Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
Мосолова Е.В.
КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи
«Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Красноярск
В современных условиях одним из ключевых моментов в образовательной практике детей с ограниченными возможностями является их успешная социальная адаптация, которая рассматривается нами как процесс интеграции человека в социум, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Коррекционно – развивающая среда Центра простроена с учётом комплексного подхода и взаимодействия всех структур учреждения (диагностический отдел, медицинский отдел, дошкольно-школьное отделение, школа–интернат, отдел дополнительного образования), совместная деятельность которых направлена на создание адаптивного пространства для наших воспитанников – детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники Центра обучаются по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Одной из основных идей центра, лежащих в основе обучения и воспитания учащихся, является идея гуманизации, предполагающая ориентацию на личность учащегося, на её развитие и самоутверждение, обеспечение социальной устойчивости. Формированию жизнеспособной личности способствует действующая в Центре детская организация соуправления «Солнечный город». Психофизические особенности воспитанников: низкие мотивационные потребности, слабо развитые процессы саморегуляции и самоконтроля, низкий уровень переключаемости с одного вида деятельности на другой – не позволяют сводить процесс воспитания лишь к усвоению готовых форм поведения и их отработке методом многократных повторений. Деятельность детской организации мы стараемся строить по принципу деловой игры. Эта форма помогает сделать воспитательный процесс ярким, запоминающимся, обеспечить прочные системообразующие связи. Деловая игра улучшает морально-психологический климат, успешнее идёт формирование общечеловеческих ценностей, правового сознания.
Д етская организация «Солнечный город» включает в себя ряд советов, куда входят воспитанники из каждого класса основной школы. Высшим органом организации является Совет – это выборный орган во главе с председателем детской организации. Сопровождает и направляет деятельность организации педагог-организатор центра. Структура детской организации представлена в виде солнечного круга.
Детская организация для воспитанников является полем их творческой реализации и самореализации в коллективе сверстников. Однако, так как организация «Солнечный город» соуправленческая, педагоги могут рекомендовать включать в состав совета воспитанников, которые не имеют высоких успехов в учёбе, но по результатам анкетирования хотели бы быть участниками игры, или детей с проблемами в эмоционально- волевой сфере. Стараемся привлекать к работе воспитанников группы «риска».
Подводя итоги учебного года на педагогическом совете, мы пришли к выводу, что деятельность детской организации дала положительные результаты: у большинства воспитанников повысилась самостоятельность, ответственность, у ребят с психопатоподобным поведением сократились случаи его острых проявления.
С деятельностью детской организации снизилось количество детей, относящихся к группе риска и находящихся на учёте в милиции и внутри школы.
Таблица количества учащихся находящихся на учёте в ОДН и внутришкольном учёте в начале и конце 2008-2009 учебного года (всего 115 человек)
Количество учащихся, находящихся на внутришкольном учёте, в начале учебного года | Количество учащихся, находящихся на внутришкольном учёте, на конец учебного года |
7 человек | 5 человек |
Количество учащихся, находящихся на учёте ОДН Ленинского района, в начале учебного года | Количество учащихся, находящихся на учёте ОДН Ленинского района, в конце учебного года |
2 человека | 1 человек |
Такая динамика связана с тем, что самые активные участники деловой игры своим примером без принуждения подключают и всех остальных. Условия деловой игры требуют выполнения установленных правил, где контролёрами выступаю сами дети. Так посредством игры дети усваивают элементарные правовые нормы, необходимые в жизни общества, включаются в деятельность сообщества. В нашем городе уже несколько лет действует трудовой отряд главы города Красноярска. Весной из телевизионной рекламы ребята узнали об отряде, выразили своё желание во время летних каникул устроиться на работу. С этим предложением старшеклассники выступили на совете. В отряд было устроено 15 воспитанников из 8-10 классов. Бригады комплектовались организаторами трудового отряда, и наши воспитанники попали в разные бригады вместе с учащимися средних общеобразовательных школ, что дало им возможность общения в другой среде. Работа в трудовом отряде позволила в реальной жизни смоделировать трудовые взаимоотношения. Старшеклассники устраивались на работу по личному заявлению, заключали договор с работодателем. Были оговорены условия трудовой дисциплины, система штрафов за её нарушение. Важным аспектом было и получение заработной платы за свой труд на личные сберегательные книжки, которые вместе с социальным педагогом завели в сбербанке.
Получив через месяц заработанные деньги, ребята потратили их на заранее запланированные, желанные вещи (сотовые телефоны, линзы), трое воспитанников оставили заработанные деньги на сберегательной книжке. Большинство воспитанников проявили свою социальную лабильность, это порадовало, но из 15 детей у двух воспитанников, что составляет 13,3% от общего количества, выявлены нарушение механизмов социальной и трудовой адаптации, инфантилизм. Для воспитанников, показавших низкий уровень социальной адаптации, специалистами Центра были составлены индивидуальные программы, направленные на формирование навыков адаптивного социального поведения.
Анализ проведённого анкетирования показал, что у воспитанников есть желание работать в детской огранизации в дальнейшем и основным мотивом для работы у большинства послужило желание заработать деньги и сделать родной город чище и красивее. Данный социальный опыт позволил старшеклассникам получить не только знания в области трудовой деятельности, но и овладевать способами нравственного личностного развития, а именно: умением общения и коммуникабельности; сотрудничества и взаимопомощи; трудовой дисциплины.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования