logo
Сборник_1

Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи

Видяпина Н. В.

МДОУ – детский сад комбинированного вида № 163 «Непоседа» г.о. Тольятти Самарская область

Установление факта проблем в развитии ребенка является для его родителей сильным психотравмирующим фактором. Это особенно свойственно семьям с высоким образовательным и профессиональным статусом, в которых культивируются гипертрофированные ожида­ния особой одаренности ребенка. В этом случае реакция родителей на этот факт не всегда может быть адекватной. Чувство родительской вины может порождать гиперопеку в их отношениях с ребенком, которая не только не способствует процессу реабилитации, но и существенно вредит ему. Существует и другая категория родителей. Чаще это люди с низ­ким образовательным уровнем, ограниченным кругом интересов и невысокими интеллектуальными способностями и запросами. В таких семьях проблемами ребенка могут пренебрегать, перепоручив их решение медицинским и педагогическим работникам.

Обе упомянутые родительские реакции являются крайними и нуждаются в психологической коррекции.

Главная задача дошкольного учреждения – вовлечение родителей в процесс воспитания их детей и оказание помощи в приобретении умений в обучении и развитии ребенка. Психологической службой МДОУ №163 реализуется система психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в рамках проекта «Домашний психолог». Психодиагностика родителей воспитанников ДОУ осуществляется с использованием следующих форм:

Результаты психодиагностики являются основой для заключения о дальнейшей коррекции, психопрофилактике, консультативной или развивающей работе.

Психоконсультирование направленно на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях и ведётся в разнообразных формах:

  1. Организованная беседа с клиентом или же группой лиц, имеющих общую проблему. Консультация может носить свободный характер, по приглашению специалиста, по решению ПМПк ДОУ, по результатам диагностики.

  2. «Звуковая дорожка» - это консультация, записанная на магнитофонную пленку.

  3. «Наглядная информация» - это консультация на бумажных носителях.

  4. Разработка мини – консультаций в виде памяток.

  5. Участие в родительских собраниях.

В процессе психопросвещения решаются следующие задачи: ознакомление семей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований; формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в воспитании ребенка.

Используемые формы взаимодействия:

    1. Психологическая библиотека.

    2. Наглядный материал в папке-передвижке.

    3. Тренинговые занятия курса «Счастливое детство». Его цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Это форма выработки педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления посредством коллективной деятельности.

    4. Групповая работа. Обсуждение общей проблемы.

    5. Цикл практикумов «Вместе с ребёнком с нарушением речи готовимся к школе».

    6. Изготовление «Шпаргалок для родителей» на актуальные темы.

Психокоррекция и психопрофилактика направлены на предупреждение и исправление проблем психического развития и поведения, реализуются на основе индивидуального подхода.

Анализируя работу по проекту «Семейный психолог», можно отметить значительное увеличение посещаемости родителями психологических консультаций (в том числе вторичных), повышение интереса к психологическим тренингам, к получению информации через информационные листки и буклеты.