Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
Акимова Т. Х.
МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Новошинская С(К)ОШ VIII вида, Нижегородская область
Адаптивная образовательная среда в последние годы все чаще становится предметом специальных исследований в педагогике. Одни ученые (Г.Н. Сериков) рассматривают ее как условие существования образовательных систем, другие (Ю.В. Васильев, Е.С. Комраков) сосредоточивают внимание на совокупности отношений, которые складываются в ней между субъектами образования. В.И. Слободчиков, В.К. Рябцев, В.В. Ряшева рассматривают развитие этой среды во взаимосвязи с процессами превращения наличного социокультурного окружения в средства осуществления современного образования. Эта позиция дает основание утверждать, что адаптивная образовательная среда - это, проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования и развитие коммуникативных навыков.
По нашему мнению, адаптивная образовательная среда призвана обеспечивать адекватную реакцию образовательной системы школы на изменяющиеся условия внешней среды; приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности учащегося на основе учета его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.
В истории понимания среды как основного фактора и средства воспитания и коррекции личности выделяются два подхода: один, представленный в большинстве современных исследований, определяет среду как условие реализации ребенком своих способностей. Другой, возникший в начале прошлого века и получивший в отечественной педагогике название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств. С.Т. Шацкий рассматривал среду как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную и нематериальную составляющие среды. В педагогических исследованиях чаще встречается понятие «образовательная среда», т.е. упор делается на образовательную функцию. При таком подходе большинство авторов наделяют среду разнообразными функциями. Так, В.А. Ясвин выделяет разновидности сред (семейная, школьная, внешкольная, дополнительная, стихийная), выполняющие особые педагогические задачи.
Структура адаптивной образовательной среды
Изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что в структуре адаптационно-образовательной среды должны быть представлены мини-среды по четырем линиям развития:
мини-среда познавательного развития (речь, математика, игра, конструирование);
мини-среда социального развития (культура и история страны, мир себя, мир людей, культура быта);
мини-среда художественно-эстетического развития (изодеятельность, музыкальная деятельность, театральная деятельность);
мини-среда физического развития (физическая деятельность, ОБЖ).
Среда должна быть динамична и многофункциональна, соответствуя реализуемым индивидуальным программам развития, позволяя формировать коммуникативные навыки у учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе адаптационной деятельности.
При планировании коррекционной работы, направленной на организацию адаптивной образовательной среды, мы опирались на приоритетные направления работы коррекционных учреждений:
Базовые компоненты содержания адаптивной деятельности | Воспитанники младшего возраста | Воспитанники среднего возраста | Воспитанники старшего возраста | ||
1. Укрепление здоровья и физическое развитие | физиологическая адаптация | понимание важности поддержания здорового образа жизни, укрепления здоровья и стремление к нормальному физическому развитию. | стремление формировать здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье.
| стремление к сохранению здоровья и физическому самосовершенствованию. | |
2. Психическое развитие | Социально - психологическая адаптация | формирование чувства субъектности, принятия ответственности за поступки.
| осознание возможности самостоятельных поступков на уровне инициации действий. | формирование «чувства взрослости», возможности совершения самостоятельных поступков. | |
3. Гражданское становление | Адаптация к общественной жизни | освоение базовых нравственных ориентиров и табу | сформированность начальных нравственных понятий
| освоение системы базовых ценностей как ориентиров собственного поведения. | |
4. Приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения | Социально - бытовая адаптация | освоение элементарных знаний, умений и навыков самообслуживания в сферах безопасности, семейной жизни. | наличие определенных знаний, умений и навыков самообслуживания в сферах безопасности, семейной жизни.
| наличие базовых, необходимых для самостоятельной жизни знаний, умений и навыков самообслуживания. | |
5. Образовательная деятельность | Адаптация к процессу образования | формирование познавательной мотивации. | расширение сферы самостоятельности. | практическое использование приобретенных знаний, умений и навыков. | |
6. Коммуникативная деятельность | Адаптация в коммуникативной деятельности | освоение элементарных навыков общения.
| Расширение сферы общения. | Способность строить отношения с окружающими, вступать в контакт, обращаться за помощью | |
7. Правовое образование и воспитание | Адаптация к правилам и нормам | знание общепринятых школьных норм, правил поведения и общения. | знание основных общественных норм и правил. | умение подчиняться нормам, принятым в обществе. | |
8. Профессиональное продвижение | Социально - трудовая адаптация | освоение элементарных трудовых навыков. | овладение первичными трудовыми навыками определенного ремесла | Включение воспитанников в социально значимую деятельность. Достаточный уровень владения навыками трудовой деятельности по избранной профессии. |
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования