Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
М.Я. Майкович, Р.Ю. Лопская, Е.И. Миридонова, Н.А. Гусева, А.И. Ляш
ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
Важность развития ребенка в возрасте до трёх лет трудно переоценить. По наблюдениям психологов, ребенок раннего возраста приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире. Важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Сотрудничество родителей со специалистами обеспечивает не только получение конкретных навыков и умений, но и личностный рост самих родителей.
Кризисные явления в обществе не могли не сказаться на состоянии здоровья населения. Перинатальные поражения нервной системы являются одной из актуальных проблем неонатологии, педиатрии и неврологии. Последствия подобных поражений нервной системы имеют широкий спектр клинических проявлений: выраженные двигательные нарушения, нарушения в интеллектуально-мотивационной, психологической сферах, нарушения речи, сенсорные нарушения. Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с раннего детства.
За время существования медицинской статистической отчетности по детям-инвалидам в Российской Федерации показатели общей инвалидности в группе детей 0-4 лет определялись максимальными в 1999 г. (119,2 на 10000, составив суммарный прирост с 1996 г. +21,3%). В дальнейшем произошло снижение показателя до 111,97 в 2003 г., а с 2004 г. вновь регистрируется ежегодное его увеличение. Региональная специфика инвалидности населения достаточно устойчива. Максимальные уровни инвалидности отмечаются на территориях Северо- Западного и Центрального округов.
В России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах. Однако большая часть детей с особыми нуждами воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители нуждаются в систематической консультативной помощи специалистов.
С сентября 2006 года в Центре психолого-медико-социального сопровождения появилось новое направление — работа с детьми раннего возраста, а в 2007 году был открыт Отдел ранней помощи с целью обеспечения семье возможности своевременной ранней психолого-социально-педагогической помощи: диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, обеспечения выбора оптимальных условий для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
В первый год деятельности приоритетными задачами отдела были определены:
сбор информации, освоение нормативно-правовой базы, изучение состояния работы по данной проблеме в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты Мурманской области.
привлечение внимания всех категорий педагогических и медицинских работников, родителей, общественности к проблеме раннего выявления и оказания своевременной и непрерывной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
активизация имеющихся средств решения данной проблемы; поиск новых ресурсов.
Для решения поставленных задач было организовано межведомственное взаимодействие, в рамках которого заключены соглашения о сотрудничестве ГООУ ЦПМСС с учреждениями здравоохранения г. Мурманска (детские поликлиники, женские консультации, роддом), а также с дошкольными образовательными учреждениями системы образования Мурманской области.
Определено программно-методическое обеспечение процесса раннего выявления и диагностики отклонений в развитии ребенка; приобретены коррекционно-диагностические комплексы «Лель», «Диагностический набор для обследования детей раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой», «Игровые модули», специальная литература по работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.
В рамках расширения профессиональных компетенций специалисты отдела прошли обучение в учреждениях повышения квалификации г.г. Москвы и Санкт-Петербурга по применению современных информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста.
Основными направлениями деятельности отдела ранней помощи в настоящее время являются:
диагностика развития и консультации родителей по вопросам развития ребенка;
коррекционно-развивающие занятия;
семейное консультирование;
медицинская помощь;
разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-медико-педагогической помощи им и их семьям;
совершенствование системы взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Практика показывает, что из года в год увеличивается количество семей, обратившихся в отдел за помощью, услуги специалистов востребованы.
Анализ работы показывает, что более чем у 80% детей наблюдается динамика развития всех психических процессов, социально-эмоциональной сферы. Положительная динамика проявляется в том, что у детей обогатился словарный запас (импрессивный и экспрессивный), появилась фразовая речь, повысились коммуникативные навыки в различных игровых и социально-бытовых ситуациях.
В связи с увеличением количества детей, нуждающихся в специализированной коррекционной помощи, организовано индивидуальное сопровождение детей по экспертной системе «Лонгитюд», разработанной специалистами Санкт-Петербургского государственного университета. Эта система предполагает реализацию индивидуальной программы развития ребенка родителями в домашних условиях при активной поддержке специалистов отдела ранней помощи.
Обязательным условием на всем этапе коррекционного процесса является максимально полное использование образовательного потенциала семей. Успешно применяются следующие формы работы с родителями: консультативно-рекомендательная, лекционно-просветительская, организация круглых столов, праздников, индивидуальные занятия, практические тренинговые занятия для коррекции детско-родительских взаимоотношений, родительские собрания.
Сотрудничество с медицинскими учреждениями обеспечило создание «Школы позитивного материнства», в рамках работы которой сложилась система профилактического обследования новорожденных и младенцев в учреждениях системы здравоохранения. Дети, у которых в результате обследования выявлены риски и проблемы развития, также включаются в программы сопровождения специалистами отдела ранней помощи. Родители таких детей информируются о проблемах здоровья и развития ребенка, выявленных в результате скрининга. Кроме того, педиатр, наблюдающий ребенка, сообщает родителям (законным представителям) ребенка о возможности и необходимости обращения за помощью в отдел ранней помощи. В рамках работы «Школы позитивного материнства» проводятся информационно-консультативные встречи с беременными на базе родильного дома и женской консультации г. Мурманска. В ходе этих встреч будущие мамы также имеют возможность получить информацию о работе отдела ранней помощи и оказываемых в нем услугах.
В 2009 году в связи с открытием в Мурманской области Центров игровой поддержки ребенка (ЦИПР) при дошкольных образовательных учреждениях в работе специалистов отдела ранней помощи появилось новое направление - методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов ЦИПР, в рамках которого организуются групповые и индивидуальные консультативные встречи, проводятся скрининговые обследования детей, по результатам которых определяются дети группы риска, требующие помощи специалистов.
Функционирование региональной системы раннего выявления, своевременного оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам в масштабах Мурманской области создаст условия для эффективной коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования