Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
Войниленко Н.В., Лёгких Е.В., Грязных О.Н., Карепанова А.И., Леонтьева Н.Л.
МС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШИ V вида № 11 г. Челябинск
Необходимость построения воспитательной системы, ориентированной на формирование социальных компетенций у обучающихся, воспитанников, объясняет включение педагогического коллектива школы-интерната в реализацию инновационного проекта «Управление образовательными программами воспитательной работы».
Цель исследования: обеспечение адекватной совокупности образовательных программ воспитательной работы (на основе стандартизации и образовательного мониторинга) реальным потребностям институциональной (локальной) образовательной системы, родителям, детям.
На первом этапе реализации инновационного проекта «Управление образовательными программами воспитательной работы» определен набор социальных компетенций для каждой возрастной группы обучающихся на основе матрицы основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности. Мы столкнулись с различными трудностями, которые были обусловлены спецификой уровня речевого развития наших воспитанников. Например, чтобы выявить социальные компетенции, качества личности, референтные для обучающихся, каждому ученику лично нужно было разъяснять предложенные понятия. Ребята активно, бурно обсуждали в чем проявляется мужество, доброта, что такое сила воли, агрессия, надежность, чувство юмора, приводили примеры, сравнивали с героями фильмов и книг. А вопросы «Кто Я?», «Какие качества личности присущи моим одноклассникам, сверстникам?», «Какими вы хотели бы быть?» привели к спорам, а некоторых к замешательству. Поэтому педагогу нужно было тактично, осторожно направлять ребят в «нужное» русло, основываясь на взаимоуважении. На этом этапе работы были выявлены и предпочтения родителей - какими они хотят видеть своих детей, какими мечтают вырастить. В итоге первого этапа сложилась картина социально значимых компетенций каждого ученика, из которых необходимо было выделить десять наиболее «популярных» среди обучающихся одного возраста.
Выяснилось, что в возрасте 7-8 лет (1-2 класс), 9-10 лет (3-4 класс), 11-13 лет (5-6 класс) в большей степени выражены качества, направленные на чувственные, духовные ценности: доброта, нежность, доверчивость, жизнерадостность, любовь к детям и т.д. В группе детей 14-15 лет (7-8 класс) выявлены социальные компетенции, направленные на формирование волевой сферы: активность, мужественность, вера в себя, сила, упорство, способность к лидерству. Ученики 16-17 лет (9-10 класс) выделили практически те же качества, но предпочли опираться на умение полагаться на свои силы, способность защищать свои взгляды, на быстроту в принятии решений, что говорит о более осознанных, зрелых оценках своего места в мире, своей социальной роли.
На втором этапе работы проведено оценивание социализованности каждого обучающегося на основе экспертных карт оценивания степени выраженности социальных компетенций у воспитанников МСКОУ школы-интерната.
Цель следующего этапа – отбор, апробация и оценивание различных вариантов воспитательных мероприятий, направленных на увеличение степени выраженности выбранных социальных компетенций. На основе экспертной карты проведено оценивание возможного (преимущественного) воздействия воспитательного мероприятия на увеличение выраженности социальных компетенций. Оценивание осуществлялось по 10-тибалльной шкале. Экспертами выступили административные и педагогические работники МСКОУ школы-интерната.
После проведенного анализа составлены диаграммы установления воздействия воспитательных мероприятий на качества личности обучающихся, воспитанников. При наложении диаграмм можно увидеть, что зона покрытия увеличивается при использовании разнообразных форм воспитательных мероприятий. Педагоги подбирают мероприятия, в которых зона покрытия выбранных качеств максимальна.
В конце учебного года вновь проведено оценивание выраженности социальных компетенций у обучающихся, результаты которого позволили выявить уровень влияния проведенных мероприятий на формирование референтных для каждой возрастной группы социальных компетенций.
Определение степени выраженности основных гендерных качеств личности у каждого учащегося, рассмотрим на примере обучающегося 4 «А» класса Владислава. Для этого использовали «Экспертный лист», «Сводный протокол степени выраженности качеств личности у учащихся». Результаты оценивания степени выраженности социальных компетенций отразили в следующей диаграмме:
На основе данных диаграммы степени выраженности основных гендерных качеств мы можем сделать следующие выводы:
наблюдается высокая степень выраженности таких качеств как: дух соревнования, агрессивность, сила, вера в себя; что говорит о задатках лидера;
для повышения степени выраженности качеств: ум, независимость, доброта, сильная личность необходим подбор таких форм воспитательного воздействия, которые позволят сформировать лидерские качества у учащегося, так как некоторое воздействие на формирование данных качеств имеется;
сравнивая степень выраженности качеств на начало года и конец года, можно сделать вывод о положительной динамике в формировании социальных компетенций у данного воспитанника.
Таким образом, использование методики определения степени выраженности основных гендерных качеств личности у обучающегося, воспитанника позволяет педагогу:
выявить степень выраженности основных гендерных качеств личности, рейтинг в кругу сверстников (одноклассников);
определить направления работы с каждым воспитанником, составить индивидуальный маршрут развития;
произвести подбор необходимого инструментария для создания условий направленных на развитие социальных компетенций у обучающихся.
На основе этой информации специалисты школы принимают адекватные управленческие решения.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В С(К)ОУ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ГУМАНИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: структурно-функциональная модель специальной (коррекционной) школы для детей с отклонениями в развитии
Лестова Н.Л.
Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования, г. Пермь
Одним из направлений программы мер развития современной системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для стабильного функционирования ныне действующих видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для всех категорий детей с проблемами в развитии [3, с. 33]. Это предусматривает, прежде всего, поддержку и совершенствование функционирующей государственной системы специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в коррекционном учреждении.
Несмотря на положительные тенденции в развитии системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время необходимо отметить проблемы современной коррекционной школы:
недостаточный уровень индивидуализации учебного процесса, отсутствие апробированных технологий индивидуальной коррекционной работы с различными категориями детей с ОВЗ;
недостаточная социальная направленность образовательного процесса С(К)ОУ, превалирование освоения навыков учебной деятельности над формированием и развитием жизненной компетентности, «житейского опыта» детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
К данному времени недостаточно разработаны теоретические и практические подходы к формированию модели специальной (коррекционной) школы, строящейся на основе оценочно-прогностического индивидуального похода. Как подчеркивает В.В. Коркунов, несмотря на большое количество специальных учреждений, «они не способны создать отвечающие потребностям каждого ребенка условия развития» [1, с. 75]. Важнейшей задачей совершенствования системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения является достраивание отсутствующих структурных элементов в данной системе – блоков оценки состояния ребенка, прогнозирования его развития, отбора содержания индивидуальных мер коррекционного воздействия.
Нами разработана структурно-функциональная модель специальной (коррекционной) школы для детей с отклонениями в развитии (рис. 1). Представленная модель имеет модульно-блочную структуру, сформированную с учетом стоящих перед системой и подсистемами целей (преемственность процессов образования, воспитания и развития детей с ОВЗ во всех звеньях, адаптация и социальная реабилитация обучающихся).
Рис. 1. Структурно-функциональная модель С(К)ОУ для детей с отклонениями в развитии
В основе предложенной модели – данные исследований В.В. Коркунова о возможностях и преимуществах организации коррекционно-развивающего обучения в С(К)ОУ на основе оценочно-прогностического индивидуального подхода к детям с недостатками психофизического развития.
Школа предлагаемой модели осуществляет свою деятельность не только в отношении детей с отклонениями в развитии (коррекционно-образовательный процесс), но и оказывает консультативную помощь их родителям (информация, обучающие занятия, консультирование), методическую помощь работающим с детьми с отклонениями в развитии педагогам и специалистам других учреждений района. По мнению Н.Н. Малофеева [2], расширение функций специальной школы, ее превращение в своего рода центр оказания квалифицированной специализированной профильной помощи детям города, области, региона - стратегический путь развития специальной школы и один из важнейших механизмов налаживания качественно нового взаимодействия специального и массового образования, в которое со временем будет интегрироваться все больше и больше детей с отклонениями в развитии.
Специальной (коррекционной) школой заявленной обновленной модели решаются следующие задачи:
комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных его проблеме методов педагогического воздействия, отбор содержания индивидуальных мер коррекции и развития;
формирование на основе индивидуального подхода основных компетентностей ребенка в соответствии с возрастом с целью достижения профессионального самоопределения и социальной адаптации;
расширение социального окружения и обогащение социального опыта детей с проблемами через организацию тесного взаимодействия со школами общего назначения, расположенными в районе;
апробация интегрированного обучения детей со сложными, тяжелыми отклонениями в развитии;
оказание психолого-педагогической помощи и поддержки педагогам и специалистам района конкретного Пермского края в их работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии (функционирование в режиме опорного образовательного учреждения, школы – центра);
формирование партнерских отношений с родителями как субъектами коррекционно-образовательного процесса, обучение и консультирование родителей.
В предложенной структурной системе специальной (коррекционной) школы обновленной модели выделено несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных модулей: оценочно-прогностического; планирования и реализации системы образования и коррекционно-развивающего воздействия; развития педагогических инноваций, методической помощи и консультирования. Разработкой общих концептуальных основ развития модулей, созданием условий их преемственного функционирования, осуществлением контроля их деятельности занимается администрация специального (коррекционного) образовательного учреждения, которая решает также вопросы взаимодействия, формирования внешних связей с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, объединяя и интегрируя усилия всех заинтересованных в успешном развитии ребенка с проблемами в развитии сторон.
Литература
Коркунов, В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография / В.В. Коркунов. - Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1998.- 124 с.
Малофеев, Н.Н. Система специального образования нового типа / Н.Н. Малофеев // Альманах института коррекционной педагогики РАО.- 2007.- № 11. – http://almanah.ikprao.ru.
Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова.- М.: Изд центр «Академия», 2001.- 336 с.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования