Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
Холодова Т.М.
Департамент общего образования Томской области, г. Томск
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены законодательством РФ. В связи с этим возникает необходимость анализа ситуации, связанной с образованием, интеграцией, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных организационных подходов к ее решению.
В Томской области система образования детей с ограниченными возможностями здоровья представлена специальными (коррекционными) образовательными учреждениями I-VIII видов, специальными (коррекционными) классами I-VIII видов на базе общеобразовательных школ и стихийно интегрированными в общеобразовательные школы детьми с ОВЗ.
В настоящее время в Томской области образованием охвачено всего 7899 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них:
в 16 СКОУ I-VIII вида обучается 1602 человека (областные: 1 СКОУ I-II вида, 1 СКОУ III-IV вида, 1 СКОУ VI вида, 5 СКОУ VIII вида; 6 муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (гг.Томск, Асино, Стрежевой) и 2 муниципальных специальных (коррекционных) образовательных школы-интерната VIII вида (гг.Томск, Северск);
в 178 специальных (коррекционных) классах I-VIII видов, созданных на базе общеобразовательных школ - обучается 1950 человек;
4347 стихийно интегрированных в общеобразовательные школы детей с ОВЗ.
В настоящее время наблюдается тенденция снижения количества специальных (коррекционных) классов. Например, в 2008-2009 учебном году уменьшилось количество специальных (коррекционных) классов VII, VI и V вида.
Открытие специальных (коррекционных) классов I-VIII вида в сельской местности не всегда возможно из-за малого контингента учащихся. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах массовой школы без создания специальных условий (продолжается стихийная интеграция в общеобразовательные классы). Это вызвано рядом причин: желанием родителей обучать детей в ОУ по месту жительства, удаленностью населенных пунктов от специализированных школ-интернатов, малой информированностью населения о перечне образовательных услуг, оказываемых данными учреждениями, отсутствием информации о том, что в общеобразовательных учреждениях отсутствует лицензия на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам, другими причинами.
Сеть специальных (коррекционных) классов I-VIII видов при муниципальных общеобразовательных школах не соответствует реальной потребности в обучении детей с ограниченными возможностями.
Анализ данных о результатах работы ПМПК позволяет выявить соотношение категорий детей с ОВЗ, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. Очевидна тенденция качественного изменения структуры дефекта, увеличение количества детей с комплексными нарушениями:
на фоне уменьшения контингента обучающихся продолжается снижение общего количества выявленных на ПМПК детей с ограниченными возможностями здоровья: с 5784 (2005-2006) до 4039 (2007-2008):
снижение числа выявленных детей с умственной отсталостью с 498 (2005-2006) до 384 (2007-2008);
снижение числа выявленных детей с задержкой психического развития с 1511 (2006-2007) до 1168 (2007-2008);
снижение числа выявленных детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с 141 (2006-2007) до 109 (2007-2008);
достаточно стабильным остается число детей с нарушением слуха - 32 (2006-2007) и 34 (2007-2008); с нарушением зрения - 93 (2006-2007) и 84 (2007-2008);
увеличивается число детей с нарушением речи с 1777 (2006-2007) до 2260 (2007-2008).
Значительное количество детей с ограниченными возможностями здоровья безвозвратно вытесняется с более высокого образовательного уровня за рамки цензового образования. Речь идет прежде всего о детях с «пограничными» проблемами, которые развиваются в рамках «возрастной нормы», но в силу поведенческих и социально-адаптационых проблем не справляются с программой общеобразовательных школ и вытесняются в классы коррекционные, далее - частично в специальные (коррекционные) школы (а оттуда переход в общеобразовательные учреждения возможен при вложении значительных усилий как со стороны ребенка, так и со стороны сопровождающих его взрослых – родителей и педагогов), большей частью вытесняются на улицу, социально дезадаптируются и часто оказываются в криминальной среде. При отсутствии должным образом организованного обучения, требующего особенного внимания к физическим или психическим недостаткам, и дополнительных расходов, могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм.
Для решения данной проблемы необходимо создание вариативных условий для получения образования детьми, проживающих на территории каждого муниципального образования по месту жительства. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать специальное обучение, воспитание и сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях.
Кроме того, по данным муниципальных органов управления образованием в образовательных учреждениях Томской области в 2008-2009 учебном году обучается 2093 детей-инвалидов, что составляет 2,09 % от общего числа (99 939) обучающихся в Томской области. Из 2093 детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего, компенсирующего и комбинированного вида воспитывается 246 детей-инвалидов; в подведомственных ДОО ТО образовательных учреждениях – 366 детей-инвалидов. Т.е., с уменьшением общего количества учащихся в Томской области (с 102 439 до 99 939), уменьшается и количество детей-инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях.
Для расширения доступа детей-инвалидов к образованию сегодня в России успешно используют дистанционные формы обучения. Департаментом общего образования и Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в соответствии с п.2.1.4. «Обеспечение компьютерной техникой детей-инвалидов, получающих образование в условиях домашнего обучения» подпрограммы «Дети и семья» областной целевой программой «Дети Томской области» была вручена компьютерная техника: 97 детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата (в 2007 году 32 детям-инвалидам; в 2008 году 65 детям).
В настоящее время в Томской области в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы запускается региональный проект по созданию условий для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. В пилотной части проекта организуется дистанционное обучение 50 детей-инвалидов, нуждающихся по состоянию здоровья в обучении на дому.
Минобрнауки РФ разработал и направил в субъекты методические рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (от 18.04.2008 № АФ-150/06). В данном документе названы регионы, в которых в порядке эксперимента уже внедряется интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В том числе указана и Томская область. В 2008-2009 учебном году создана региональная экспериментальная площадка «Создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения» (приказ ДОО от 03.10.2008 № 1169). В эксперимент включились: МДОУ - центр развития ребенка - детский сад №40 и МОУ - средняя общеобразовательная школа № 54 г. Томска. Осуществлена поставка реабилитационного оборудования для инклюзивной школы (стоимость 3 500 тыс. руб).
Несмотря на разные формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья часть из них по-прежнему остается вне всякого образования и не учитывается как подлежащая образованию
Из системы специального (коррекционного) образования практически исключены дети со сложными дефектами, с умеренной умственной отсталостью. Классы для данной категории детей имеются только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида г. Томска и в школе-интернате г. Северска. Планируется организация обучения детей-инвалидов областного государственного стационарного учреждения для умственно отсталых детей «Тунгусовский детский дом-интернат» (обучен специалист, подготовлена учебная программа, проведено выездное заседание областной ПМПК).
В настоящее время в Томске и области нет ни одного специалиста, который владел бы методикой педагогической реабилитации детей после операции кохлеарная имплантация (сейчас в Томской области прооперировано 19 детей). Данная проблема поднималась на межрегиональном семинаре по теме: «Организация коррекционно–образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт. Проблемы. Перспективы» в областном государственном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 I-II вида», на котором присутствовали представители научно-клинического центра отоларингологии ТФФГУ.
Образовательные учреждения Томской области в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используют модифицированные программы и активно внедряют элементы новых технологий: проблемно – развивающих, личностно – ориентированных, игровых и других. Ведется разработка методических рекомендации по организации и содержанию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. Такая практика сложилась в городах: Томск, Стрежевой, Северск, в Томском, Чаинском, Колпашевском, Первомайском, Каргасокском районах. Инновационные методики и технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья используются, в основном, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида (Томск, Северск, Асино, Стрежевой). Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты являются областными экспериментальными площадками Томского института повышения квалификации работников образования по внедрению инновационных технологий в систему коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Однако наряду с положительными моментами необходимо отметить, что отсутствует системность в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок, у которого выявлены проблемы в развитии, не попадает сразу и основательно в поле зрения специалистов, которые «вели» бы его, помогали решать коррекционные и образовательные проблемы, порой из-за дефицита специальных психолого-педагогических кадров в школе. Эта задача практически полностью переложена на плечи родителей.
Безусловно, муниципальными органами управления образованием ведётся работа по обеспечению максимального удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, но, к сожалению, до сих пор отсутствует система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку и его семье, проживающим в сельской местности.
Сегодня существует ряд образовательных учреждений в г.г. Северск, Томск, Стрежевой, в Молчановском районе, имеющих положительный опыт работы в данном направлении. Психолого-медико-педагогической комиссией Департамента образования Администрации г. Томска впервые были обследованы дети от 1,5 до 3 лет, посещающие городские дошкольные образовательные учреждения. Отработана модель предоставления услуг детям с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста на базе ДОУ № 22 г. Томска (в виде программы, методических рекомендаций и дидактических пособий). В Колпашевском районе проводится районный мониторинг риска ранней дезадаптации детей.
Согласно положению о логопункте дошкольного образовательного учреждения, утвержденному приказом ДО Администрации г.Томска, дети с ограниченными возможностями здоровья г. Томска, которым не рекомендовано посещение детского сада по состоянию здоровья, получают коррекционные и реабилитационные услуги у специалистов ДОУ (логопедов, психологов, дефектологов) в ближайшем к месту жительства ДОУ по индивидуальному графику, в том числе посещают занятия по выбору и культурно-воспитательные мероприятия. Кроме того, дети дошкольного возраста, не посещающие детский сад, из семей, находящихся в социально-опасном положении, проходят подготовку к школе в подготовительных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, где с детьми занимаются учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Создана служба диагностики развития и оказания специальной помощи детям с 1 года до 3 лет на базе ДОУ компенсирующего вида № 18 г. Северска.
В Парабельском районе используют практику выявления детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью специалистов полипрофессиональной бригады ОГУЗ ТКПБ (детский психиатр, педагог-логопед, медицинский психолог). Специалисты ППМС-службы Кривошеинского района, которая является структурным подразделением МОУДОД «Дом детского творчества», выезжают в образовательные учреждения с целью оказания психолого-педагогической и логопедической помощи детям и их родителям. В Первомайском районе отдел психолого – педагогического сопровождения создан при Центре дополнительного образования детей.
Подводя итоги, можно сказать, что предпосылки для реального улучшения ситуации в рассматриваемой сфере созданы. Дальнейшая работа должна строиться в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (от 18.04.2008 № АФ-150/06).
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования