Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
Семенова С. М.
МОУ «Новозаимская средняя общеобразовательная школа», Заводоуковский городской округ, Тюменская область
В МОУ «Новозаимская средняя общеобразовательная школа» сложилась определенная система создания вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: обучение по программам VII, VIII вида, обучение на дому, психолого-педагогическое семейное консультирование семьи. 3% обучающихся школы – это дети с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется на основании рекомендаций районной психолого-медико-педагогической комиссии: из 454 обучающихся 9 человек получают образование по программе VIII вида в условиях разновозрастного класса VIII вида (3, 5, 6, 7 классы), 3 человека занимаются по программе VII вида в условиях общеобразовательного класса, 2 ребенка -инвалида обучаются на дому. В прошлом 2008-2009 учебном году еще 2 ребенка- инвалида находились на психолого-педагогическом сопровождении, консультировании семьи педагогом.
Цель методической работы при организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья – выявление детей с особыми образовательными потребностями, создание благоприятных условий для их непрерывного образования. Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных коррекционных услуг.
Основными задачами работы в данном направлении являются:
создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ;
создание системы подготовки кадров, осуществляющих учебно-воспитательную коррекционно-образовательную деятельность.
Определены основные направления деятельности:
изучение состояния, проблем, достижений, опыта работы специального образования;
создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии с привлечением специалистов различных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, образования)
обеспечение преемственности между дошкольным и общим образованием в части обучения детей по специальной (коррекционной) программе;
обеспечение интегрированного обучения детей с проблемами в развитии в школе;
внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;
подготовка кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями.
Мероприятия по реализации целей и задач:
1.Нормативно-правовой уровень.
2 Информационно-аналитический уровень.
3. Кадровое обеспечение: к урсовая подготовка учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями по проблемам коррекционно-развивающего обучения.
Образование детей с ОВЗ осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам, разработанным на основе регионального базисного учебного плана педагогами с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума, данных динамического психолого-педагогического обследования, согласован с Управляющим советом школы
Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения для получения детьми основного (общего) образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. При обучении детей по программе VIII вида в 1-4 классах общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5-6 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых учитывает возможностиумственно отсталых обучающихся; специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. В 3, 5, 6, 7 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, окружающий мир, биология, история, обществознание, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5, 6, 7 классах из общего количества часов математики один час отводится на изучение элементов геометрии.
К специфическим коррекционным предметам относятся: развитие речи, ритмика и социально-бытовая ориентировка (СБО). На индивидуальные и групповые коррекционные занятия с психологом отведено по 1 часу в неделю во всех классах. В 3 классе индивидуальные коррекционные занятия проводятся в рамках предметов русского языка и математики по одному часу в неделю, литературному чтению 0,5 часов в неделю. В 5 классе индивидуальные коррекционные занятия проводятся в рамках предмета русского языка 0,5 часов в неделю. В 6 классе индивидуальные коррекционные занятия проводятся в рамках предмета математики 0,5 час в неделю. Индивидуальные и групповые занятия проводятся, исходя из индивидуальных особенностей учащихся и необходимости коррекционно-педагогической работы с ними.
К коррекционным занятиям в 3 классе относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, ритмика, в 5-7 классах – социально-бытовая ориентировка.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.
Занятия по трудовой практике сельскохозяйственного профиля в 5–7 классах (в течение 10 дней), проводятся на пришкольном участке.
Образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном (коррекционном) классе VIII вида организован в школе с учетом особенностей психофизического развития обучающихся: учебные занятия проводятся в первую смену, организовано бесплатное горячее питание, оздоровительные мероприятия, обеспечен подвоз детей в школу и обратно.
Педагоги, занимающиеся с детьми-инвалидами на дому, работают по индивидуальному расписанию, согласованному с родителями детей, утвержденному директором школы. Дети обеспечены учебниками, учебными пособиями. Сведения об освоении программы обучающимися заносятся в отдельные журналы.
Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно осуществить без специально подготовленных кадров, поэтому с данной категорией детей работают педагоги, прошедшие курсовую подготовку по данной проблеме. Педагог, работающий с детьми по специальной (коррекционной) программе VIII вида, повышает квалификацию через участие в работе семинаров по работе с данной категорией детей на районном и областном уровнях. Деятельность психолога с данной категорией обучающихся школы строится на основании плана работы на год, программы по профилактике психоэмоционального состояния учащихся. На каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья составлен психологом индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения. Педагогом – психологом дается оценка устойчивости внимания, проводится психодиагностическое исследование каждого ребенка, выявляются факторы, влияющие на результат. Затем разрабатывается карта психолого-медико-социальной помощи ребенку, отслеживается психосоциальная ситуация развития, взаимоотношения ребенка со сверстниками, педагогом, родителями. На основании психолого-медико-социального заключения даются рекомендации педагогам, работающим с детьми, родителям, разрабатывается комплекс упражнений для индивидуальных занятий с ребенком.
На основании рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума, собственных наблюдений, учебного плана школа, рекомендаций карт ИПР (для детей-инвалидов) учителем, работающим с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида, разрабатываются индивидуальные образовательные программы обучения на год.
В индивидуальных образовательных программах обучения указывается продолжительность обучения, учебная программа, ожидаемый результат, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Оцениваются организационно-педагогические условия, включающие в себя индивидуальные занятия в классе, групповые занятия, самостоятельное изучение материала при подготовке к экзамену по трудовому обучению, контакт учителя с родителями, ведение дневника наблюдения за развитием учащегося, индивидуальные коррекционные занятия с психологом, отслеживание динамики в уровне обученности. На основании исследований учителем в конце года делается анализ сформированности основных понятий программного материала, аттестация достижений обучающегося. В течение всего курса обучения, педагогами совместно с психологом ведутся индивидуальные карты психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, включающие сведения социального характера обучающегося, семьи, карты динамического педагогического наблюдения, сведения о проводимой психолого-педагогической работе, мониторинг развития, анализируется в течение года сформированность учебных навыков по математике, русскому языку, чтению.
Итогом работы Новозаимской средней общеобразовательной школы по созданию условий для обучения таких детей является следующее:
учащиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, учатся рядом с домом;
они развиваются в климате психологической комфортности;
проводится адресная комплексная коррекционно-развивающая работа;
формируется адекватная позиция родителей по отношению к своим детям и их особенностям.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования