Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
Лизенкова О.Г
Специализированный лечебно- консультативный Центр охраны здоровья детей
ОГУЗ «Смоленский областной психоневрологический диспансер» г. Смоленск
Лечебно- консультативный Центр охраны здоровья детей (СЛ-К ЦОЗД) является структурным подразделением областного государственного учреждения здравоохранения «Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер» (ОГУЗ «СОПКД»). Основная задача работы Центра – раннее выявление и активная профилактика отклонений в нервно-психической сфере детей и подростков г. Смоленска и области.
В организации сопровождения учащихся 2-6-ых коррекционных классов VII вида мы базировались на следующих положениях:
Ученики коррекционных классов – дети с задержкой психического развития (ЗПР) – обратимое расстройство развития, при котором страдают в основном способности к обучению и эмоционально-волевая сфера. Согласно действующей международной классификации болезней, ЗПР может кодироваться в нескольких рубриках: F83 – смешанное специфическое расстройство развития, F81 – расстройство учебных навыков, частично F90 – нарушение активности и внимания, F06-F07 – когнитивные нарушения в связи с заболеванием или дисфункцией головного мозга.
При правильной организации учебно-воспитального процесса в соответствии с возможностями ребенка с ЗПР удается добиться компенсации состояния, устойчивой школьной адаптации ребенка, прогресса в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии.
Наиболее тяжелые формы ЗПР, при которых рекомендуется обучение по коррекционной программе, обусловлены повреждением в онтогенезе или дисфункцией головного мозга, что требует обязательного медицинского наблюдения. Другие варианты задержки развития, связанные с соматической ослабленностью, социально-педагогической запущенностью, нарушениями речевого развития, на практике реже попадают в класс VII вида.
ЗПР может сочетаться с другими эмоциональными и поведенческими расстройствами (чаще всего с дефицитом внимания с гиперактивностью), требующими медицинской коррекции.
При отсутствии адекватных условий воспитания и обучения у детей с ЗПР развивается хроническая школьная дезадаптация в виде невротизации или стойких личностных отклонений с нарушениями поведения.
Многие дети с ЗПР воспитываются в социально неблагополучных семьях, где родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности вплоть до крайних степеней гипоопеки и жестокого обращения с детьми и, соответственно, не осознают проблем своих детей, не выполняют врачебные назначения, плохо сотрудничают с педагогами.
Лучшую динамику в развитии в школе дают дети с ЗПР, получавшие коррекционную помощь еще дошкольном возрасте.
По данным ежегодных осмотров детей психолого-медико-педагогической консультацией Центра (далее - МПК), количество детей с ЗПР остается относительно стабильным при сокращении общего количества классов 7-го вида в школах города.
Год | Кол-во детей с ЗПР в городе по данным ежегодных осмотров МПК ЦОЗД | Функционировало классов коррекции в городе. | |
абс. кол-во | % | ||
2005 | 236 чел. | 16,5 | 133 |
2006 | 250 чел. | 18,3 | 122 |
2007 | 178 чел. | 15,6 | 104 |
2008 | 220 чел. | 16,6 | 86 |
Для организации динамического медико-психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в обучении и развитии, пребывающих в специализированных группах ДОУ и классах школ, в СЛ-К ЦОЗД был выделен кабинет динамического наблюдения (КДН). Потоки детей в КДН формируются по направлению врачей детских участковых поликлиник, педагогов школ и д/с, МПК ЦОЗД, рекомендующей ребенку обучение в специализированном классе или группе д/с, а также по направлению других специалистов ЦОЗД и самообращаемости.
Специалисты КДН ведут прием как в помещении ЦОЗД, так и в ДОУ, что позволяет приблизить специализированную помощь к населению. Осмотры детей проводятся в присутствии и с согласия родителей, анализируется динамика развития ребенка и разрабатывается программа лечебно-коррекционных мероприятий. Сопровождение ребенка осуществляется бригадой специалистов во главе с психиатром и психологом КДН. В зависимости от конкретной ситуации и проблем ребенка, психиатр КДН привлекает в бригаду врача- педиатра, врача- психотерапевта, логопеда ЦОЗД или направляет ребенка на МПК.
Схема этапов сопровождения учащихся коррекционных классов в ЦОЗД
1 этап – профилактический (скрининг-диагностика нервно- психического здоровья детей 5-6 лет и 8-9 лет, проводимая специалистами ЦОЗД в ДОУ и школах г. Смоленска; определение уровня развития и образовательных потребностей ребенка на профосмотрах МПК ЦОЗД, детских психиатров, консультации психологов в детских поликлиниках города).
2 этап – диагностический (врачебная и психологическая диагностика в ЦОЗД, консультирование на МПК, врачебные осмотры психиатром, неврологом, педиатром, ЭЭГ- исследования, пролонгированная диагностика психологом и логопедом ЦОЗД).
3 этап – лечебно-коррекционный (рабочий альянс с родителями; лекции специалистов КДН о развитии и воспитании детей с ЗПР в ДОУ; медикаментозная коррекция ЗПР и сопутствующих нарушений по результатам обследования, психотерапевтическая, психологическая и логопедическая коррекция; консультирование педагогов по особенностям работы с детьми с ЗПР, участие в минипедсоветах в ДОУ).
4 этап – реабилитационный (углубленная диагностика, лечение и комплексная реабилитация в условиях детского дневного стационара реабилитации и психолого- педагогической коррекции /ДС/). В ДС дети заезжают целым классом вместе со своим педагогом для сохранения привычной среды общения и учебного процесса. Лечебно-реабилитационный процесс идет параллельно с учебным и включает медикаментозное, психотерапевтическое лечение, занятия с психологом, дефектологом, ЛФК и трудотерапию. Проводятся тренинги по развитию общения, саморегуляции, коррекции поведения, консультативная работа с семьей.
Таким образом, за прошедшие годы сложилась система медико-психологического сопровождения учащихся коррекционных классов в начальной школе. На массовую программу по результатам диагностики МПК ЦОЗД в 4-ых коррекционных классах переходят 10-12% учащихся. Специалисты КДН продолжают сопровождение детей и в 5-6-х коррекционных классах. Далее, при сохранении сопутствующих нервно-психических расстройств, учащиеся 7-9-х коррекционных классов получают специализированную помощь участкового детского психиатра ОГУЗ «СОПКД». Окончательная оценка состояния здоровья подростка, имевшего ЗПР, происходит при обследовании психиатром перед призывом в армию, обычно полустационарно в отделении военной экспертизы ОГУЗ «СОПКД».
Важно ответить на вопрос, который задают психиатрам многие родители и учителя: «А стоит ли мой ребенок на учете?» Понятия «учет» в современной психиатрии не существует (Закон РФ от 02.07.1992г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Дети с ЗПР без тяжелой сопутствующей психической патологии не стоят на диспансерном наблюдении у психиатра, а получают лечебно- консультативную помощь, что не ограничивает их гражданские права.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования