Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
Ковалева Т. В.
КГБСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Красноярск Красноярский край
Семьи, воспитывающие ребенка – инвалида, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Столкнувшись с рождением ребёнка с проблемами в развитии и необходимостью его воспитания, родители не всегда способны адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в ней соответственно. Обнаружение у ребёнка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжёлое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Опыт показывает, что первые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем. В определенные периоды семейной жизни они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Эмоциональная напряженность матери, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное воздействие не только на семейные отношения, но и на взаимоотношения с ребенком. Проявляется скованность, напряженность, непоследовательность в отношениях с ребенком. Ребенок требует к себе повышенного внимания, но присутствие матери не успокаивает его, а возбуждает еще больше. Малыш растет плохо адаптированным как в семье, так и в обществе.
Работая с родителями, воспитывающими особых детей, нельзя не учитывать их эмоциональное состояние. Оно проявляется по–разному:
состояние растерянности и чувством страха, вины, собственной неполноценности и ответственности за будущее своего ребенка;
состояние негативизма и отрицания – родители отказываются от дальнейших обследований ребенка, и от каких – либо коррекционных мероприятий;
состояние подавленности; семья замыкается, обрывает контакты с окружающими, мать погружается в проблемы ребенка, считает, что приводит к ослаблению внутрисемейных связей;
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями. Современное общество признаёт уникальность каждой личности и право индивидуума на своё развитие. В том числе это относится и к детям, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, наряду с учащимися.
С целью оказания психолого – педагогической помощи родителям в 2002 году совместно с органами социальной защиты на базе нашего учреждения была открыта школа «Преодоление» для родителей детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Начиная работать с родителями, мы всегда анализируем психоэмоциональное состояние семьи. Это помогает нам определить готов ли родитель следовать рекомендациям специалиста и действовать в интересах ребенка. Как показывает практика, на занятия «Школы родителей» приходят мамы и папы, психоэмоциональное состояние которых можно оценить как «состояние выхода из кризиса». Большую активность проявляют мамы детей (92 %). Установить «обратную связь», учесть их пожелания и интересы нам помогают анкеты. Анализ полученных сведений показал следующее:
большинство родителей настроено позитивно, демонстрируют готовность к сотрудничеству, но с оговоркой (недостаток времени);
отсутствует чёткое представление о системе совместной работы родителей, педагогов и специалистов.
Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядят следующим образом:
получить максимально полную информацию о своём ребёнке хотели бы 78% опрошенных;
получить информацию о возможности психофизиологического развития ребёнка в условиях коррекционной школы – 73%;
получить возможность общения со специалистами школы – 55%;
получить психологическую консультацию по решению проблем – 46%;
получить возможность общения с родителями других детей – 80%;
освоить приёмы коррекционной работы со своими детьми в домашних условиях – 68%.
Обработка анкет позволяет получать сведения о том, чего ожидают родители от посещения «Школы родителей», увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей.
Обозначился рейтинг проблем родителей и педагогического коллектива:
Малый круг общения.
Нестабильный психологический климат семьи.
Слабая осведомлённость в имеющихся специалистах, которые необходимы ребёнку.
Комплексность сопровождения.
Слабая материальная обеспеченность большинства семей.
Отношение общества, отсутствие учреждений дополнительного образования для данной категории детей, отсутствие специальных конкурсов, спартакиад, отсутствие рабочих мест.
Исходя из этого определены задачи работы «Школы родителей»:
повысить уровень психологической грамотности родителей;
помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия специалистов и родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребёнка;
создать условия для эффективного общения родителей друг с другом.
Занятия «Школы родителей» посещают родители детей не только, обучающихся в нашей школе, но и посещающих центры социальной защиты, центры сопровождения, с которыми сотрудничает школа.
В основном к нам приходят родители со средним материальным достатком (59%), имеющие среднее специальное (38%) или высшее образование (24%). Большинство из них имеет небольшой круг общения (48%), но отношение окружающих определяют как понимающее или участливое (55,3%). Основные эмоции, которые они испытывают – доброжелательность (66%) и оптимизм (31%). Как правило, воспитанием ребенка в семье занимается мать (86,2%), в большинстве семей ребенок принимает участие в делах семьи (65,5%). Наибольшую поддержку такие семьи получают от органов социальной защиты (75%) и образования (25%).
Мы решили организовать занятия через деятельностный подход к обучению родителей. Обучающие семинары с элементами психологического тренинга проводятся раз в месяц. Темы занятий разнообразны: «Мир детский и мир взрослый», «Права и льготы семей с детьми-инвалидами», «Язык принятия» и «язык непринятия», «Конфликты», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» и т.д.
Работа в «Школе родителей» осуществляется по следующим направлениям:
Профилактическая, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ посредством игро- и арттерапии, занятия по предметно-практической деятельности и художественно-прикладному творчеству. Проводятся мастер – классы педагогов школы для родителей, открытые занятия, презентации, тренинги: используется Монтессори – педагогика, вальфдорская педагогика, авторская методика В.Н. Засим. Проводятся логопедические занятия, занятия психолога, консультации социальных педагогов и юриста органов социальной защиты и др.
Выявление проблемных семей и работа с ними.
Защита прав ребёнка.
Приходя на занятия «Школы родителей», семьи получили возможность общаться, обмениваться опытом с людьми, которые имеют сходные проблемы.
Представления и ожидания, связанные с развитием ребёнка, восприятие самого ребёнка составляют основу «родительских установок» и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы в «Школе родителей» повышается родительская компетенция, родители «особых» детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребёнком. Большая часть детей, чьи родители посещали наши занятия, в настоящее время обучаются в нашем учреждении.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования