Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
Подлеснова В.А.
ГООУ НПО Профессиональное училище №8, г. Мончегорск Мурманская область
В настоящее время в профессиональном училище обучается и молодежь с нарушениями в интеллектуальном развитии. Для выпускников школы VIII вида на базе нашего училища открылась группа по специальности «Кухонный рабочий», где я работаю мастером производственного обучения. Хотя опыт работы в системе начального профессионального образования у меня немалый - 25 лет, с коррекционной группой я работаю впервые. Прежде чем приступить к работе с обучающимися, я изучила специальную литературу по психологии и педагогике.
В профессиональном училище нет разграничения функций воспитания и обучения. Свою работу с первокурсниками я начала с изучения их индивидуальных особенностей, интересов. Для этого внимательно ознакомилась с их документами. В группе 8 обучающихся 1984 - 1992 годов рождения, две девушки и шесть юношей, выпускники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 4 (VIII вида). Большинство первокурсников до поступления в ПУ№8 на протяжении 12 лет обучались вместе. Ребятам пришлось адаптироваться только к условиям училища, педагогам, поэтому процесс адаптации прошел гораздо быстрее.
Вопрос о создании группы подняли родители. Они были обеспокоены будущим своих детей, которые являются инвалидами детства. По мнению родителей, только профессиональная подготовка с учётом особенностей здоровья поможет их детям адаптироваться к самостоятельной жизни, сформировать мотивацию к самостоятельной деятельности, а не пассивного ожидания помощи. Все обучающиеся проживают в полных семьях. И это немаловажно, ведь полноценная семья необходима каждому ребенку, и поддержка родных людей для них – жизненная необходимость. В семьях, где внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением друг к другу, созданы наиболее оптимальные условия развития ребенка. Надо отметить, что нашим обучающимся повезло. Их родители - сильные, мужественные, любящие своих детей люди, старающиеся способствовать их эмоциональному развитию, формированию нравственных качеств. В этом я убедилась при первом знакомстве с ними.
Родители пришли в училище вместе со своими детьми и рассказали о личностных особенностях, индивидуальных способностях своего ребенка, высказали пожелания в работе и готовность к сотрудничеству с педагогами. Сотрудничество с родителями, которое началось с первых дней знакомства, помогло в адаптации, формировании мотивации, профессиональной направленности обучающихся в училище.
Интеграция в социум началась с первых дней обучения. В нашем училище дети с нарушением в интеллектуальном развитии учатся вместе со всеми. Для занятий группы выделен специальный кабинет, который обучающиеся обустроили своими руками. С первых дней занятий, во время большой перемены, мы собираемся за «круглым столом» и общаемся «за чашечкой чая». Ребята делятся своими семейными событиями. Это помогает нам лучше узнать друг друга, поговорить и просто отдохнуть. Ведь здесь, в училище, появилось много новых учебных предметов, и эта добрая традиция позволяет в неформальной обстановке лучше усваивать учебную информацию и способствует укреплению коллектива группы.
Еще один любимый вид общения и познания нового - это экскурсии. Первая экскурсия - знакомство с учебным заведением, с библиотекой, столовой ПУ №8, где обучающимся предстоит осваивать азы профессии, вызвала интерес и много вопросов обучающихся. По их поведению, реакции поняла, что экскурсия должна быть одной из форм обучения. За прошедшие два месяца мы побывали на пищеблоке городской больницы, на хлебозаводе, где обучающиеся узнавали много нового. По возвращении, собираясь за нашим «круглым столом», мы делились впечатлениями. Это помогало первокурсникам в усвоении и понимании таких сложных предметов, как специальная технология, оборудование, товароведение, санитария и гигиена. Обучающиеся запомнили экскурсии по живописным местам города Мончегорска, где узнали много нового о родном городе, прогулки в городской парк - удачное завершение трудового дня. Нам понравилось вместе проводить внеурочное время, и поэтому по окончании занятий мы вместе возвращаемся домой, провожая наших двух девушек. По дороге домой мы обсуждаем новости прошедшего дня, составляем планы на завтрашний день, и нам совсем не хочется расставаться, хотя прошло шесть часов занятий. Подобные мероприятия необходимы и для меня, чтобы лучше узнать учеников и настроить на взаимное сотрудничество на уроках, и для моих воспитанников для их адаптации, эмоционального развития, формирования чувства уверенности, положительного отношения к себе и окружающим.
При проведении урока учитываю психофизические и интеллектуальные особенности учащихся, при проведении занятий теоретического и производственного цикла, помимо традиционных форм урока, использую экскурсии, диалоги, путешествия, игры.
Большое значение имеет связь обучения с жизнью, максимальная практическая направленность учебного материала. Содержание «моих» учебных дисциплин: специальной технологии, товароведения, санитарии и гигиены, оборудования – имеет четко выраженную направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков. Учебный материал максимально связан с реальной жизнью обучающихся, что повышает мотивацию к обучению.
Для улучшения запоминания материала разбиваю его на простые действия и операции. И конечно, необходимо многократное повторение пройденного материала. На занятиях использую как фронтальную, так и индивидуальную работу с обучающимися. Индивидуальная работа имеет место при отработке операций учащимися, когда один выполняет задание, а другие следят за правильностью выполнения, указывают на ошибки. Те обучающиеся, которые освоили задание, помогают одногруппникам, у которых оно вызывает затруднения. При выполнении трудовых заданий учащиеся вступают в контакт. Это развивает у них умение пользоваться речью как средством общения, выбирать нужные слова, строить взаимоотношения в коллективе. Применяю индивидуальный дифференцированный подход, как в обучении, так и в оценке знаний, в зависимости от состояния здоровья, индивидуальных психологических особенностей, физических возможностей. Оказываю помощь при выполнении заданий обучающимися: стараюсь снизить уровень тревожности, преодолевать возникающие в работе трудности, вырабатываю умение контролировать свою деятельность и отвечать за результаты труда.
Учебная программа построена с учетом интеллектуальных и практических возможностей обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии: 960 часов теоретического обучения, 1710 часов производственного обучения и производственной практики. Это неслучайно: производственное обучение является составной частью профессионального самоопределения, трудового образования и общего воспитания. Задача этого приоритетного и основного предмета заключается не столько в расширении объема знаний, сколько в улучшении их качества, в умении применять их на практике. Это проявляется в закреплении, развитии, совершенствовании трудовых и профессиональных навыков, в адаптации к условиям самостоятельной жизни, к производственным отношениям. Производственное обучение ученики проходят вместе с другими группами в столовой ПУ№8. На этом предприятии созданы замечательные условия для отработки программы и освоения профессии. Доброжелательный и дружный коллектив сотрудников всегда рад приходу наших ребят на производственное обучение, готов помочь им, отмечая такие качества, как скромность, трудолюбие, старание, целеустремленность и аккуратность в работе. И, что особенно ценно, нам здесь многое доверяют, учат самостоятельности и ответственности за результаты своего труда.
В программу производственного обучения включено достаточно большое количество часов на отработку умений и навыков. Тем не менее, некоторые вопросы вызывают дополнительный интерес обучающихся, поэтому на втором курсе планирую проводить факультатив «Меню выходного дня». На занятиях факультатива уделить внимание не только приготовлению, но и оформлению блюд и включить элементы карвинга.
Наравне с другими обучающимися наши ребята участвуют практически во всех мероприятиях. А их немало: познавательные, развлекательные, профессиональные, спортивные и даже интеллектуальные. Результатом нашей совместной деятельности стали красочные стенгазеты, посвященные юбилею города и предстоящему Дню Матери. Мои воспитанники стали победителями в викторинах, посвященной 65-летию разгрома фашистских войск в Заполярье и по правилам дорожного движения, Победа в нескольких номинациях конкурса поделок из природного материала говорит о прекрасном художественном вкусе, богатой фантазии, творческом подходе к делу обучающихся. В училище созданы все условия для развития творческих способностей обучающихся. Во внеурочное время работают факультативы, кружки, спортивные секции. Ученики с нетерпением ждут занятий в музыкальной студии, в изостудии, на факультативе по карвингу (декоративная нарезка из овощей и фруктов, используемая для оформления блюд и составления декоративных букетов), в которых занимаются обучающиеся, способствуют развитию художественного вкуса и формированию профессиональных навыков.
Не прерывается и связь моих воспитанников с родной школой – они посещают её, рассказывают о своей жизни.
В настоящее время мы работаем над созданием портфолио обучающихся группы - «Мои достижения». Надеемся пополнять его, принимая участие в различных мероприятиях. Пожалуй, мы единственная группа в училище, начинающая каждый новый день учебы с дневника на столе. Главный документ, свидетель радости и огорчения, своеобразная визитная карточка ученика в школе, он незаслуженно забыт в системе НПО, а зря. В нашей группе дневники обучающихся - предмет особой гордости. Перелистывая его тонкие страницы, можно столько узнать о каждом из них. В дневнике, кроме оценок компактно сосредоточена масса полезной информации: расписание уроков и звонков, занятий кружков и факультативов, номера телефонов всех преподавателей, объявления и даже поздравления с участием обучающихся в различных мероприятиях. Родители всегда в курсе всех событий, об этом свидетельствуют их подписи в дневнике и отличные отзывы.
Работа в тесном контакте с администрацией училища, с психологом помогает в работе. На каждого обучающегося заведена индивидуальная карта, в которую психолог заносит результаты диагностики, рекомендации. Обучающиеся любят посещать различные тренинги и групповые занятия.
Профессия, освоенная в училище, позволит учащимся в будущем адаптироваться в жизни, правильно строить быт, заботиться о близких людях. Получение рабочей профессии - еще один путь интеграции выпускников коррекционных школ в общество.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования