проблема для специальных образовательных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, где в последние годы все чаще оказываются подростки не только с устойчивыми формами девиантного поведения, но и с проблемами интеллектуального и психоэмоционального развития. Эти подростки дают около 15-20% всех правонарушений и преступлений. И только потом часть из них направляется в специальные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.
Основная часть поступающих в школу – это дети и подростки из асоциальной среды, социально и педагогически запущенные, имеющие серьезные нарушения здоровья. В результате углубленного медицинского осмотра выявлено, что в спецшколе нет ни одного здорового ребенка, все имеют заболевания, связанные с последствиями употребления ПАВ до прибытия в спецшколу. За последние три – четыре года возрос процент подростков с поражением ЦНС, органическим поражением головного мозга. Часть воспитанников имела до спецшколы сотрясения головного мозга, черепно – мозговые травмы и др. Поэтому у ребят снижена работоспособность, они быстро утомляются, отвлекаются, испытывают трудности в обучении. У большинства воспитанников низкий уровень развития высших психических функций: низкий уровень мышлении (0-I уровень) у 44,8% воспитанников, низкий объем долговременной памяти у 62,9%, несформированность свойств внимания у 45,7%, возможны минимальные дисфункции мозга.
Большой процент воспитанников поступает в школу с отставанием в учебной программе. До поступления в спецшколу подростки по году и более не обучались, некоторые имеют неполное начальное образование, серьезные пробелы в знаниях и всё чаще - неумение читать и писать. Обучаются по возрасту 39% воспитанников, остальные имеют отставание 1 – 3 года от их возрастного ценза. Третья часть воспитанников нуждается в обучении по коррекционным программам школы VII и VIII вида.
П о результатам психодиагностики на момент прибытия - 74,1% воспитанников испытывают высокий уровень личностной тревожности, 64,8% - высокий уровень агрессивности и враждебности,
В целом состав воспитанников образует группу детей с отклонениями от нормы, обусловленными пограничными нарушениями психики, с дефектами в эмоционально-волевой, интеллектуальной деятельности с общей психической неустойчивостью, слабость контролирующих центров. И здесь выделяются следующие подгруппы:
подростки с эмоциональными отклонениями. Среди них ведущую роль имеют признаки эмоциональной возбудимости, невыдержанности, самолюбия и эгоцентричности. При этом могут отсутствовать черты аморальности, доступно раскаяние, эмоциональная несдержанность избирательна, сохранены представления о чести долге, необходимости добросовестного отношения к порученному, но инициатива часто направлена на то, чтобы заслужить похвалу, положительную оценку. Аффективно окрашенные отклонения поведения могут отмечаться и в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении, но они не связаны не социальной деформацией, в неустойчивость внимания, эмоций, личностных установок;
дети с волевыми отклонениями, представленными преимущественно в виде конформности. Психический дефект проявляется главным образом в волевой сфере и характеризуется выраженной неустойчивостью. Такая несовершеннолетняя «незаконопослушная» личность никогда не идет против среды, а приспосабливается к ней (в том числе и к отрицательной) и начинает точно отражать ее в себе. Конформная личность не переступает меры, но ей необходимо понять и определять меру, за которой следует возмездие. Внешняя асоциальность поведения у конформного подростка обычно является следствием отсутствия определенного ядра личности, а отсутствие ядра личности чаще бывает обусловлено отрицательным влиянием воспитания. Типичными дефектами формирования личности в подобных случаях являются отсутствие твердости и последовательности воспитательного воздействия.
Неотъемлемой частью социальной адаптации и оказания комплексной помощи в условиях спецшколы детям и подросткам с проблемами в развитии, является система их изучения, направленная не на постановку диагноза как такового, а на подбор соответствующих развивающих, коррекционных и реабилитационных программ, условий обучения и подготовки к интеграции в социум.
Для реализации поставленной цели создана комплексная программа «Думая о будущем», по которой работа с воспитанниками организована поэтапно:
1 этап – адаптация воспитанников в условиях спецшколы, развитие учебно-познавательной мотивации и ВПФ.
2 этап – ресоциализация, коррекция и развитие личности:
стабилизация психоэмоционального состояния;
коррекция эмоционально-волевой, поведенческой сферы;
коррекция отклонений и развитие личности подростков;
профилактика аутоагрессивного поведения;
повышение стрессоустойчивости;
профилактика ПАВ;
развитие социально-коммуникативных компетенций;
формирование установок на позитивный образ жизни.
3 этап – подготовка к социализации после выпуска из спецшколы
развитие ценностно-смысловой сферы;
развитие позитивного целеполагания.
Программа «Думая о будущем», имея гибкий характер, предусматривает использование различных форм работы: групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, коммуникативно-двигательные занятия, тематические групповые консультации, индивидуальные консультации (по запросам), часы психологической разгрузки.
Основное внимание уделяется индивидуальной коррекционно-развивающей работе с воспитанниками, так как:
проблемы в личностном развитии требуют более глубокой и целенаправленной индивидуальной работы с воспитанниками;
адаптационный период от 3 до 6 месяцев требует повышенного внимания для включения в воспитательно-образовательный процесс;
участниками групповой работы не могут стать подростки с ярко выраженной социально-психологической дезадаптацией, обострением соматических заболеваний, в ситуации травматических переживаний (смерть близких и др.), воспитанники с низким уровнем интеллекта и обучаемости, с низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, агрессивности.
Возможно проведение индивидуальных занятий в мини-группах по 2-3 человека без элементов соревновательности с учетом психологической совместимости подростков. Постепенно, по мере преодоления проблем и психологической готовности, воспитанники включаются в групповую работу по созданию психологического комфорта, снижению психоэмоционального напряжения, повышению стрессоустойчивости (профилактики аутоагрессивного поведения):
Подпрограмма «Мир движений и взаимосвязей» для расширения представлений подростков о своем физическом «Я» и развития коммуникативных навыков.
Подпрограмма «Час психологической разгрузки» с использованием сенсорного оборудования, направлена на формирование стрессоустойчивости, снижение эмоционального, мышечного напряжения и овладение навыками саморегуляции.
Подпрограмма «Внимание: Экзамен!» с элементами тренинга - направлена на снижение психоэмоционального напряжения, формирование стратегии и тактики поведения в период подготовки, сдачи итоговой аттестации и постинтернатной адаптации.
Групповые занятия по коррекции и развитию личности девиантных подростков проходят по взаимосвязанным подпрограммам последовательно.
Подпрограммы «Открой себя», «Путешествие в мир мышления» направлены на адаптацию в спецшколе, развитие мышления, учебно-познавательной мотивации и самоопределение подростков.
Подпрограмма «Наши чувства и эмоции» направлена на создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы подростков.
Подпрограмма «Жить в мире самим собой и другими» формирует умения распознавать, прогнозировать и разрешать конфликтные ситуации.
Подпрограмма «Думая о будущем» способствует формированию позитивного образа будущего, раскрытию личностных качеств и мотивации саморазвития.
В ходе занятий воспитанникам удалось преодолеть внутренний барьер по отношению к саморазвитию. По методике «Готовность к саморазвитию» выявлены следующие результаты. Если на начало занятий только 9% воспитанников (отмечали, что «хотят и могут измениться», то в конце программы 36,4% воспитанников увидели в себе силы и возможности самосовершенствоваться. Из 45,4%, тех кто «не хотел знать себя и не хотел изменяться», осталось 18% воспитанников от числа всех участников программы/
По методике «Графическая шкала удовлетворенностью жизнью» выявлены следующие результаты групповой работы: из 54,5% воспитанников ранее отметивших, свое отношение к жизни как «неудовлетворительно» и «плохо», по итогам программы только 18,2% сохранили свое «неудовлетворительное» восприятие жизнью. Выбор положительных критериев увеличился на с 27,2% до 54,5% воспитанников. Свое восприятие жизни позитивно отметили как: «прекрасно» -9%, хорошо» - 27,3% и «удовлетворительно» - 27,3% воспитанников.
Свое изменение самочувствия на занятиях ребята оценили по методике «Эмоциональный барометр». Показатели «Очень хорошо» и «Хорошо» увеличился на 6%, а показатель «Нормально» отметили 67% воспитанников.
Занятия активизировали процесс личностного познания. У 83-87% воспитанников выявлено желание изучать законы развития личности человека; 78 % воспитанников желают научиться навыкам общения, что на 23 % стало больше предыдущего показателя.
Отрыв от дома и семьи скрадывает реальное восприятие своего будущего, идеализируя или вызывая беспокойство и напряжение. И, тем не менее, позитивного восприятия будущего и уверенности в позитивной самореализации достигли 58 %, что на 21% больше от начала занятий. В итоге 56% (ранее 34%) воспитанников продемонстрировали умение ставить конкретные позитивные цели и определять шаги достижения.
Таким образом, нами была выявлена положительная динамика развития личности девиантных подростков. Для нас важной проблемой является дальнейшая социализация детей. И сегодня мы вынуждены констатировать, что проблема обеспечения третьего этапа адаптации (после выпуска из спешколы) нуждается в решении межведомственном уровне.
Раздел 11
Реализация компетентностного подхода в практике специального и интегрированного образования. Стандарт жизненной компетентности
Технология совместного профессионального проектирования как средство формирования жизненной перспективы у подростков с нарушением интеллекта
Дуброва Т.И.
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск
Противоречия между сложившимися концептуальными взглядами на содержание профессионально ориентационной работы в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации модели подготовки к трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта актуализировали необходимость рассмотреть данную проблему с позиции современных инновационных подходов.
В понимании сущности инновационных процессов в системе профессионально-трудового образования лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, организация профессионально ориентационной работы должна быть направлена на обновление содержания образования, на изменение и разработку новых технологий обучения и воспитания, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности учащегося с нарушением интеллекта.
Необходимо качественно новое содержание профессионально ориентационной работы с учетом взаимосвязей с учреждениями начального и среднего профессионального образования, где в дальнейшем продолжат свое обучение выпускники коррекционной школы. Поэтому, создание психолого-педагогических условий по совершенствованию технологий профессионально ориентационной работы является одной из приоритетных задач профессионально-трудового обучения данной категории детей.
Современной коррекционной школой накоплен богатый опыт организации профессионально ориентационной работы с учащимися, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается не востребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег по организации профессионально ориентационной работы с учащимися.
Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.А.Сластенина, Н.Ф. Талызиной и многих других авторов. В широком смысле педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются однозначно, и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. В инновационной парадигме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает технология совместного профессионального проектирования или составление профессионально ориентационной программы для каждого учащегося. Основным предназначением технологии совместного профессионального проектирования является формирование у воспитанников трудовой и технологической культуры, системы технологических знаний и умений.
Технология совместного профессионального проектирования представляет собой набор или комплект по выявлению у подростков социально значимых качеств, свойств и характеристик личности, изменения которых исследуются в динамике учебно-профессионального развития и становления индивидуальности. Назначением данной технологии является помощь в осознании и познании личностных особенностей с целью выбора будущей профессии. Суть технологии состоит в получении частных результатов, которые складываются в целостное свидетельство дееспособности подростка, правомерности притязаний на признание его в новом возрастном и социальном статусе. Данные частных результатов фиксируются в портфолио профессионально-личностного развития учащегося.
В основу технологии совместного профессионального проектирования заложены четыре главных принципа, которые реализуются в организованной педагогической деятельности (Таблица 1).
Таблица 1.
Принципы | Педагогический замысел |
1. «Принцип фейерверка»: Раскрой себя! |
Все учащиеся – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других… Главное – это хотеть сиять. |
2. «Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
| Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в этом мире. Весы-качели – это символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни. |
3. «Принцип рейтинга»:
| У каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях. |
4. «Принцип успеха»: Реализуй себя!
| Создание ситуации успеха. Главное почувствовать вкус победы. Учитель – равноправный партнер и консультант, который учитывает интересы ученика, индивидуальные способности и потребности. |
Содержание работы представляет собой систему практических заданий, раскрывающих личностные профессиональные качества успешного человека.
Программа реализации технологии совместного профессионального проектирования рассчитана на учащихся 9-12 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и обеспечивает индивидуально-личностный подход в системе профессионально-трудового обучения. Программа включает пять взаимосвязанных разделов, обеспечивающих целостность целенаправленного профессионального становления учащихся в достижении жизненного успеха:
задания для развития мотивации к профессиональному личностному росту;
задания на самопознание и управление профессиональным становлением;
задания для развития личностных качеств будущего рабочего;
задания для развития эффективной коммуникации и трудовой этики;
оценка своих достижений.
Ожидаемый результат технологии совместного профессионального проектирования - прочно сформированные общегражданские ценности выпускника коррекционной школы, в его способности выполнять социальные роли в системе трудовых отношений, в умении планировать свою жизненную траекторию (Рисунок 1).
Рисунок 1. Графический органайзер «стратегии успеха» технологии совместного профессионального проектирования.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования