logo
Сборник_1

Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами

Варфоломеева С. В., Лазарева Е. В.

МОУ для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи - Центр психолого - медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г.Тула

Специфика состояния аутичных детей такова, что им требуется очень большой объем помощи – как специальной, так и повседневной, в решении элементарных бытовых и социальных вопросов. Активное участие родителей и сопровождение специалистов необходимы им в любом возрасте, независимо от длительности абилитации.

В процессе работы с детьми и семьей необходимо учитывать, что близкие родственники детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, отличаются особой ранимостью, напряженностью чувств и переживаний. Зачастую они не знают, как вести себя с ребенком, и поддаются невольным провокациям и манипуляциям с его стороны. Окружающие в большинстве случаев не имеют представления о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить причины странного поведения ребенка, его капризов и отвести от себя упреки в его избалованности. Прямым следствием этого становится аутизация самих родителей, прежде всего, матерей, проявляющаяся в избегании контактов, ограничении выходов в общественные места, сужении круга друзей, замкнутости на собственных проблемах. Матери испытывают чрезмерное ограничение личной свободы, зависимость от своих детей, имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо справляются с материнской ролью, испытывают сильное чувство вины перед родственниками за рождение «особого» ребенка. Отсюда – проявления стресса, депрессии, раздражительность, эмоциональное истощение. Для решения проблем, связанных с психоэмоциональным и социальным неблагополучием, им нужна психологическая помощь и поддержка. Ситуация усугубляется тем, что родители, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра, не получают от своего ребенка никакого эмоционального и чувственного отклика. Чувства близости и принятия, благодарности, понимания, любви не появляются в такой семье без дополнительной, долгой и сложной работы.

В отделении лечебной педагогики и абилитации Валеоцентра существует многолетняя практика работы с проблемой аутизма. Здесь создана система психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с аутистическими расстройствами и их семьям, которая объединяет усилия специалистов, родителей, общественности с целью максимальной реализации потенциала развития каждого ребенка. Опыт отделения убедительно доказывает, что абилитация и адаптация аутичного ребенка к социуму возможны только в ситуации семейного воспитания, при активном и заинтересованном участии родителей в коррекционно-развивающей работе, в создании условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Совместные усилия специалистов и родителей дают более чем убедительные результаты. Дети, страдающие аутистическими расстройствами, начинают разговаривать, взаимодействуют с окружением, осваивают новые виды деятельности. Впоследствии они проходят обучение в школах, коррекционных или общеобразовательных. Ситуация принципиально меняется: ребенок восстанавливает связи с семьей, семья восстанавливает связи с социумом. В результате снижается эмоциональное и социальное напряжение, связанное с проблемой сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутистическим расстройством.

Работа с родителями включает разные формы. Одна из возможностей – включение родителей в процесс занятий с ребенком. Родителей можно и нужно включать в заня­тия. Это могут быть детско-родительские группы, занятия по развитию социально-бытовых навыков, занятия с логопедом, дефектологом, нейропсихологом – практически, все виды занятий. Эта форма работы важна для создания парт­нерства и доверия между семьей и специалистами; для обучения членов семьи новым приемам взаимодействия, навыкам обучения и воспитания детей; для переноса приобретенных ребенком уме­ний в обычную жизнь; получения помощи в разрешении индивидуальных трудностей. Совместные занятия помогают родителям лучше понимать состояние ребенка, его проблемы, а также цели и задачи коррекционной работы. Близкие родственники, имея такой опыт, в дальнейшем способствуют развитию ребенка. В ходе занятий можно использовать игры и творчество, обучать разным видам ручной деятельности, ко­торые потом интегрируются в повседневную жизнь семьи.

Однако на определенном этапе уча­стие родителей в занятиях может быть нежелательным, поскольку среда домашняя и среда терапевтическая должны быть разграничены - например, в случае, когда требуется пре­одоление стереотипов в поведении ребенка, которые поддерживаются сложившимся домашним укладом.

В работе с родителями широко применяются специально организованные беседы, работа с убеждениями, повышение образовательного уровня семьи, разъяснение перемен, происходящих с ребенком и семьей в процессе коррекции. В результате разъяснительной и просветительской работы улучшается эмоциональное состояние матерей, снижается уровень тревожности, развивается активная родительская позиция, повышается степень социального доверия и доверия к своим детям, повышается самооценка.

Использование методов саморегуляции, основанных на принципах релаксации (специально разработанная программа «Стрессы в нашей жизни»), дает возможность родителям активизировать собственные психофизические ресурсы, осознать ответственность за свое психоэмоциональное состояние, почувствовать возможность позитивных изменений, снизить тревожность и внутреннее напряжение.

Благодаря индивидуальному консультированию родители начинают осознавать собственные личностные проблемы, которые негативно влияют на развитие и воспитание их ребенка. Семья ожидает изменений от ребенка, не будучи в силах измениться сама, что в высшей степени нелогично. Ребенка призывают принять внешний мир, не принимая его внутреннего (пусть даже и особого) мира. Шаг навстречу, таким образом, должен делать самый слабый и незащищенный. Однако положительные изменения возможны только при встречном движении. Семейное консультирование позволяет понять характер влияния семейной системы на развитие ребенка.

Чтобы успешно решать задачи социальной интеграции детей с особенностями развития, психолог совместно с родителями занимается поиском учреждений дополнительного образования, готовых принять детей, страдающих аутизмом. Иногда родители аутичных детей, опасаясь неудачи, отказываются отдавать ребенка в образовательное или дошкольное учреждение, в котором дети обладают большими интеллектуальными и социальными навыками, чем их ребенок. Поэтому важно сформировать у родителей адекватное отношение к перспективам развития ребенка.

Организация досуговой работы помогает семьям преодолевать изоляцию, формировать формы активности, соответ­ствующие этапам жизненного цикла семьи с ребенком раннего, дош­кольного и школьного возраста.

Летний лагерь, где вместе отдыхают и занимаются дети, их родители, братья и сестры, а также специалисты со своими деть­ми, является еще одной формой работы с семьей. Непривычные усло­вия жизни в Доме отдыха способствуют открытию но­вых возможностей в адаптации, смене стереотипов домашнего уклада, создают предпосылки для объединения семей и укрепления партнерства меж­ду семьями и специалистами. В случаях возникновения трудностей роди­тели не остаются один на один со своими проблемами, а получают поддержку; они активно участвуют в совместных мероприятиях: спортивных праздниках, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Специалисты помогают членам семьи научиться проживать с ребенком различные жизнен­ные ситуации, адекватно общаться в этих ситуациях с окружающи­ми, способствовать расширению мира своего ребенка и ощущать себя полноценными членами общества. В лагере проводится программа «Родительский клуб», где формируется атмосфера эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; создается активное творческое пространство и позитивный настрой.

В тактике семейного воспитания проблемы, встающие перед семьей аутичного ребенка, сходны с проблемами любых семей, имеющих детей, и от того, насколько конструктивна позиция родителей и других членов семьи, напрямую зависит будущее ребенка.