Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
Бабкина Н.В., к. психол. н, доцент
ГНУ Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики», г. Москва
По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35 % из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР), причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Характерная для детей с ЗПР недостаточная сформированность регуляторной сферы является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Изучение психологических особенностей развития осознанной саморегуляции у старших дошкольников и младших школьников с ЗПР показывает, что в условиях спонтанного формирования не обеспечивается актуализация их потенциальных возрастных возможностей в сфере произвольной регуляции. При этом традиционный образовательный процесс сам по себе не оказывает достаточного влияния на формирование умений осознанной саморегуляции познавательной деятельности [1, 4]. Опираясь лишь на средства учебной деятельности, без использования специальных психолого-педагогических приемов, добиться качественного улучшения показателей саморегуляции у детей с ЗПР достаточно трудно.
Анализ проявлений осознанной саморегуляции познавательной деятельности старших дошкольников и младших школьников с ЗПР, их изучение в сравнении с нормально развивающимися сверстниками позволили выделить и описать четыре специфических уровня сформированности произвольной регуляции [1]. Данные уровни выделялись на основе параметров, характеризующих различные умения осознанной саморегуляции деятельности: ставить и удерживать цели; длительное время организовывать собственные усилия; выбирать способы действий и организовывать их последовательную реализацию; оценивать промежуточный и конечный результаты деятельности; исправлять допущенные ошибки. Особое внимание уделялось анализу условий принятия задания и удержания цели деятельности, способности следовать указаниям взрослого и действовать по правилам при фронтальной и индивидуальной работе.
Систематизируя и анализируя специфические проявления осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста и учитывая закономерности ее формирования в онтогенезе, мы сформулировали психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей детей в этой сфере.
Обеспечение оптимальных условий для развития сознания и личности ребенка путем создания:
климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.
Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:
опора на личный опыт ребенка;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на основных этапах деятельности ребенка.
Нами разработана комплексная программа коррекционно-развивающей работы, способствующей эффективной актуализации потенциальных возможностей детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста при формировании регуляторной сферы. Программа создавалась с учетом дифференцированного подхода к определению психолого-педагогических условий формирования регуляторной сферы для каждой из выделенных в соответствии с уровнями саморегуляции групп. Данные психолого-педагогические условия включают:
внешнюю организацию среды, направленную на развитие ведущей деятельности ребенка;
специальную психолого-педагогическую работу по формированию умений осознанной саморегуляции и активизации собственных усилий ребенка в этом направлении.
Для практической реализации психолого-педагогических условий нами разработаны:
методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых занятий психолога (учитывающие уровень сформированности у детей осознанной саморегуляции познавательной деятельности);
рекомендации учителям по осуществлению дифференцированного подхода к обучающимся;
рекомендации для родителей.
Организационно-методические принципы работы психолога по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с ЗПР могут быть сформулированы следующим образом:
привлечение внимания детей к собственной регуляции как деятельности, формирование интереса к ней, что достигается занимательным построением занятий, ситуациями, вызывающими переживание радости от достижений;
наличие для каждого умения саморегуляции специально разработанной серии упражнений;
зависимость степени психолого-педагогического воздействия и его продолжительности от исходного уровня развития ребенка и характерной для него динамики формирования компонентов осознанной саморегуляции деятельности.
Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения у детей с ЗПР должна вестись в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия;
определять и сохранять способ действий;
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности.
Особое внимание следует уделять побуждению у ребенка осознания собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.
Нами разработана Программа занятий психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности [1, 3]. Она включает подготовительный период и три этапа основного цикла.
Содержание занятий по этапам отличается основным направлением работы, различной степенью самостоятельности ребенка при выполнении заданий и применением различных видов помощи.
Основным способом формирования осознанной саморегуляции являются организация внешних (практических) действий на специально созданной ориентировочной основе и постепенный их переход во внутренний план – план собственной регуляции.
Содержание занятий позволяет постепенно усложнять требования к программе действий ребенка, осуществлению и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком не ограничивается индивидуальными или групповыми занятиями с психологом. Ребенок погружается в развивающую среду, создаваемую учителем на уроке. При этом основными задачами психологического просвещения педагогов мы считаем раскрытие «сильных» и «слабых» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработку наиболее адекватных путей взаимодействия с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Общие рекомендации учителям по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения детьми с ЗПР учебных заданий состоят в следующем:
давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика;
учитывать индивидуальные особенности вхождения ребенка в деятельность (период врабатывания);
изменять тактику руководства деятельностью ребенка в связи с динамическими изменениями в процессе деятельности (при утомлении, пресыщении);
давать на определенный отрезок времени лишь одно задание; если ученику предстоит выполнить большое задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);
использовать групповые методы работы на уроке, когда каждый ребенок выполняет определенную посильную часть задания, ведущую к достижению общего результата;
устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением;
использовать в процессе обучения игровые приемы, элементы соревнования, дидактические игры;
создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
поддерживать и поощрять любые проявления ребенком инициативы и самостоятельности;
избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику;
ввести знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов в классе (картин, стендов и т. п.);
по возможности придерживаться постоянного расписания занятий, т.к. дети с ЗПР отличаются забывчивостью;
направлять энергию гиперактивных детей в полезное русло (например, попросить во время урока вытереть доску, собрать тетради и т.п.);
совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Также учитель должен руководствоваться специальными рекомендациями относительно работы с каждой группой детей, демонстрирующих определенный уровень сформированности саморегуляции деятельности [2]. При этом для каждого ученика предусматривается та мера внешней регулирующей помощи, которая, с одной стороны позволит ему обучаться в условиях фронтальной работы, а с другой стороны, сохранит необходимость осуществления собственных усилий в регуляции деятельности. Ведь как мы знаем, именно в процессе преодоления трудностей совершается развитие.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходима активная поддержка со стороны родителей. Для занятий родителей с детьми в домашних условиях нами разработаны психологические рекомендации, а также увлекательные по содержанию и красочные по оформлению тетради на печатной основе, которые в настоящее время готовятся к выходу в Издательстве «Современные образовательные технологии». Выполнение заданий, содержащихся в рабочих тетрадях, способствует развитию таких школьно значимых функций как внимание, пространственная ориентировка, слухо-моторная и зрительно‑моторная координация, память, мышление, воображение. Во время занятий у детей развиваются наблюдательность, организованность, способность и интерес к умственной работе. Задания построены по принципу «от простого к сложному», что позволяет создать у ребенка положительный настрой на работу и постепенно повышать требования к уровню его развития. В конце каждого задания родителям даются рекомендации, какую помощь следует оказать ребенку в случае возникновения у него затруднений. А в конце пособий представлены проверочные задания, позволяющие родителям объективно оценить реальные достижения ребенка и увидеть имеющиеся затруднения.
Комплексная программа, направленная на формирование произвольной регуляции деятельности у детей с задержкой психического развития, включающая совместную работу психолога, педагога (учителя) и родителей, показала свою эффективность и в настоящее время широко используется специалистами системы коррекционно-развивающего обучения в Москве, а также в различных регионах России.
Литература
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: М.: Айрис-пресс, 2005.
Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательных школ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2006.
Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. – 2003. – №6.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования