Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
Рокунова Т. В., Антипова О. А.
МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие» г.Касимов Рязанская область
С 2001 года в г. Касимове Рязанской области действует Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие». Занятия в Центре посещают дети различных категорий. Одна из них – дети с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития, ДЦП, РДА, олигофрения и др.).
Каждый ребенок, обратившийся за помощью в центр, проходит диагностическое обследование, на основе которого создаются индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Родители традиционно получают консультативную помощь, присутствуют на индивидуальных занятиях, обучаясь методам и приемам коррекционно-развивающей работы, после занятия специалист проводит беседу с родителем, комментируя динамику продвижения ребенка. Этих форм работы с семьёй, воспитывающей ребенка-инвалида, оказалось недостаточно. Родителям необходимо общаться не только со специалистами, но и с другими родителями, которые столкнулись с подобной проблемой в воспитании ребенка-инвалида. Кроме того, родителям необходим эмоциональный контакт, так как каждый из них живет проблемами своего ребенка, сдерживая свои переживания. Таким образом, наша категория родителей нуждается не только в образовании и общении, но и в постоянной квалифицированной психологической помощи.
Для оказания психологической и информационной помощи родителям детей-инвалидов на базе нашего центра был создан клуб «Университет для родителей» - место регулярных встреч родителей, заинтересованных не только в решении проблем ребенка, но и в неформальном общении. На таких встречах родители знакомятся друг с другом, делятся своим опытом взаимодействия с детьми, встречаются со специалистами, просто разговаривают.
Первой ступенью к созданию родительского клуба стало анкетирование родителей с целью выявления проблем, выбора оптимальных форм работы. К открытию готовились всем Центром: придумывали пригласительные, разрабатывали тематическое занятие, готовили место проведения.
Вот и наступил долгожданный день. Пришли не все, кого приглашали, но те, кто откликнулись, волновались не меньше нас, и это заметно чувствовалось. Волнение стало исчезать уже после первых упражнений с психологом. Незаметно для всех обстановка стала непринужденной. Наш ход - начинать каждую встречу со снятия психоэмоционального напряжения - оказался удачным, а теперь уже и традиционным. Первая встреча так и прошла: упражнение, разговор, а в заключение - первый выплеск родительских эмоций. Первый раз за то время, которое мы знали родителей, они предстали перед нами слабыми, незащищенными и каждый со своим горем, со своей проблемой. В ходе беседы каждый из родителей проговорил, что он ждет от дальнейших встреч. А потом было чаепитие, обмен адресами и слова благодарности.
Совместно с родителями было принято решение о периодичности встреч: 1 раз в два месяца. Основа работы клуба – Положение о родительском клубе «Университет для родителей», в котором отражены основные направления работы, цели и задачи, организация деятельности.
Разрабатывая тематику встреч, мы столкнулись с проблемой: занятия в центре посещают дети-инвалиды с разными диагнозами. Каждой маме хочется более углубленно изучить особенности развития детей с тем заболеванием, с которым родился ее ребенок. Как сделать интересными встречи для всех родителей? Как найти темы, объединяющие всех родителей? Наиболее актуальными оказались темы: «Наши права», «Творим и развиваемся: нетрадиционные методы работы по развитию мелкой моторики рук», «Шипы и розы семейного воспитания: стили семейного воспитания», «Здоровье наших детей», «Мама, папа, я – дружная семья». Даже самые интересные темы будут скучными, если они проводятся в одинаковой форме. Поэтому и формы работы у нас разнообразные: семинар, семинар – практикум, конференция, занятие с элементами тренинга, круглый стол, праздник – соревнование и др.
Участниками наших встреч являются не только родители детей-инвалидов и специалисты центра, но и специалисты управления образования, социальной защиты, юристы, медицинские работники. Количество родителей, посещающих наши занятия, возрастает.
…Обычный семинар– практикум «Творим и развиваемся: нетрадиционные методы работы по развитию мелкой моторики рук»: специалисты рассказывают о нетрадиционных методах работы с бумагой, о методах пластилинографии и пальцеграфии, родители слушают, рассматривают образцы работ, кто - то записывает, зарисовывает. Но вот информационная часть заканчивается, и родителям предлагается создать коллективную картину, используя нетрадиционные методы. В комнате царит тишина. Специалисты не торопятся помогать. Вот первое робкое предложение: «Давайте сделаем солнце из пластилина». И тут же идею подхватывает несколько голосов: «И дерево нарисуем ладошками», «Под деревом растет мухомор», «А вот тут ежик бежит из пластилина. А спички для колючек есть?» Работа закипела. Кто-то рисует пальчиками и ладошками, кто-то лепит из пластилина, кто-то рвет бумагу, скатывая ее в комочки для объемной елочки. И вот готов осенний пейзаж: поплыли по небу гуашевые и пластилиновые облака, полетели на юг птицы, нарисованные пальчиками; а пластилиновый ежик несет на своих колючках яблоко и гриб для ежат. На землю тихо падают осенние листья. И только елочка шариков из квадратиков бумаги, как всегда, красива и зелена. Результатом работы остались довольны все. Осенняя картина украшает стены центра, и родители, приходя с детьми на занятия, испытывают чувство гордости, любуясь своим творчеством.
Работа клуба «Университет для родителей» дает свои результаты. Родители, посещающие его, научились открыто высказываться о своих проблемах; принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть; сплотились. Они активно обмениваются адресами лечебных заведений, дают друг другу советы, перезваниваются в свободное время.
Сегодня в нашем клубе только те родители, дети которых посещают занятия в центре. «Университет для родителей» будет и дальше работать, привлекая к сотрудничеству родителей, чьи дети не посещают занятия в центре. Для этого уже было размещено несколько статей в СМИ.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования