logo
Сборник_1

Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида

Войниленко Н.В., Лёгких Е.В., Грязных О.Н., Карепанова А.И., Леонтьева Н.Л.

МС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШИ V вида № 11 г. Челябинск

Необходимость построения воспитательной системы, ориентированной на формирование социальных компетенций у обучающихся, воспитанников, объясняет включение педагогического коллектива школы-интерната в реализацию инновационного проекта «Управление образовательными программами воспитательной работы».

Цель исследования: обеспечение адекватной совокупности образовательных программ воспитательной работы (на основе стандартизации и образовательного мониторинга) реальным потребностям институциональной (локальной) образовательной системы, родителям, детям.

На первом этапе реализации инновационного проекта «Управление образовательными программами воспитательной работы» определен набор социальных компетенций для каждой возрастной группы обучающихся на основе матрицы основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности. Мы столкнулись с различными трудностями, которые были обусловлены спецификой уровня речевого развития наших воспитанников. Например, чтобы выявить социальные компетенции, качества личности, референтные для обучающихся, каждому ученику лично нужно было разъяснять предложенные понятия. Ребята активно, бурно обсуждали в чем проявляется мужество, доброта, что такое сила воли, агрессия, надежность, чувство юмора, приводили примеры, сравнивали с героями фильмов и книг. А вопросы «Кто Я?», «Какие качества личности присущи моим одноклассникам, сверстникам?», «Какими вы хотели бы быть?» привели к спорам, а некоторых к замешательству. Поэтому педагогу нужно было тактично, осторожно направлять ребят в «нужное» русло, основываясь на взаимоуважении. На этом этапе работы были выявлены и предпочтения родителей - какими они хотят видеть своих детей, какими мечтают вырастить. В итоге первого этапа сложилась картина социально значимых компетенций каждого ученика, из которых необходимо было выделить десять наиболее «популярных» среди обучающихся одного возраста.

Выяснилось, что в возрасте 7-8 лет (1-2 класс), 9-10 лет (3-4 класс), 11-13 лет (5-6 класс) в большей степени выражены качества, направленные на чувственные, духовные ценности: доброта, нежность, доверчивость, жизнерадостность, любовь к детям и т.д. В группе детей 14-15 лет (7-8 класс) выявлены социальные компетенции, направленные на формирование волевой сферы: активность, мужественность, вера в себя, сила, упорство, способность к лидерству. Ученики 16-17 лет (9-10 класс) выделили практически те же качества, но предпочли опираться на умение полагаться на свои силы, способность защищать свои взгляды, на быстроту в принятии решений, что говорит о более осознанных, зрелых оценках своего места в мире, своей социальной роли.

На втором этапе работы проведено оценивание социализованности каждого обучающегося на основе экспертных карт оценивания степени выраженности социальных компетенций у воспитанников МСКОУ школы-интерната.

Цель следующего этапа – отбор, апробация и оценивание различных вариантов воспитательных мероприятий, направленных на увеличение степени выраженности выбранных социальных компетенций. На основе экспертной карты проведено оценивание возможного (преимущественного) воздействия воспитательного мероприятия на увеличение выраженности социальных компетенций. Оценивание осуществлялось по 10-тибалльной шкале. Экспертами выступили административные и педагогические работники МСКОУ школы-интерната.

После проведенного анализа составлены диаграммы установления воздействия воспитательных мероприятий на качества личности обучающихся, воспитанников. При наложении диаграмм можно увидеть, что зона покрытия увеличивается при использовании разнообразных форм воспитательных мероприятий. Педагоги подбирают мероприятия, в которых зона покрытия выбранных качеств максимальна.

В конце учебного года вновь проведено оценивание выраженности социальных компетенций у обучающихся, результаты которого позволили выявить уровень влияния проведенных мероприятий на формирование референтных для каждой возрастной группы социальных компетенций.

Определение степени выраженности основных гендерных качеств личности у каждого учащегося, рассмотрим на примере обучающегося 4 «А» класса Владислава. Для этого использовали «Экспертный лист», «Сводный протокол степени выраженности качеств личности у учащихся». Результаты оценивания степени выраженности социальных компетенций отразили в следующей диаграмме:

На основе данных диаграммы степени выраженности основных гендерных качеств мы можем сделать следующие выводы:

Таким образом, использование методики определения степени выраженности основных гендерных качеств личности у обучающегося, воспитанника позволяет педагогу:

На основе этой информации специалисты школы принимают адекватные управленческие решения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В С(К)ОУ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ГУМАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: структурно-функциональная модель специальной (коррекционной) школы для детей с отклонениями в развитии

Лестова Н.Л.

Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, г. Пермь

Одним из направлений программы мер развития современной системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для стабильного функционирования ныне действующих видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для всех категорий детей с проблемами в развитии [3, с. 33]. Это предусматривает, прежде всего, поддержку и совершенствование функционирующей государственной системы специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в коррекционном учреждении.

Несмотря на положительные тенденции в развитии системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время необходимо отметить проблемы современной коррекционной школы:

К данному времени недостаточно разработаны теоретические и практические подходы к формированию модели специальной (коррекционной) школы, строящейся на основе оценочно-прогностического индивидуального похода. Как подчеркивает В.В. Коркунов, несмотря на большое количество специальных учреждений, «они не способны создать отвечающие потребностям каждого ребенка условия развития» [1, с. 75]. Важнейшей задачей совершенствования системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения является достраивание отсутствующих структурных элементов в данной системе – блоков оценки состояния ребенка, прогнозирования его развития, отбора содержания индивидуальных мер коррекционного воздействия.

Нами разработана структурно-функциональная модель специальной (коррекционной) школы для детей с отклонениями в развитии (рис. 1). Представленная модель имеет модульно-блочную структуру, сформированную с учетом стоящих перед системой и подсистемами целей (преемственность процессов образования, воспитания и развития детей с ОВЗ во всех звеньях, адаптация и социальная реабилитация обучающихся).

Рис. 1. Структурно-функциональная модель С(К)ОУ для детей с отклонениями в развитии

В основе предложенной модели – данные исследований В.В. Коркунова о возможностях и преимуществах организации коррекционно-развивающего обучения в С(К)ОУ на основе оценочно-прогностического индивидуального подхода к детям с недостатками психофизического развития.

Школа предлагаемой модели осуществляет свою деятельность не только в отношении детей с отклонениями в развитии (коррекционно-образовательный процесс), но и оказывает консультативную помощь их родителям (информация, обучающие занятия, консультирование), методическую помощь работающим с детьми с отклонениями в развитии педагогам и специалистам других учреждений района. По мнению Н.Н. Малофеева [2], расширение функций специальной школы, ее превращение в своего рода центр оказания квалифицированной специализированной профильной помощи детям города, области, региона - стратегический путь развития специальной школы и один из важнейших механизмов налаживания качественно нового взаимодействия специального и массового образования, в которое со временем будет интегрироваться все больше и больше детей с отклонениями в развитии.

Специальной (коррекционной) школой заявленной обновленной модели решаются следующие задачи:

В предложенной структурной системе специальной (коррекционной) школы обновленной модели выделено несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных модулей: оценочно-прогностического; планирования и реализации системы образования и коррекционно-развивающего воздействия; развития педагогических инноваций, методической помощи и консультирования. Разработкой общих концептуальных основ развития модулей, созданием условий их преемственного функционирования, осуществлением контроля их деятельности занимается администрация специального (коррекционного) образовательного учреждения, которая решает также вопросы взаимодействия, формирования внешних связей с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, объединяя и интегрируя усилия всех заинтересованных в успешном развитии ребенка с проблемами в развитии сторон.

Литература

  1. Коркунов, В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография / В.В. Коркунов. - Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1998.- 124 с.

  2. Малофеев, Н.Н. Система специального образования нового типа / Н.Н. Малофеев // Альманах института коррекционной педагогики РАО.- 2007.- № 11. – http://almanah.ikprao.ru.

Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова.- М.: Изд центр «Академия», 2001.- 336 с.