logo
Сборник_1

Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск

М.Я. Майкович, Р.Ю. Лопская, Е.И. Миридонова, Н.А. Гусева, А.И. Ляш

ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск

Важность развития ребенка в возрасте до трёх лет трудно переоценить. По наблюдениям психологов, ребенок раннего возраста приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире. Важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Сотрудничество родителей со специалистами обеспечивает не только получение конкретных навыков и умений, но и личностный рост самих родителей.

Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на состоянии здоровья населения. Перинатальные поражения нервной системы являются одной из актуальных проблем неонатологии, педиатрии и неврологии. Последствия подобных поражений нервной системы имеют широкий спектр клинических проявлений: выраженные двигательные нарушения, нарушения в интеллектуально-мотивационной, психологической сферах, нарушения речи, сенсорные нарушения. Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с раннего детства.

За время существования медицинской статистической отчетности по детям-инвалидам в Российской Федерации показатели общей инвалидности в группе детей 0-4 лет определялись максимальными в 1999 г. (119,2 на 10000, составив суммарный прирост с 1996 г. +21,3%). В дальнейшем произошло снижение показателя до 111,97 в 2003 г., а с 2004 г. вновь регистрируется ежегодное его увеличение. Региональная специфика инвалидности населения достаточно устойчива. Максимальные уровни инвалидности отмечаются на территориях Северо- Западного и Центрального округов.

В России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах. Однако большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов.

С сентября 2006 года в Центре психолого-медико-социального сопровождения появилось новое направление — работа с детьми раннего возраста, а в 2007 году был открыт Отдел ранней помощи с целью обеспечения семье возможности своевременной ранней психолого-социально-педагогической помощи: диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, обеспечения выбора оптимальных условий для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

В первый год деятельности приоритетными задачами отдела были определены:

Для решения поставленных задач было организовано межведомственное взаимодействие, в рамках которого заключены соглашения о сотрудничестве ГООУ ЦПМСС с учреждениями здравоохранения г. Мурманска (детские поликлиники, женские консультации, роддом), а также с дошкольными образовательными учреждениями системы образования Мурманской области.

Определено программно-методическое обеспечение процесса раннего выявления и диагностики отклонений в развитии ребенка; приобретены коррекционно-диагностические комплексы «Лель», «Диагностический набор для обследования детей раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой», «Игровые модули», специальная литература по работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.

В рамках расширения профессиональных компетенций специалисты отдела прошли обучение в учреждениях повышения квалификации г.г. Москвы и Санкт-Петербурга по применению современных информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста.

Основными направлениями деятельности отдела ранней помощи в настоящее время являются:

Практика показывает, что из года в год увеличивается количество семей, обратившихся в отдел за помощью, услуги специалистов востребованы.

Анализ работы показывает, что более чем у 80% детей наблюдается динамика развития всех психических процессов, социально-эмоциональной сферы. Положительная динамика проявляется в том, что у детей обогатился словарный запас (импрессивный и экспрессивный), появилась фразовая речь, повысились коммуникативные навыки в различных игровых и социально-бытовых ситуациях.

В связи с увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной коррекционной помощи, организовано индивидуальное сопровождение детей по экспертной системе «Лонгитюд», разработанной специалистами Санкт-Петербургского государственного университета. Эта система предполагает реализацию индивидуальной программы развития ребенка родителями в домашних условиях при активной поддержке специалистов отдела ранней помощи.

Обязательным условием на всем этапе коррекционного процесса является максимально полное использование образовательного потенциала семей. Успешно применяются следующие формы работы с родителями: консультативно-рекомендательная, лекционно-просветительская, организация круглых столов, праздников, индивидуальные занятия, практические тренинговые занятия для коррекции детско-родительских взаимоотношений, родительские собрания.

Сотрудничество с медицинскими учреждениями обеспечило создание «Школы позитивного материнства», в рамках работы которой сложилась система профилактического обследования новорожденных и младенцев в учреждениях системы здравоохранения. Дети, у которых в результате обследования выявлены риски и проблемы развития, также включаются в программы сопровождения специалистами отдела ранней помощи. Родители таких детей информируются о проблемах здоровья и развития ребенка, выявленных в результате скрининга. Кроме того, педиатр, наблюдающий ребенка, сообщает родителям (законным представителям) ребенка о возможности и необходимости обращения за помощью в отдел ранней помощи. В рамках работы «Школы позитивного материнства» проводятся информационно-консультативные встречи с беременными на базе родильного дома и женской консультации г. Мурманска. В ходе этих встреч будущие мамы также имеют возможность получить информацию о работе отдела ранней помощи и оказываемых в нем услугах.

В 2009 году в связи с открытием в Мурманской области Центров игровой поддержки ребенка (ЦИПР) при дошкольных образовательных учреждениях в работе специалистов отдела ранней помощи появилось новое направление - методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов ЦИПР, в рамках которого организуются групповые и индивидуальные консультативные встречи, проводятся скрининговые обследования детей, по результатам которых определяются дети группы риска, требующие помощи специалистов.

Функционирование региональной системы раннего выявления, своевременного оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам в масштабах Мурманской области создаст условия для эффективной коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.