Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
Квятковская Н.И.
Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка, Кемеровская область
Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В основных документах, определяющих направления реформирования специального образования, отмечается, что «…дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Одним из направлений этой работы выступает интегрированное образование – процесс совместного обучения детей с разным уровнем развития в одном коллективе в учреждениях основного и дополнительного образования, культуры и спорта.
Государством сформулирован заказ разработку механизмов сопровождения участников интегрированного образовательного процесса. Как свидетельствует статистика и опыт, интеграция не может быть тотальной. Не все особые образовательные потребности может удовлетворить массовая школа. Это делает актуальной проблему обоснованного отбора детей для интегрированного обучения. Процесс внедрения моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в городе носит системный характер, включает помимо инструментального и организационного звеньев оценку состояния и тенденций развития системы специального образования:
с 1999 года разработана схема взаимодействия структур специального и массового образования; заключены договоры между городской ПМПК, специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и общеобразовательными школами с классами VII вида по оказанию методической, практической помощи педагогам, работающим в системе интегрированного обучения, организации коррекционной работы с детьми;
в 12 общеобразовательных школах созданы коррекционные классы VII вида (473 человека);
за 2 года переподготовку в дистанционной форме в Московском Центре «Развитие и коррекция» прошли около 300 педагогов;
общеобразовательные учреждения получили приложение к лицензии с правом ведения образовательной деятельности в специальных (коррекционных) классах VII вида.
Кроме того, во многих школах города обучаются дети с нарушением зрения, слуха, речи. Классы охраны зрения не созданы, но детей с остротой зрения от 0, 05 до 0,4 на лучше видящем глазу достаточно внутри классов в каждой школе. Руководителями общеобразовательных школ используются методические рекомендации Министерства образования РФ от 04.06.2003г. № 27/2897-6 об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения.
Итак, система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ развивается в двух направлениях:
дифференциация
интеграция.
Дифференцированная модель включает в себя 15 специальных (коррекционных) образовательных учреждений семи видов (коррекционных учреждений VII вида в городе нет, только классы). Общее количество - 1450 человек.
В соответствии с действующим федеральным и областным законодательством об образовании, для детей, нуждающихся в особых условиях обучения, в СКОУ VIII вида созданы специальные (коррекционные) классы, группы, для детей с глубокой степенью умственной отсталости и для детей со множественными или сложными нарушениями (170 человек).
Мы можем сказать, что сегодня для эффективной деятельности специальных учреждений и классов созданы следующие условия:
1.Школы имеют необходимое программно-методическое, кадровое и материально-техническое оснащение.
2.Создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей, включающая диагностику, разработку индивидуальных программ наблюдения, обучения коррекции.
3. Созданы условия для социализации и адаптации детей в общество через:
преодоление социальной изоляции, взаимодействие со сверстниками и окружающим социумом (совместные соревнования, конкурсы, олимпиады);
развитие трудовых навыков и успешное профессиональное обучение в ПУ города (СКОУ №№ 53, 20, 66, 58, 88, 80,68),
Для второй половины двадцатого века характерна критика тех систем специального образования, которые представляют собой замкнутые и изолированные от общей системы образования институты. Сегодня сообщество более лояльно относится к идее совместного обучения детей независимо от их возможностей, характера нарушений и способностей к усвоению знаний и навыков. Практика интегрированного обучения перестаёт быть исключительной. Вместе с тем научных работ, посвященных вопросам изменения системы специального образования, иного ее структурного построения, новых педагогических, коррекционных, реабилитационных технологий, органично вписанных в единый образовательный комплекс, явно недостаточно.
Реализация интегрированного обучения требует согласованных и безотлагательных действий со стороны представителей научных школ, органов управления образованием, здравоохранением; социальной защиты.
Наряду с определенными достижениями в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья остается ряд задач, требующих решения. Интеграция должна осуществляться с существенной подготовкой, как интегрируемой, так и принимающей стороны.
Для качественного развития системы интегрированного обучения, не предусматривающей роста сети специальных (коррекционных) учреждений, в первую очередь необходимо:
Осуществлять планомерную переподготовку и повышение квалификации кадров, работающих в системе интегрированного образования.
Создавать в массовых школах полифункциональную коррекционно-развивающую среду, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Ввести в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка подготовку специалистов по интегрированному обучению детей с ОВЗ.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования