Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
Грошева Т. Р.
МДОУ – детский сад комбинированного вида № 163 «Непоседа» г. о. Тольятти, Самарская область
Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждаю¬щиеся дошкольники попадают в сферу логопедического воздей¬ствия. Значительное число таких детей посещают общеразвивающие группы дошкольных учреждений или воспитываются в условиях семьи. Невоз¬можность получения необходимой и адекватной помощи приводит к тому, что в период начального школьного обучения они испытывают специфические трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы начальной школы.
Учитывая данный факт, одной из форм частичной и временной интеграции является группа кратковременного пребывания для детей, не обучающихся в специальном учреждении или посещающих учреждения общеразвивающего типа. В Письме «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.1999 № 129/32 – 16 определены основные направления работы таких групп:
проведение коррекционных занятий с детьми;
обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;
оказание семьям психотерапевтической помощи.
На основании вышеизложенного в МДОУ № 163 «Непоседа» г. Тольятти был разработан проект «Коррекционный речевой центр для детей с ограниченными возможностями здоровья», который вошел в Городскую целевую программу развития образования до 2010 г.
Цель проекта: обеспечение доступности услуг по выявлению и коррекции отклоняющегося развития «неорганизованных» детей и детей, получающих услуги дошкольного образования в условиях вынужденной интеграции
Задачи:
Создать условия для включения в образовательное пространство детей с проблемами в развитии за счет организации деятельности КРЦ.
Обеспечить снижение численности «неорганизованных» детей микрорайона с проблемами в развитии и детей, обучающихся в условиях вынужденной интеграции.
Обеспечить положительную динамику (полную коррекцию) нарушенных функций у воспитанников КРЦ (на «выходе»).
При разработке проекта был проанализирован имеющийся в городе опыт организации логопедических пунктов при дошкольных учреждениях. Обобщение опыта позволяет убедительно говорить о том, что логопункты уже успели зарекомендовать себя как действенная модель организации коррекционно-речевой работы с детьми, которая, с одной стороны, органично вписывается в систему ДОУ любого вида, а с другой — результативна, проста, удобна. Решая в качестве основных задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в речевом развитии дошкольников, логопедические пункты обладают высокой эффективностью коррекционного воздействия и играют важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школе.
Анализ различных сторон деятельности дошкольного логопедического пункта выявляет, что он в определенной степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи. Однако, учитывая возрастающую сложность речевых нарушений у детей, их сочетание с неврологическими и психологическими проблемами, возникает необходимость оказания комплексной помощи таким детям со стороны не только логопеда, но и психолога, врача, медработников. Также для неорганизованных детей с ОВЗ большое значение имеет их социальная интеграция в среду сверстников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для пребывания этой категории детей в детском саду, и не только на индивидуальных логопедических занятиях, но и на различных развлекательных, досуговых мероприятиях, организуемых в ДОУ.
Механизм реализации проекта «Коррекционный речевой центр».
В коррекционный речевой центр зачисляются «неорганизованные» дети, а также дети, обучающиеся в условиях вынужденной интеграции с 3-летнего возраста с задержками психо-речевого развития, а также с нарушениями речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие и пр.)
В КРЦ дети имеют возможность получить квалифицированную помощь (с учетом конкретного отклонения) различных специалистов:
учителя-логопеда - коррекция и развитие речевых нарушений, психомоторики, логопедический массаж;
учителя-дефектолога – коррекция и развитие высших психических функций, познавательной сферы;
педагога-психолога – коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы, психотерапевтическая работа с родителями;
специалиста по физическому воспитанию – лечебная коррекционная гимнастика;
медицинскую помощь со стороны врача-педиатра, невропатолога, младшего медицинского персонала – консультация и наблюдение педиатром, невропатологом, циркулярный душ, гидромассаж стоп, общий массаж и массаж речевых зон, физиолечение и пр.
Основная форма коррекционной помощи – индивидуальные занятия или занятия в малой подгруппе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Коррекционные занятия с каждым ребенком проводятся не реже 2 раз в неделю, при необходимости и по желанию родителей они могут быть более частыми и более редкими.
Вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, воспитанники КРЦ могут объединяться с воспитанниками ДОУ не реже 2 раз в месяц для совместного проведения досугов, развлечений, праздников и др. мероприятий воспитательного характера, участвовать в проведении логоритмических занятий и других мероприятиях коррекционной направленности.
В основе работы коррекционного центра лежит «кустовой» принцип, в соответствии с которым специалистами центра могут обслуживаться воспитанники дошкольных учреждений микрорайона, а также дети, воспитывающиеся в семье и проживающие рядом с МДОУ № 163. В этих целях проводится рекламная кампания: размещение объявлений о наборе детей в КРЦ в выше перечисленных детских садах, школах, магазинах, в ЖЭКе, на внутриквартальных рекламных щитах, а также размещение объявления в журнале «Мир ребенка», на сайте детского сада. На сегодняшний день территориальный спектр обслуживания значительно расширился и охватывает разные кварталы района.
Организация коррекционного центра возможна только при наличии в учреждении специально выделенного помещения — логопедического кабинета, площадью не менее 15 м2, отвечающего педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический кабинет оборудован необходимым инвентарем, игрушками и пособиями в порядке, установленном для компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений.
Структурными звеньями коррекционного центра являются кабинет психолога, физиокабинет, водолечебница. Эти помещения рационально используются для проведения оздоровительно-профилактической и психокоррекционной работы, как с детьми нашего учреждения, так и пациентами КРЦ.
КРЦ ДОУ осуществляет активное взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере коррекционного образования. Эффективным механизмом взаимодействия разных социальных групп становится система партнерства, целью которой является повышение качества образовательных услуг. В ходе реализации проекта сложилась система совместной деятельности, включающая формирование заказа ДОУ, заключение договоров, составление планов взаимодействия, распространение информации об услугах КРЦ и возможностях их потребления среди родителей. В результате такого сотрудничества многие задачи решаются более успешно и эффективно.
КРЦ сотрудничает с отделом ранней помощи ПМСС – центра Автозаводского района. Партнерство обеспечивает непрерывность коррекционного сопровождения детей с проблемами в развитии от службы ранней помощи психологического центра до обучения в КРЦ МДОУ № 163, а также преемственность в логопедическом сопровождении выпускников логопедических групп ДОУ и КРЦ на школьном этапе обучения.
Функции КРЦ:
выявляет детей, обучающихся в условиях вынужденной интеграции, а также «неорганизованных» детей 3-7 лет;
проводит диагностику, консультирование семей по вопросам воспитания детей с нарушениями речи, обеспечивает логопедическое, психологическое, медицинское сопровождение воспитанников КРЦ в условиях группы кратковременного пребывания.
Воспитанники КРЦ, нуждающиеся в логопедическом сопровождении на школьном этапе обучения, направляются в логопедическое отделение ПМСС – центра.
Взаимосвязь с логопедом детской поликлиники обеспечивает совместное обследование детей ДОУ микрорайона, выявление детей категории «неорганизованных» и обучающихся в условиях вынужденной интеграции.
Взаимосвязь с неврологическим центром «Ариадна» предполагает преемственность в коррекционном сопровождении детей с проблемами в развитии, не имеющими возможность посещать дошкольное учреждение, и предоставит этой категории детей возможность посещать общеразвивающие группы ДОУ на условиях временной интеграции.
Источников финансирования проекта «КРЦ» несколько. Один из них – бюджетное финансирование. Еще одним источником являются благотворительные фонды, которые оказывают грантовую поддержку инновационных образовательных проектов. Участие в конкурсах грантов «Фонда Тольятти» и фонда «Развитие через образование» позволяет реализовывать конкретные программы и направлять средства на развитие учреждения. Так, в период с 2007 года были получены средства на создание в КРЦ компьютерного центра, на оборудование тренажерного зала, оснащение центра современными логопедическими пособиями и тренажерами. Средства благотворителей сделали возможным проведение капитального ремонта помещений центра и его технологическое оснащение.
При разработке проекта мы учитывали возможные риски и ограничения в ходе его реализации, а также возможные способы устранения возникших проблем. Нужно отметить, что проблемы появились уже на начальном этапе, они были связаны с недостаточной востребованностью услуг и, вследствие этого, недостаточной наполняемостью КРЦ. Однако грамотно проведенная рекламная кампания, расширение спектра услуг в центре и охват детей, начиная с раннего возраста, позволил решить проблемы к концу первого учебного года.
Начало реализации проекта «КРЦ» - январь 2007 года. С этого момента начинается и отслеживание результативности реализации проекта по сравнению с запланированным результатом. На сегодняшний день результативность превышает запланированные показатели по всем индикаторам: доля (%) дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с полной коррекцией (положительной динамикой) на «выходе» из КРЦ составила 70% и 30% соответственно; количество «неорганизованных» детей микрорайона с проблемами в развитии, получивших коррекционную помощь в КРЦ увеличилось с 7 до 16 человек к 2009 году; количество детей, обучающихся в условиях вынужденной интеграции, получивших коррекционную помощь в КРЦ, составило 12 человек в 2007 году, а к 2010 году – 24 человека.
Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы КРЦ при дошкольном образовательном учреждении убеждает в том, что эта модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их. Она позволяет оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определенный ответ на вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования