Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
Анисимова Л. П.
МОУ ДПО «Ресурсный центр» Служба ранней диагностики, коррекции, развития ребёнка и его семьи г.Новокуйбышевск Самарская область
Организация Службы ранней помощи (СРП) городского округа Новокуйбышевска Самарской области была обусловлена тенденцией роста числа детей с нарушениями в состоянии здоровья с врождёнными нервно-психическими заболеваниями, что привело к увеличению детей группы риска, нуждающихся в различных формах педагогической и медико – социальной помощи.
Одной из отличительных особенностей деятельности Службы является межведомственный принцип взаимодействия. Ведомства образования, здравоохранения и комитета по вопросам семьи, материнства и детства нашли взаимные интересы, разграничили полномочия и подписали соответствующие договоры для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Таким образом, специалисты разного профиля – медики, психологи, педагоги - объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания. При этом в качестве субъекта сопровождения службе ранней помощи рассматривается не ребенок, и даже не его семья (или люди, ее заменяющие), а общность людей, включающая ребенка, и объединенная задачами его развития.
Межведомственные взаимодействие по вопросам ранней помощи осуществляют следующие учреждения:
образования: детский сад «Центр коррекции речи», ДОУ с группами для детей до 3 лет;
здравоохранения: женская консультация, отделение новорожденных, детские поликлиники;
Комитет по вопросам семьи, материнства и детства: центр диагностики и консультирования, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями.
Нами разработаны вариативные модели комплексного сопровождения детей с особенностями в развитии раннего и дошкольного возраста в условиях специального учреждения, в которых новые интегрированные формы не исключают классических дифференцированных форм обучения: служба ранней помощи, специальные и интегрированные группы, группы кратковременного пребывания для воспитанников с особыми образовательными потребностями, диагностико – коррекционный и консультативный пункты, общественно – методический центр коррекционно-педагогической работы.
Основная цель Службы ранней помощи: обеспечить раннюю и наиболее полную интеграцию ребенка раннего возраста с проблемами в развитии в социум через оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье.
Структуру деятельности Службы ранней помощи можно представить в виде трёх основных этапов:
первичный прием детей и их родителей специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, сурдопедагог), где определяется уровень психо-речевого развития и составляется коллегиальное заключение на каждого ребенка, рекомендации специалистов;
построение коррекционной программы и её реализация,
определение дальнейшего образовательного маршрута.
Реализация коррекционного направления деятельности Службы ранней помощи осуществляется в различных формах:
индивидуальные занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, сурдопедагога, педагога-психолога, при этом родители являются прямыми участниками педагогического процесса.
подгрупповые занятия специалистов, на которые приглашаются дети со сходной структурой дефекта и соответственно одинаковыми направлениями коррекционной работы;
посещение группы кратковременного пребывания (по субботам), целью деятельности которой является оказание специальной помощи детям раннего возраста с задержкой психо-речевого развития, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и социальной адаптации детей.
Работа службы ранней помощи связана с другими формами специальной помощи. Так, дети четырёх лет, посещавшие занятия в Службе ранней помощи, направляются на ПМПК, где определяется маршрут для дальнейшего развития ребёнка (общеразвивающие группы, специальные группы, интегрированные группы, группы кратковременного пребывания).
На схеме представлена схема взаимодействия различных форм специальной помощи.
Сравнивая аналитические данные основных показателей деятельности Службы ранней помощи за последние три учебных года, можно отметить, что увеличилось количество семей, желающих провести обследование своего ребенка раннего возраста специалистами в Службе ранней помощи на первичном приёме. Так если в 2006 – 2007 учебном году отмечается 359 детей, в 2007-2008 учебном году – 373, а в 2008-2009 учебном году – 485 детей с патологией развития и группы риска.
Перспективы развития Службы ранней помощи во многом совпадают с общими тенденциями развития специального образования:
оказание комплексной помощи родителям, имеющим детей раннего возраста с проблемами в развитии, в вопросах воспитания и обучения ребенка и приобретения ими практических навыков через консультации, тренинги, групповые занятия;
оказание методической помощи педагогам и специалистам МДОУ городского округа Новокуйбышевска и Волжского района;
участие в конкурсах, проектах;
своевременное выявления детей с нарушениями зрения;
развитие Службы ранней помощи в Волжском районе (систематические выезды специалистов Службы ранней помощи в МДОУ Волжского района для первичного обследования детей раннего возраста с последующим консультированием родителей).
Подводя итог, хотелось бы заметить, что организация Службы ранней помощи, построенной на междисциплинарном, межведомственном взаимодействии, является одной из форм работы, направленной на оптимальное развитие детей с особыми потребностями, социальную адаптацию и интеграцию их в среду нормально развивающихся сверстников, и нуждается в дальнейшем развитии.
Одним из косвенных результатов деятельности СРП, имеющих огромное социальное значение, является отсутствие очерёдности в дошкольные учреждения г.о. Новокуйбышевска: своевременное определение потребностей позволяет организовать перспективное планирование развития сети услуг различным категориям дошкольников, подготовку кадров и создание адресной образовательной среды.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования