Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Термин «адаптивность системы образования» обозначен в Законе Российской Федерации «Об образовании» как принцип государственной политики, обеспечивающий общедоступность образования за счёт учёта уровня и особенностей развития и подготовки обучающихся, воспитанников (ст.2, п. З). Вопросы формирования образовательной среды с позиций её адаптивности рассматриваются в работах учёных различных отраслей педагогики (М.Р. Битяновой, Н.П. Капустина, П.И.Третьякова, Т.Н. Шамовой, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др.). В разделе представлены различные варианты понимания сути и способов обеспечения процессов адаптации детей с ОВЗ и модели, обеспечивающие создание адаптивной среды, практиками, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями в учреждениях разного типа и вида. Не все из них рассматривают адаптивную образовательную среду как «социально – педагогическую систему, приспосабливающуюся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальным особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения» (П.И.Третьяков). Однако авторы сходятся в понимании того, что создание адаптивных условий для формирования личности ребёнка с ОВЗ – задача не содержания образования, а технологий, средств и условий обучения. Исходя из этого отсутствие программ, учебников, методических пособий для различных категорий детей с ОВЗ, недостаточная компетентность педагогов в вопросах специальной педагогики рассматривается всеми специалистами как серьёзное препятствие на пути создания адаптивной среды. В сборнике представлен опыт решения проблем формирования профессиональных компетенций педагогов к работе с детьми с ОВЗ в условиях учреждений различного вида через систему внутришкольного повышения квалификации, организацию взаимодействия учреждений разного типа (Самарская, Смоленская области, Красноярский край). Специалисты отмечают расширение традиционных функций образовательных учреждений: работа в режиме проектной и эксперимента, организация переподготовки и повышения квалификации на базе педагогического вуза (Челябинск). К сожалению, деятельность учреждений ДПО (ПК) по востребованной проблеме практически не описана (за исключением опыта дистанционного повышения квалификации).
В качестве цели адаптивного образовательного пространства рассматривается не накопление знаний и умений, а обеспечение условий для развития каждого ребенка, создание непрерывной системы организованной жизнедеятельности для ребенка. В соответствии с компетентностным подходом, качество современного образования определяется сформированностью у выпускника целостной системы универсальных учебных действий, знаний, умений, навыков и накоплением опыта самостоятельной деятельности. Исходя из понимания того, что выпускники коррекционных школ вступают в самостоятельную жизнь, получая равные со всеми гражданами Российской Федерации не только права, но и обязанности по выполнению законов и правил, авторы рассматривают пути формирования жизненной компетенции выпускников (Кемеровская, Кировская, Нижегородская, Саратовская области). Основываясь на деятельностной парадигме образования, на понимании того, что развитие личности происходит в социуме: в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной жизни коллектива школы, в свободном общении, специалисты анализируют адаптивный потенциал уроков, возможности расширения образовательного и коммуникативного пространства детей с ОВЗ (Тамбовская, Томская области, Красноярский и Приморский края). Ряд авторов, исходя из учёта реалий сегодняшней жизни, характеризующейся снижением адаптационных потенциалов социума и образования, ростом негативных тенденций, способствующих появлению психологически и физически незрелых, маргинальных детей, анализируют факторы, осложняющие создание адаптивной среды в условиях села и малого города, ищут способы преодоления и профилактики школьной дезадаптации (Костромская, Мурманская, Смоленская, Тюменская области).
Все авторы едины в понимании того, что создание адаптивной среды включает формирование специальным образом организованного образовательного пространства: наличие не только системы образования, но и системы служб (методической, психологической, социально-педагогической, медицинской), которые анализируют и обеспечивают потребности участников образовательного процесса; а также преемственности ступеней образования, приоритетности ранней помощи, организации межведомственного взаимодействия. При этом преимущественное внимание уделяется вопросам реализации психолого-педагогических технологий, поиску средств организации деятельности детей. Очевидно, описание и анализ управленческих технологий – дело будущего.
Опыт, описанный в разделе, поможет практикам оценить, какие педагогические технологии и методические средства являются в большой степени адаптивными и заслуживают внимания
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования