logo
Сборник_1

Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетов развития специального образования на современном этапе является восполнение недостающего звена – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка как базиса для последующего процесса его воспитания и обучения и необходимого условия социальной и образовательной интеграции. Как отмечается в исследованиях последних лет, отсутствие законодательной основы государственной политики в сфере ранней помощи детям с отклонениями в развитии тормозит решение этой проблемы; зачастую само существование на региональном уровне службы ранней помощи связано с приоритетами руководства субъекта Федерации и реализуемой им социальной политики.

В разделе представлен опыт создания региональных моделей служб ранней помощи в Красноярском крае, Белгородской, Мурманской и Самарской областях: этапы становления, перспективы и направления развития. В статьях прослеживается смещение акцентов – от ориентированности преимущественно на физическое и интеллектуальное развитие (заказ со стороны родителей) – к включению их в более широкий контекст – личностного и психического развития ребёнка. В статьях описан опыт формирования психолого-педагогической компетентности родителей (в том числе – с использованием информационных технологий) как обязательный компонент ранней помощи: различные аспекты работы по оптимизации межличностного взаимодействия в семье, профилактике вторичных нарушений в развитии; просвещения и педагогической поддержки будущих матерей.