Система работы с детьми в группе ранней помощи
Артемьева О. И.
МДОУ детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида м.р. Шенталинский Самарской области
В муниципальном районе Шенталинский не снижается количество новорожденных с теми или иными отклонениями. По данным Шенталинской ЦРБ, наибольший процент среди детей раннего возраста с проблемами в развитии составляют дети группы риска эмбрионального периода развития. Так, если на 01.01.2005 года зарегистрировано 76% детей с ПЭП (перинатальной патологией ЦНС), 24% детей с врожденными аномалиями; то на 01.01.2008 года – уже 92% детей с ПЭП (перинатальной патологией ЦНС, гидроцефалией), 8 % детей с врожденными аномалиями (детский церебральный паралич – 5 %, нарушения зрения – 3 %).
Исследования развития детей 2 – 3 лет (поступивших в детский сад в 2008 - 2009 учебном году) показывают, что из них только 33 % обладают уровнем развития, соответствующим возрастной норме; 65 % детей обладают сниженным уровнем развития (эти дети имеют хорошую перспективу в условиях целенаправленной педагогической работы). У 2 % детей наблюдается значительное отставание от возрастной нормы. Таким образом, необходимо осуществление раннего комплексного сопровождения детей, начиная с более раннего периода
С 2005 года на базе нашего детского сада открыта группа ранней помощи. В группу (на основании заключения ПМПК) зачисляются дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психоречевого и речевого развития и дети, состоящие на учете у невропатолога и других специалистов-медиков. Цель работы группы – создание оптимальных психолого-педагогических условий для коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития воспитанников. Достижению цели способствует решение следующих задач: нормализация ведущих видов и активизация познавательной деятельности воспитанников, максимальная коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционально-личностного развития и повышение уровня умственного развития.
Открытие такой группы в районном центре даёт возможность детям с ограниченными возможностями здоровья из близлежащих деревень наблюдаться у специалистов, общаться с детьми, развиваться. В группе работают воспитатели, прошедшие краткосрочные курсы повышения квалификации по проблеме, узкие специалисты ЦПМСС (логопед, психолог, дефектолог), руководитель по физической культуре, педагог-предметник по развитию речи, музыкальный руководитель, медицинская сестра.
Помимо специально оборудованного группового помещения для проведения занятий используется сенсорная комната. Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.
Планирование, определение этапов и отслеживание результатов коррекционно-развивающей работы осуществляется специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.
Опыт работы в группе и наблюдения за динамикой развития определили приоритет интегрированных занятий, построенных по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей. Эти занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению; воздействуют на психические процессы, способствуют становлению целостной картины мира.
В рамках информационного обеспечения процесса ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья ведётся работа с общественностью:
ежегодно обновляется банк данных по детям раннего возраста и детям группы риска;
в детском саду работает консультационный пункт;
выпущен цикл статей в районную газету «Расти, малыш!»;
в детской консультации Шенталинской ЦРБ оформлен стенд для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»;
с января 2005 года органами ЗАГСа при регистрации ребенка родителям вручается «Дневник развития ребенка от 0 до 3 лет» (разработанный совместно со специалистами ЦПМСС).
Дневник содержит информацию об особенностях нервно-психического развития ребенка от 0 до 3 лет, о детях группы риска и необходимости оказания им комплексной помощи
выпущены буклеты «От 1 до 3», «Группа ранней помощи», «Консультационный пункт ранней диагностики и коррекции», «Раннее развитие» для родителей, педагогов. Они распространены в учреждения ОУ, ФАПы, ШЦРБ, волости.
Самой важной частью работы с детьми раннего возраста является, несомненно, работа с родителями. В группе ранней помощи создан родительский клуб «Малыш», где на практических занятиях родители обучаются специальным методам и приемам работы с детьми, необходимым для проведения коррекционных занятий в домашних условиях. Еженедельно проводится День открытых дверей, когда любой родитель может посетить занятия, присутствовать на «режимных моментах».
Результаты работы:
эффективность коррекционно-развивающего сопровождения в группе (выпуск в общеразвивающую группу, в том числе – и с коррекционным сопровождением ребёнка с особыми образовательными потребностями) в 2006 – 2007 учебном году составила 76 %; в 2007-2008 году – 84%; в 2008 – 2009 учебном году – 91%;
посещаемость занятий детьми в консультационном пункте в прошлом 2008 – 2009 учебном году составила 77%;
диагностикой охвачено: 2006-2007 год - 79%; 2007 - 2008 год - 82%; 2008 – 2009 году – 86% детей раннего возраста;
отмечается увеличение числа детей, уровень умственного развития которых соответствует возрастной норме: в 2007 - 2008 году – 20 %, в 2008 – 2009 году – 25 %.
Опыт работы, проблемы и варианты их решения были обсуждены на окружном семинаре «Модели воспитания детей группы ранней помощи» на базе нашего ДОУ для воспитателей и узких специалистов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования