Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
Варфоломеева С. В., Лазарева Е. В.
МОУ для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи - Центр психолого - медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г.Тула
Специфика состояния аутичных детей такова, что им требуется очень большой объем помощи – как специальной, так и повседневной, в решении элементарных бытовых и социальных вопросов. Активное участие родителей и сопровождение специалистов необходимы им в любом возрасте, независимо от длительности абилитации.
В процессе работы с детьми и семьей необходимо учитывать, что близкие родственники детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, отличаются особой ранимостью, напряженностью чувств и переживаний. Зачастую они не знают, как вести себя с ребенком, и поддаются невольным провокациям и манипуляциям с его стороны. Окружающие в большинстве случаев не имеют представления о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить причины странного поведения ребенка, его капризов и отвести от себя упреки в его избалованности. Прямым следствием этого становится аутизация самих родителей, прежде всего, матерей, проявляющаяся в избегании контактов, ограничении выходов в общественные места, сужении круга друзей, замкнутости на собственных проблемах. Матери испытывают чрезмерное ограничение личной свободы, зависимость от своих детей, имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо справляются с материнской ролью, испытывают сильное чувство вины перед родственниками за рождение «особого» ребенка. Отсюда – проявления стресса, депрессии, раздражительность, эмоциональное истощение. Для решения проблем, связанных с психоэмоциональным и социальным неблагополучием, им нужна психологическая помощь и поддержка. Ситуация усугубляется тем, что родители, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра, не получают от своего ребенка никакого эмоционального и чувственного отклика. Чувства близости и принятия, благодарности, понимания, любви не появляются в такой семье без дополнительной, долгой и сложной работы.
В отделении лечебной педагогики и абилитации Валеоцентра существует многолетняя практика работы с проблемой аутизма. Здесь создана система психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с аутистическими расстройствами и их семьям, которая объединяет усилия специалистов, родителей, общественности с целью максимальной реализации потенциала развития каждого ребенка. Опыт отделения убедительно доказывает, что абилитация и адаптация аутичного ребенка к социуму возможны только в ситуации семейного воспитания, при активном и заинтересованном участии родителей в коррекционно-развивающей работе, в создании условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Совместные усилия специалистов и родителей дают более чем убедительные результаты. Дети, страдающие аутистическими расстройствами, начинают разговаривать, взаимодействуют с окружением, осваивают новые виды деятельности. Впоследствии они проходят обучение в школах, коррекционных или общеобразовательных. Ситуация принципиально меняется: ребенок восстанавливает связи с семьей, семья восстанавливает связи с социумом. В результате снижается эмоциональное и социальное напряжение, связанное с проблемой сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутистическим расстройством.
Работа с родителями включает разные формы. Одна из возможностей – включение родителей в процесс занятий с ребенком. Родителей можно и нужно включать в занятия. Это могут быть детско-родительские группы, занятия по развитию социально-бытовых навыков, занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом – практически, все виды занятий. Эта форма работы важна для создания партнерства и доверия между семьей и специалистами; для обучения членов семьи новым приемам взаимодействия, навыкам обучения и воспитания детей; для переноса приобретенных ребенком умений в обычную жизнь; получения помощи в разрешении индивидуальных трудностей. Совместные занятия помогают родителям лучше понимать состояние ребенка, его проблемы, а также цели и задачи коррекционной работы. Близкие родственники, имея такой опыт, в дальнейшем способствуют развитию ребенка. В ходе занятий можно использовать игры и творчество, обучать разным видам ручной деятельности, которые потом интегрируются в повседневную жизнь семьи.
Однако на определенном этапе участие родителей в занятиях может быть нежелательным, поскольку среда домашняя и среда терапевтическая должны быть разграничены - например, в случае, когда требуется преодоление стереотипов в поведении ребенка, которые поддерживаются сложившимся домашним укладом.
В работе с родителями широко применяются специально организованные беседы, работа с убеждениями, повышение образовательного уровня семьи, разъяснение перемен, происходящих с ребенком и семьей в процессе коррекции. В результате разъяснительной и просветительской работы улучшается эмоциональное состояние матерей, снижается уровень тревожности, развивается активная родительская позиция, повышается степень социального доверия и доверия к своим детям, повышается самооценка.
Использование методов саморегуляции, основанных на принципах релаксации (специально разработанная программа «Стрессы в нашей жизни»), дает возможность родителям активизировать собственные психофизические ресурсы, осознать ответственность за свое психоэмоциональное состояние, почувствовать возможность позитивных изменений, снизить тревожность и внутреннее напряжение.
Благодаря индивидуальному консультированию родители начинают осознавать собственные личностные проблемы, которые негативно влияют на развитие и воспитание их ребенка. Семья ожидает изменений от ребенка, не будучи в силах измениться сама, что в высшей степени нелогично. Ребенка призывают принять внешний мир, не принимая его внутреннего (пусть даже и особого) мира. Шаг навстречу, таким образом, должен делать самый слабый и незащищенный. Однако положительные изменения возможны только при встречном движении. Семейное консультирование позволяет понять характер влияния семейной системы на развитие ребенка.
Чтобы успешно решать задачи социальной интеграции детей с особенностями развития, психолог совместно с родителями занимается поиском учреждений дополнительного образования, готовых принять детей, страдающих аутизмом. Иногда родители аутичных детей, опасаясь неудачи, отказываются отдавать ребенка в образовательное или дошкольное учреждение, в котором дети обладают большими интеллектуальными и социальными навыками, чем их ребенок. Поэтому важно сформировать у родителей адекватное отношение к перспективам развития ребенка.
Организация досуговой работы помогает семьям преодолевать изоляцию, формировать формы активности, соответствующие этапам жизненного цикла семьи с ребенком раннего, дошкольного и школьного возраста.
Летний лагерь, где вместе отдыхают и занимаются дети, их родители, братья и сестры, а также специалисты со своими детьми, является еще одной формой работы с семьей. Непривычные условия жизни в Доме отдыха способствуют открытию новых возможностей в адаптации, смене стереотипов домашнего уклада, создают предпосылки для объединения семей и укрепления партнерства между семьями и специалистами. В случаях возникновения трудностей родители не остаются один на один со своими проблемами, а получают поддержку; они активно участвуют в совместных мероприятиях: спортивных праздниках, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Специалисты помогают членам семьи научиться проживать с ребенком различные жизненные ситуации, адекватно общаться в этих ситуациях с окружающими, способствовать расширению мира своего ребенка и ощущать себя полноценными членами общества. В лагере проводится программа «Родительский клуб», где формируется атмосфера эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; создается активное творческое пространство и позитивный настрой.
В тактике семейного воспитания проблемы, встающие перед семьей аутичного ребенка, сходны с проблемами любых семей, имеющих детей, и от того, насколько конструктивна позиция родителей и других членов семьи, напрямую зависит будущее ребенка.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования