Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
Адонина Е. А.
МДОУ детский сад № 12 комбинированного вида г. Отрадный Самарская область
Анализируя традиционные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что при таком подходе родители не могут влиять на педагогический процесс: они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, с воспитательной работой знакомятся при рассматривании «наглядной агитации», стендов; педагоги для общения с родителями часто используют назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют, не подсказывают, а наставляют и выступают в роли судейской, а не партнерской – детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом. При использовании традиционных форм работы (родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, консультации, беседы и т.д.) родители являются пассивными наблюдателями и слушателями. Для активизации родителей логопедической группы было решено открыть семейный клуб «Мамина школа».
Задачи:
объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции речевых нарушений у дошкольников, раскрыть возможности совместной работы;
вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, достижение единства требований к ребенку;
повысить интерес родителей к коррекционно-логопедической и воспитательной работе;
активизировать деятельность родителей при коррекции речевых нарушений;
установить открытые, доверительные отношения в системе «педагоги – дети – родители».
Клуб строит свои отношения с семьей на принципах открытости, добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважении. В рамках семейного клуба «Мамина школа» педагогической командой используются различные организационные формы.
Заседания родительского клуба («круглые столы», конференции, игры, инсценировки) проводятся ежемесячно. Темы заседаний выбираются по запросам родителей. Ведущая роль может отводиться специалистам (чаще учителю-логопеду), воспитателям или специально подготовленным родителям. На заседаниях клуба обязательно составляется протокол и выносятся решения по реализации данной проблемы, развитию тех или иных навыков у детей, улучшению коррекционно-развивающего процесса.
Совместные занятия, праздники проводятся один раз в квартал, и родители являются их равноправными участниками. Вместе с детьми они обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, упражнениям с элементами рефлексотерапии, дыхательной гимнастике, овладевают навыками звукового анализа и др.
Родительская почта дает возможность родителям в письменной форме высказать свои замечания, предложения, поделиться радостью или сомнением, обратиться за помощью к конкретному специалисту.
Родительские дни –посещение родителями режимных моментов в группе и наблюдение за деятельностью воспитателя, учителя-логопеда. Родители наблюдают также отношения между детьми, взрослыми и детьми, присутствуют на занятиях и участвуют в них, знакомятся с бытовыми условиями в детском саду. Как правило, один родительский день организуется для одного или двух родителей. В ходе посещения родители не вмешиваются в образовательный процесс (исключение составляют заранее обговоренное с учителем-логопедом или воспитателем проведение родителями игр, бесед), а свои соображения и замечания высказывают позже или, используя «Родительскую почту».
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также посредством киноакадемии, где родители имеют возможность в домашних условиях посмотреть занятия учителя-логопеда или воспитателя логопедической группы. Фильмы монтируются и озвучиваются специалистами. После просмотра родители заполняют бланк «Ваши впечатления». После посещения родителями детского сада и просмотра занятий обязательно проводится коллективная беседа.
Педагогические игры проводятся с родителями и как самостоятельное родительское собрание (в форме игр «Счастливый случай», «Поле чудес», КВН и т.д.); и как часть родительского собрания (в виде специально подобранных вопросов, заданий, игр по дошкольной педагогике, психологии и логопедии). Родители в занимательной форме совместно с педагогами моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Детско-родительский проект направлен на привлечение родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающем процессе. Реализация проекта может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев и состоит из последовательных этапов: ознакомление родителей с целями и задачами проекта, совместная деятельность детей и родителей, презентация проекта. Проект, как правило, включает в себя несколько мероприятий, способствующих его реализации.
Используя формат семейного клуба «Мамина школа», мы получили следующие результаты:
увеличилась посещаемость родителями и другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению (в 2005-2006 уч.году - 70%, в 2007-2008 уч.году – 95%), увеличилось количество обращений за консультациями, качественно изменился характер этих обращений;
родители стали более активно участвовать в смотрах, конкурсах, праздниках, организуемых педагогами детского сада (в 2005-2006 уч.году –85%, в 2007-2008 уч.году – 97%) ;
уровень сформированности речевых навыков у детей с ОНР старшей группы в конце учебного года выше в год внедрения новых форм работы с родителями (согласно логопедическому обследованию, в 2004-2005 уч.году – 87%, в 2007-2008 уч.году – 95%)
Для того, чтобы изучить эффективность использования нового подхода в работе с семьями, мы провели также анкетирование родителей логопедической группы и родителей массовых групп. В результате чего получили следующие данные:
все родители достаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи, однако родители логопедической группы называют больше форм совместного сотрудничества, причем самыми интересными - совместные занятия с детьми, праздники, родительские дни, кинолекторий, а родителей массовой группы только праздники);
все родители (100%) логопедической группы стараются выполнять рекомендации и советы педагогов, из родителей массовой группы - 80%;
Оценки родителями проводимой в группах работы также различаются:
нравится возможность получать ответы на вопросы, решать проблемы (63% - в логопедической, и 49% - в массовой группе);
много интересной и поучительной информации о собственных детях (68%, 33%);
интересно общаться со специалистами (86%, 38%);
нравится совместная деятельность родителей и детей, нравится творческая атмосфера (93%, 25%);
привлекает возможность увидеть, чем занимаются дети в саду и посмотреть занятия (72%,22%).
85% родителей логопедической группы и 68% массовой группы характеризуют работу детского сада с семьями как «отличную», «хорошую», «без претензий». «Удовлетворительно» находят этот аспект работы - 32% родители массовых групп и 15% - родители логопедической группы.
По нашему мнению, работа семейного клуба повышает компетентность родителей, вызывает интерес к проблеме, сплачивает коллектив родителей, дает возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями. Родители постепенно начинают понимать меру своей ответственности. Работа клуба способствует установлению в группе доверительной атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования