Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
Белова Г.В.
ГОУ НПО № 8, г. Мончегорск, Мурманская область
Успешное обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития является предпосылкой необходимой социально-трудовой адаптации их в обществе. Существенную роль в повышении адаптационных возможностей указанной категории детей играют практические навыки, связанные с общественно полезной деятельностью. Разработанное в специальной педагогике научное направление, связанное с формированием общетрудовых умений и практических навыков, до последнего времени ассоциировалось в большей степени с обучением детей с нарушениями интеллектуального развития профессиональному труду. Формирование навыков успешной адаптации и профессиональной мобильности, налаживания продуктивного взаимодействия с работодателями и эффективной социализации в обществе важно для всех учащихся учреждений профессионального образования, но особую значимость имеет для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Важной государственной задачей, закрепленной как международными правовыми актами (декларация прав ребенка, декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, декларация о правах инвалидов), так и российским законодательством (Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный закон «Об образовании») является создание эффективной системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, направленной на достижение каждым учащимся максимально возможного уровня личностного развития, образования, профессиональной самореализации, социальной адаптации в обществе.
Актуальность проблемы формирования навыков успешной социально профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в период обучения в учреждении начального профессионального образования обусловлена, с одной стороны, потребностью общества в профессионально компетентных, социально активных работниках, а с другой — недостаточной подготовленностью этой категории обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, отсутствием у них навыков социально- профессиональной адаптации, так как организация этого процесса в учреждениях профессионального образования в основном носит эпизодический, нецеленаправленный характер, формирование навыков успешной адаптации, как правило, не рассматривается в качестве приоритетной цели педагогического процесса.
Проблему социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья можно отнести к недостаточно разработанной области профессионального образования, так как чаще рассматривается проблема реабилитации детей-инвалидов, и в меньшей’ степени изучены аспекты адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем актуальна необходимость разработки и апробации на практике программы превентивных действий по формированию адаптивной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в период обучения в учреждении НПО.
Анализ теоретических исследований и практики социально- профессиональной адаптации учащихся УНПО с ограниченными возможностями позволил выявить противоречия между:
возросшими требованиями современного производства к личности работника и недостаточным уровнем сформированности навыков социально- профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в овладении адаптивной компетентностью и неразработанностью программы формирования данной компетентности в процессе обучения в учреждении профессионального образования;
Адаптация молодого человека к профессиональным и социальным условиям современного общества является одним из важнейших факторов его профессионального становления, эффективности его трудовой деятельности, его жизненного успеха.
Вместе с тем, невозможно понять специфику социально-профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья без рассмотрения адаптации как общенаучной проблемы. Понятие «адаптация» - одно из ключевых в научном исследовании организма, поскольку именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
В Профессиональном училище № 8 обучением молодых людей с особенностями в развитии занимаемся с 2003 года. Я работаю мастером производственного обучения в группах по профессии «Повар, кондитер» в течение 30 лет, а опыта работы с выпускниками коррекционных школ не имела. Моим первым опытом такой работы стала группа обучающихся по профессии «Кухонный рабочий».
Процесс адаптации и реабилитации, обучающихся с особенностями в развитии в училище имеет 3 составляющих: социальная, психологическая и профессиональная адаптация. Главная цель обучения — выработка у обучающихся коррекционных групп способности адаптироваться в обществе, самостоятельно жить после выпуска, приобрести профессию. Хорошие результаты в адаптации и обучении — результат совместной работы педагогического коллектива. Но главным положительным фактором адаптации и реабилитации явилось то, что в процессе всего обучения ребята учились, проходили производственное и теоретическое обучение, жили в общежитии не изолировано, как они жили в специализированных учреждениях до поступления в училище, а совместно с учащимися обычных групп. Проживание в общежитии научило их навыкам самообслуживания: они полностью могут ухаживать за собой — стирают, моются, готовят пищу, легко общаются с ребятами их других групп, ходят в магазин, покупают вещи и продукты. А на момент поступления многие из них не имели элементарных гигиенических навыков.
Так как многие из обучающихся группы являются сиротами, в процессе обучения им была оказана помощь в регулировании вопросов дальнейшего проживания, решены вопросы жилья. В течение обучения решались вопросы приобретения одежды, питания, бытовые проблемы обучающихся. Оказывалась и необходимая медицинская помощь, ведь многие из обучающихся инвалиды детства: оказывалась помощь в посещении медицинских учреждений города, по мере необходимости и при ежегодном прохождении комиссии на подтверждение инвалидности, помощь в приобретении и выдаче медицинских препаратов для обучающихся, состоящих на учете у психиатра.
В течение всего периода обучения обучающимся группы оказывалась необходимая психологическая помощь: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая профилактика и т.д. В вечернее, ночное время, выходные дни с ребятами работали воспитатели общежития: помогали в бытовых вопросах, вовлекали ребят во внеурочные мероприятия. Обучающиеся этой группы — первые помощники воспитателей: отзывчивые, исполнительные, старательные и трудолюбивые.
Цикл теоретического обучения включал в себя не только специальные и общеобразовательные дисциплины, но и предметы, помогающие адаптироваться в дальнейшем: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Здоровье в неблагоприятных факторах окружающей среды», «Культура речи», «Деловое общение» и т.д.
Таким образом, адаптация обучающихся с особенностями в развитии требует комплексного подхода, согласованной работы всех педагогических работников: мастера производственного обучения, преподавателей, социального педагога, педагога-психолога, медицинских работников, администрации училища, воспитателей, коллектива учащихся училища. Только совместная ежедневная работа всех заинтересованных сторон приносит стойкий положительный результат в обучении и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями.
Сложность заключалась в том, что нет никаких наработок в этой области, отсутствовал методический материал, да и само общение с такими подростками, имеющими особенности развития, было новым. Прежде, чем разрабатывать учебные программы, мне пришлось изучить личные дела учащихся и рекомендации по психологическим, социальным, физиологическим и медицинским особенностям этой группы обучающихся.
Программы должны быть ориентированы на приобретение профессии, по которой выпускник училища смог бы самостоятельно работать на предприятиях общественного питания города и области. Содержание производственного обучения определяется программой, которая содержит перечень заданий необходимых для овладения профессией «Кухонный рабочий». Особенностью в профессиональном обучении стало то, что я как мастер производственного обучения, преподавала теоретическое обучение по спецпредметам и вела производственное обучение, что позволило добиться хороших результатов, так как я лучше смогла узнать индивидуальные особенности и возможности каждого учащегося на занятиях по теории и в деле.
При обучении этой группы подростков исключительно большое значение имело применение принципа индивидуального подхода, который реализовывался на всех этапах учебно-воспитательной работы. Работа несколько облегчилась за счет малой наполняемости группы.
Уроки теоретического обучения приходилось начинать с элементарного, так как уровень обучаемости подростков разный: одни не могли писать под диктовку, другие – забывали буквы, не могли найти необходимую информацию по учебнику, выделить главное из записанного и прочитанного, не имели навыка пересказывать, большинство из учащихся обладают неразвитой памятью и вниманием, не владеют навыками поведения на уроках. Некоторые из обучающихся гиперактивны и не могут сидеть длительное время за партой. Необходим дифференцированный подход, так как в одной группе объединены разные по типологическим особенностям познавательной деятельности, уровню и темпу обучаемости подростки
Так, например, в группе есть учащиеся, которые могут отвечать на вопросы, опираясь на наглядный материал: плакаты, микроплакаты, натуральные образцы. Наглядные опоры помогают самостоятельно восстанавливать в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие обучающиеся более продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает преподаватель. Естественно, с каждым из них следует по-разному организовывать работу.
График учебного процесса составлялся так, чтобы разрыв между теоретическим и производственным обучением был минимальным: два дня в неделю – теория; три дня – производственное обучение. За короткое время обучающиеся не успевали забыть полученные знания и закрепляли их на производственном обучении в столовой училища.
Большое внимание уделялось обучению техники безопасности и соблюдению санитарно-гигиенических требований на производстве, так как работа связана с применением режущих инструментов, механического и электрического оборудования, что требует постоянного контроля и присутствия рядом мастера производственного обучения. А чтобы добиться желаемого результата в обучении требовалась длительная отработка одного и того же задания и неоднократное закрепление умений и навыков под наблюдением мастера.
По окончании второго года обучения, все обучающиеся освоили программу по теоретическому и производственному обучению по профессии, и все, кроме одной учащейся (по состоянию здоровья) могут работать самостоятельно на производстве. Двум обучающимся, достигшим наилучших результатов, рекомендовано аттестоваться по специальности «Повар».
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования