Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
Расторгуева Т.Н., Кленова А.П.,
МДОУ детский сад комбинированного вида № 81, г. Белгород, Белгородская область
Известно, что развитие «проблемного» ребенка в большой степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, от социальной направленности специально организованного коррекционно-развивающего воздействия. Важность именно социального фактора подчеркивал Л.С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития». Он одним из первых ученых заложил основы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития.
Современные отечественные и зарубежные ученые поддерживают это обоснование и считают, что совместное воспитание здоровых детей и детей с различиями в психическом и физическом развитии - наиболее оптимальная и гуманная тенденция в теории и практике специальной педагогики.
Наш коллектив ведет экспериментальную работу по теме: «Социальная психолого-педагогическая адаптация и реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и особенностями интеллекта в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида».
В качестве ведущей идеи выступает направленность образовательного процесса на социальную адаптацию и интеграцию детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум.
Мы определили ряд факторов, которые могут повлиять на успех нашей работы.
Внешние, не зависящие от ДОУ, позитивные факторы:
в области имеется и доступен для изучения опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
система образования области ориентирована на компетентностный подход, более благоприятный для детей с нарушениями развития, предполагающий индивидуализацию образования;
детский сад расположен рядом с социокультурными учреждениями: детской поликлиникой, библиотеками, институтом культуры, педагогическим колледжем.
Внешние, не зависящие от ДОУ, отрицательные факторы:
сохраняется инертность, неготовность части родителей к осуществлению в домашних условиях систематических лечебно-оздоровительных и общеразвивающих действий с детьми, имеющими нарушениям развития и особые образовательные потребности;
нет опыта включения детей с нарушениями развития в массовые группы.
Внутренние позитивные факторы ДОУ:
сложившийся стабильный, личностно и профессионально зрелый коллектив;
высокий профессиональный уровень педагогов, в том числе логопеда, психолога, медсестры;
хороший уровень медицинского обслуживания;
командный подход в работе;
опыт участия в международном проекте «Специальная педагогика»
хорошие условия в группах, помещениях и на прогулочной площадке детского сада.
Внутренние угрозы на уровне ДОУ:
неподготовленность части педагогов к оказанию помощи детям с нарушениями развития;
неподготовленность родительского и детского контингента ДОУ к тесному общению с детьми - инвалидами.
Анализ возможностей ДОУ позволил расставить приоритеты действий:
Сначала следует сделать все, что способно облегчить вхождение детей с нарушениями развития в группу типично развивающихся сверстников (психологически подготовить и тех, и других, их родителей); дополнительно обсудить роли в команде.
Более отсроченные действия должны подготовить педагогов к ведению коррекционной работы - нужна методическая подготовка, сопровождение специалистов, профессиональная оценка действий.
Решение проблем включения родителей в жизнь детского сада.
Анализ, который мы сделали, помог нам сформулировать основные направления работы:
методическая подготовка педагогов к ведению целенаправленной коррекционно-оздоровительной работы;
поиск эффективных методов включения родителей и социального окружения в решение проблем детей с нарушениями развития;
коррекция развивающей среды групп в соответствии с особенностями детей с нарушениями развития.
Были также определены этапы эксперимента:
I этап - предпроектный (сентябрь 2003 г. - сентябрь 2004 г.) - изучение условий для реализации проекта: разработка проектной документации.
II этап - проектный (2004 – 2009 гг.) - реализация проекта: разработка занятий, мониторинг качества формирования доброжелательного отношения к сверстникам в группах повышение квалификации педагогов, создание группы комбинированной направленности.
III этап - постпроектный (сентябрь 2009 г.- декабрь 2009г.) - анализ и описание результатов проекта.
Начиная эксперимент, его организаторы провели глубокий и всесторонний анализ учебно - воспитательного процесса и потенциальных профессиональных и творческих возможностей всех педагогов детского сада. Важно было выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приема работы с детьми, выстроить систему работы, спланировать деятельность и пр.
Первоначально было проведено анкетирование педагогических работников ДОУ на предмет выяснения их отношения к коррекционно - развивающей работе с детьми в условиях их интеграции в ДОУ комбинированного вида. Проанализированы уровни компетентности педагогов ДОУ в области гуманизации образования, психолого - педагогической готовности к осуществлению коррекционно - образовательной и воспитательной деятельности.
Первые результаты опроса педагогов по выявлению профессиональной компетентности к реализации коррекционно - развивающей поддержки детей с отклонениями в развитии в условиях их интеграции в образовательное учреждение продемонстрировали относительно невысокий уровень готовности педагогов.
В опросе участвовали 9 воспитателей. Были выявлены следующие особенности их готовности к содействию развитию «особых» детей:
Компетентность в области гуманизации педагогического процесса: 30% (3 человека продекларировали приверженность идеям гуманизации);
Компетентность в реализации коррекционно - развивающей деятельности с детьми с отклонениями в развитии в условиях их интеграции в ДОУ: 66% (6 человек показали понимание сути коррекционно - развивающего образования и обучения);
Психолого - педагогическая готовность: личностный компонент - (желание работать, интерес к личностным проблемам ребенка, принятие его как личности, уважение): 54% (5 человек выразили желание работать с такими детьми);
Теоретический компонент: 46% (4 человека продемонстрировали понимание возрастных и типологических закономерностей развития дошкольников).
При этом педагоги осознавали необходимость совершенствования своих личностных качеств в условиях интеграции детей с проблемами в развитии, признавали приоритет самообразования в повышении квалификации, проявляли ситуативное позитивное внимание к «особым» детям, выражающееся в принятии их определенных психологических и поведенческих особенностей. Единодушного положительного отклика на инициативу мы не наблюдали. Педагоги боялись «детей на колясках», не понимали, как можно включать их в занятия.
Наиболее позитивное отношение к интегрированному обучению отмечалось у тех воспитателей, которые работают в специальных группах ДОУ, то есть у тех, кто уже вовлечен в процесс интеграции. Более настороженно относились к интегрированному обучению педагоги массовых групп. Всесторонне изучив ситуацию, руководство ДОУ пришло к выводу о необходимости организации такой исследовательской деятельности, которая бы создала условия для полноценной интеграции детей с особыми образовательными потребностями и способствовала сплочению коллектива единомышленников, стимулировала существенный рост профессионального мастерства педагогов.
Позже, когда педагогам был предложен «Опросник гуманного отношения к детям - инвалидам», содержащий некоторые утверждения о воспитании детей, опрошенные педагоги выбрали следующие фразы:
«Я всегда сочувствую детям. Я уважаю своих воспитанников. Я всегда стараюсь помочь ребенку. Все дети нравятся мне такими, какие они есть. Все - таки хорошо, что в нашем ОУ есть условия для работы с такими детьми» - 100%;
«Я принимаю участие в своих воспитанниках. Взрослые должны приспосабливаться к ребенку. Я понимаю огорчения любого ребенка. Я разделяю интересы моих воспитанников. Я всегда считаюсь с детьми» - 73%;
«Эти дети ничего не добьются в жизни. Я жалею детей - инвалидов. Дети не в состоянии сделать что - либо самостоятельно, всегда нужно их контролировать. Я невысокого мнения о способностях всех детей, в том числе, и детей - инвалидов» - 15%;
«Желательно, чтобы ребенок дружил с теми, кто ему нравится. Я не выделяю детей - инвалидов в особую группу. От меня зависит, как мои воспитанники будут относиться к детям с отклонениями в развитии» - 68%.
Отрадно, что среди участников опроса ни один педагог не выбрал фразы «Я испытываю досаду по отношению к проблемным детям. В ребенке больше недостатков, чем достоинств. Я скептически отношусь к идее общения здоровых детей с инвалидами» (0%).
Изучение отношения педагогов к интегрированному обучению позволило сделать некоторые предварительные выводы. Была выявлена достаточно высокая осведомленность педагогов о возможности интегрированного обучения: положительно ответили 3/4 опрошенных. При этом наибольшую осведомленность проявили педагоги, работающие в спецгруппах, а также узкие специалисты: психологи, логопеды. В целом педагоги показали положительное отношение к совместному обучению детей с нормальным и нарушенным развитием. Выстраивая интегративную воспитательно – образовательную работу и обеспечивая решение задач учебного года, педагоги руководствуются основными принципами, положенными в основу организации абилитационно - адаптационного процесса в детском саду.
Согласно принципу личностного подхода позиция педагогов и воспитателей в детском саду направлена на увеличение собственной активности ребенка в том или ином виде деятельности на основе собственных желаний и предпочтений ребенка. Во главу угла ставится эмоциональное благополучие ребенка в стенах детского сада.
Понимая, что для успешного решения задачи наращивания ребенком личностного, познавательнсго и социального потенциала необходимы долгие напряженные усилия большого числа специалистов, руководство ДОУ включило в команду экспериментаторов таких сотрудников, которые способны в процессе междисдисцинарного подхода разработать стратегию, тактику и динамику сопровождения ребенка. Участники эксперимента договорились о том, что цель - интеграция детей – достижим только при условии сотрудничества, интеграции усилий разных специалистов - педагогов (воспитателей, логопедов, психологов), врачей (невропатолога, педиатра) и медперсонала. Для реализации такой командной работы необходимо признание всеми ее участниками важнейших принципов взаимодействия. Сложилась определенная система требований к участникам экспериментальной работы, главные принципы которой - доброжелательность во взаимоотношениях с коллегами, открытость, принятие альтернативных взглядов и позиций.
Реализуя эксперимент, мы ведём работу по изучению особенностей психического развития детей с нарушением опорно - двигательного аппарата и особенностями интеллекта, обоснованию выа организационных форм их воспитания. Вся методическая работа с участниками эксперимента ведется через семинары, консультации, тренинги.
Анализ работы показывает, что раннее включение детей с отклонениями в систему коррекционно - развивающего обучения способствует успешному овладению детьми специфическими для детства видами продуктивной деятельности, навыками самообразования. Все выпускники групп ДЦП продолжают обучение в соответствии с физическими возможностями в общеобразовательных, специальных школах (№№ 23, 30), в форме надомного обучения.
В качестве основного результата мы рассматриваем открытие в ДОУ группы комбинированной направленности, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями и здоровые дети; в качестве косвенного - изменение качественного состава педагогического коллектива: увеличилось количество педагогов с высшей категорией (на 5%); педагоги продолжили образование: высшее - на 4%, незаконченное высшее - 10% педагогов.
К числу возникших в процессе работы проблем следует отнести
недостаточную навыков взаимоотношений детей;
низкий уровень преемственности между дошкольным и начальным звеном в воспитательном и учебном процессах;
низкий уровень педагогической грамотности родителей, непонимание родителями своей социальной функции;
патернализм (иждивенческие настроения и поведение) родителей, воспитывающих детей-инвалидов, передается их детям.
Всё это определило актуальность нашего нового исследования «Формирование межличностных отношений воспитанников групп комбинированной направленности».
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования