О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
Розенштейн А.М.
МОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Хибины» г. Кировска», Мурманская область
Многие «особые» дети, несмотря на инвалидность, могут и хотят реализовать себя в различных образовательных и творческих областях так же, как и здоровые дети. К сожалению, социальная адаптация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (особенно в условиях малого города) по-прежнему остаётся серьёзной проблемой и наталкивается на определённые сложности, которые далеко не всегда удаётся преодолеть в рамках системы общего образования. Но проблема решаема, если использовать потенциал системы дополнительного образования детей.
Одним из путей решения проблемы интеграции и социальной адаптации стало постепенное, поэтапное создание в Центре детского творчества «Хибины» особого образовательного пространства для самых разных категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья - от детей с серьёзными проблемам развития до одарённых.
Почему именно в системе дополнительного образования стало возможным начать эту работу? Дело в том, что в отличие от школы основными особенностями дополнительного образования являются вариативность и возможность оперативно реагировать на социальный заказ в сфере образовательных и культурно-досуговых услуг. В данном случае эти особенности и легли в основу решения проблемы интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования через создание дополнительных образовательных программ, учитывающих интересы, возможности и потребности «особых» детей и подростков.
В Центре детского творчества «Хибины» создание образовательного и культурного пространства и социальная адаптация и интеграция «особых» детей и подростков проходит по трём основным направлениям:
1. Разработка, апробация и реализация авторских и модифицированных дополнительных образовательных программ.
В частности, в 2000 году началась апробация авторской программы дополнительного образования «Прикосновение к музыке» (Розенштейн А. М.), направленной, прежде всего, на помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата различного генеза. Основной метод – задействование механизмов компенсации посредством постановки и решения музыкально-исполнительских и творческих задач. С самого начала к реализации были привлечены родители, специалисты, педагог-дефектолог – были заложены принципы сотрудничества представителей различных организаций и ведомств. В 2008 году эта программа стала дипломантом VIII Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей.
Программа «Прикосновение к музыке» положила начало созданию образовательного пространства для «особых» детей: к работе присоединились другие педагоги дополнительного образования: Шутилова О.В., Трегубова А.С. «Декоративно-прикладное творчество и изо-деятельность»; Губайдуллин Р.З. «Обучение игре на шестиструнной гитаре»; Клименкова Е.Л. «Изо и декоративно-прикладное творчество»; Никитин А.А. атлетический клуб (авторская программа «Атлетическая гимнастика, как средство повышения адаптационных возможностей организма в условиях Кольского Заполярья»).
Педагогами было разработано несколько дополнительных образовательных программ (музыкально-эстетическое воспитание детей со сложной структурой дефекта, декоративно-прикладное творчество), индивидуальных образовательных маршрутов (предпрофильная подготовка, спортивно-оздоровительная направленность). В разработке находится проект «Иппотерапия» (Мазуренко И.Н.). Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в других учебных объединениях ЦДТ «Хибины» по своему выбору вместе с обычными детьми. Работа ведётся на базе ЦДТ и его структурных подразделений.
2. Создание дружественной образовательной и культурно-досуговой среды в учреждении; активное вовлечение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в художественную и исполнительскую деятельность, участие в творческих мероприятиях.
От педагога при этом требуется, прежде всего, умение понять такого ребёнка и заинтересовать его тем или иным видом творческой деятельности – далеко не всегда простой и понятной. Здесь на помощь приходит использование такого приёма, как создание ситуации успеха.
Регулярное создание ситуации успеха в процессе занятий и репетиций, при подготовке концертов, выставок, фестивалей и других творческих мероприятий (в совокупности с постепенным, иногда очень медленным повышением уровня сложности ставящихся перед обучающимся задач) в итоге даёт очень хорошие результаты:
дети даже с очень серьёзными проблемами получают положительные эмоции от результата занятий, даже самого скромного («оказывается, я могу»), что стимулирует их на дальнейшие усилия в освоении более сложного материала;
в процессе подготовки к участию в том или ином творческом мероприятии постоянно возникает необходимость чем-то помочь друг другу, дети и подростки учатся общаться друг с другом и с окружающими взрослыми;
дети выходят для публичного выступления, и, получая положительную поддержку зрителей, постепенно преодолевают страх сцены.
Различные виды творческой деятельности – музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературное творчество - являются эффективными и в то же время наиболее доступными средствами социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования. С помощью творчества можно раскрыть богатый душевный мир человека, узнать, о чем он думает, что его волнует, чего он ждет от жизни, чем готов поделиться с другими. Творчество даёт нам понять, что здоровые дети и дети с ограниченными возможностями – одинаково интересны, талантливы, одарены.
Работа в этом направлении предполагает, что педагоги, во-первых, организуют ряд творческих мероприятий для этих детей, во-вторых, принимают участие в организации мероприятий, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья выступают вместе со здоровыми детьми. В-третьих – «особые» дети и подростки выступают на общих основаниях на творческих мероприятиях для способных и одарённых детей: исполнительские конкурсы, концертные программы, любые другие мероприятия, на которых предполагается конкурсный отбор, оценка и выявление лучших участников. Здесь могут возникнуть сложности прежде всего с тем, что в сознании многих педагогов, никогда не работавших с такими детьми, понятия «одарённый ребёнок» и «ребёнок-инвалид» между собой не пересекаются. Им сложно объективно «поставить оценку» такому ребёнку, они не знают, нужен ли к нему какой-то особый подход…
Опыт работы показывает, что эти проблемы решаемы. Окружающие очень быстро начинают воспринимать ребёнка совершенно спокойно, оценивать его деятельность объективно, не делая никаких скидок на даже очень заметно видимые проблемы. Ребёнок, в свою очередь, понимает, что отношение к нему (как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников) определяется прежде всего результатами его деятельности, а не его «особостью».
Именно средствами художественно-эстетического воспитания каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, независимо от его интеллектуальных или физических возможностей, в Центре детского творчества «Хибины» предоставляется возможность приобрести ценный коммуникативный опыт, опробовать свои силы, развить свой творческий потенциал.
3. Сотрудничество и обмен опытом специалистов различных учреждений и ведомств; организация межведомственного взаимодействия.
Третий год реализуется программа социальной деятельности учреждения «Открытый мир» (www.openworld.ucoz.ru), направленная на поддержку детей, подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Сейчас именно в рамках «Открытого мира» организуется сотрудничество ЦДТ, образовательных и досуговых учреждений города, районных отделений ВОИ, других общественных организаций (в том числе международных), представителей различных ведомств, родителей – то сотрудничество, без которого невозможно эффективное решение проблем социальной адаптации и интеграции этой категории детей. Кроме этого осуществляется спонсорская поддержка творческих мероприятий и реализация проектов по приобретению реабилитационного оборудования. Также в рамках реализации этой программы организуются ставшие традиционными фестивали художественного творчества, которые в последние два года приобрели статус открытых городских мероприятий.
Налаживается сотрудничество с различными учреждениями областного центра, такими как Мурманский областной центр дополнительного образования детей и юношества «Лапландия», Мурманская областная научная библиотека, Дворец культуры им. С. М. Кирова. Активно используется очень интересный и перспективный ресурс http://wiki.iot.ru/ - сетевое социально-педагогическое сообщество «СоцОбраз».
Педагогами Центра детского творчества «Хибины» успешно решается непростая задача: помочь раскрыть эти способности и, по индивидуальному образовательному маршруту пройти от решения конкретных проблем, через творческую самореализацию – к предпрофильной подготовке с серьёзной и напряжённой работой в рамках выбранного направления. От педагога при этом требуется совсем «немногое» - принятие «особого» ребёнка, понимание его проблем, умение найти общий язык, заинтересовать, вселить в ребёнка веру в его возможности…
Одним из значимых результатов стало то, что дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и закончившие своё обучение в объединениях ЦДТ) приходят в Центр детского творчества «Хибины» на заинтересовавшие их культурно-досуговые мероприятия различной направленности и встречают нормальное, доброжелательное отношение со стороны своих сверстников.
Дети и подростки реализуют себя в творчестве, принимают участие в городских, районных, областных, международных фестивалях, выставках, концертных программах. Одарённые дети успешно участвуют в исполнительских конкурсах и выставках на общих основаниях, без каких-либо скидок на свои особенности.
Таким образом, за девять лет в Центре детского творчества «Хибины» удалось выстроить дружественную среду, в которой «особый» ребёнок чувствует себя комфортно, в которой ему никто не указывает на его недостатки, но каждый готов проявить внимание и, в случае необходимости, оказать помощь и поддержку.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования