Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
Лантинова Л. П., Соколова О.А.
КГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шарыповская С(К)ОШИ VIII вида» г. Шарыпово, Красноярский край
Коммуникативная компетентность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционального; когнитивного; поведенческого.
Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение (децентрацию), а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместно деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Следовательно, под коммуникативной компетентностью понимаются адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением.
Проведенное исследование особенностей коммуникативной компетентности учащихся 3 – 4 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида г. Шарыпово показало низкий уровень развития всех компонентов коммуникативной компетентности. Это проявляется в низком уровне эмоциональной отзывчивости, дети с ОВЗ менее внимательны к переживаниям и действиям сверстников; низком уровне развития социального интеллекта; доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации является поведенческая стратегия, при которой чаще всего используется вербальная агрессия для выхода из проблемной ситуации. Практически все дети страдают дефектами речи. Наиболее распространенным является нарушение произношения. К особенностям лексики детей с ограниченными возможностями здоровья относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность активизации словаря. Дефекты устной речи создают препятствия для общения ребенка с окружающими, вследствие чего усугубляются отклонения в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Именно поэтому повышение уровня коммуникативной (социальной) компетентности, детей с ОВЗ необходимо.
Коррекционная работа по формированию компонентов коммуникативной компетентности проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Начиная с начальной школы, дети знакомятся с основами коммуникации. Организация сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр вызывает у детей необходимость в общении друг с другом, взрослыми, потребность в сотрудничестве, учит взаимодействовать, решая совместные проблемы, оценивать действия свои и других детей. В коррекционных целях используются и повседневные ситуации общения со взрослыми и друг с другом (прогулки, совместная деятельность, занятия по самоподготовке, самостоятельные игры).
У детей с ОВЗ агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Не всегда справляясь со своими эмоциями, дети нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно, не умея выразить свои чувства, объяснить поступки словами. Речевое развитие детей невозможно без знания языковых единиц и их использования в коммуникативных актах, без совершенствования речевой практики. Отработка необходимых поведенческих навыков, развитие чувства эмпатии, расширение знания об окружающем мире, развитие мышления, речи осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которыми мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Занятия проводятся по коррекционно-развивающей программе «Уроки добра» (С.И. Семенака), психологом и логопедом совместно. Также используется программа тренинговых занятий для детей с умственной отсталостью «Волшебный сон», (В.Кононович). В содержании занятий используются игры, упражнения, описанные в отечественной литературе (М.И. Чистякова, С.И. Семенака, И.В. Ковалец, Н.В. Малюткина).
При организации коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности психофизического развития ребенка, формирование коммуникативной деятельности. На занятии каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, для каждого создается ситуация успеха.
Критерии эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми:
снижение в поведении агрессивных тенденций;
повышение способности сдерживать отрицательные эмоции;
развитие стремления к проявлению сочувствия, сопереживания;
формирование свободы речевого высказывания.
Степень эффективности коррекцинно-развивающей работы определялась на основе входного и контрольного тестирования основных компонентов коммуникативной компетентности.
Для диагностики эмоционального компонента коммуникативной компетентности мы использовали тест эмпатии для детей и подростков Брайант, содержащий 22 утверждения, предполагающие либо утвердительный, либо отрицательный ответ. Данный тест позволяет выяснить уровень развития эмпатии, а также эмоциональную отзывчивость к сверстникам, как своего, так и противоположного пола. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ результатов входного и контрольного тестирования развития эмоционального компонента по тесту эмпатии Брайант
Уровни Тестирование | низкий | средний | высокий | |||
n | % | n | % | n | % | |
входное | 15 | 65,2 | 8 | 34,7 | 0 | 0 |
контрольное | 11 | 47,8 | 12 | 52,2 | 0 | 0 |
Отмечается рост уровня развития эмпатии. При этом максимальное число ответов, совпадающих с ключом теста, получили такие утверждения:
при входном тестировании - «Мне трудно смотреть, когда кто-то обижает животное» 16 детей (69.6%);
при контрольном тестировании.- «Мне трудно смотреть, когда кто-то обижает животное» 14 детей (60,9%), «Даже если я не знаю, почему кто-то смеётся, мне хочется смеяться» 13 детей (56,5%).
Проективная рисуночная методика «Я и мой друг», разработанная Е.А.Калягиной, позволяет выявить тип эмоционального отношения к сверстнику. Анализируя рисунки детей, мы выявили наличие агрессивных тенденций, трудности в социальных контактах. Рисунки анализировались по выделенным симптомокомплексам, которые состояли из ряда показателей:
изображение сверстника (отсутствие, наличие);
особенности изображения фигуры сверстника (существенно детализировано, частично детализировано, схематичное);
размеры фигуры сверстника (адекватное, преувеличенное, преуменьшенное);
дистанция со сверстником (барьер между фигурами, близкое изображение, значительная дистанция);
характер рисования сверстника (агрессивное изображение сверстника, стирание различных деталей, штриховка);
использование цвета в изображении сверстника (преобладание ярких цветов, преобладание темных цветов).
Результаты количественной обработки данных по симптомокомплексам подсчитали в суммарную оценку и выявили тип эмоционального отношения к сверстнику. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительный анализ результатов входного и контрольного тестирования развития
эмоционального компонента по проективной рисуночной методике «Я и мой друг».
Уровни Тестирование | Благоприятное отношение к сверстнику | Неблагоприятное отношение к сверстнику | ||
n | % | n | % | |
входное | 7 | 30,4 | 16 | 69,6 |
контрольное | 12 | 52,2 | 11 | 47,8 |
Результаты контрольного тестирования показывают изменения в эмоциональном отношении к сверстнику. Дети стали более внимательны к сверстнику, чаще проявляют сочувствие и сопереживание.
Для определения уровня когнитивного компонента использовалась методика, заимствованная из теста Векслера – 2 субтест «Понятливость». Были выбраны 10 вопросов наиболее понятные детям и соответствующие современным условиям. Неадекватных ответов не зафиксировано. Сравнительный анализ результатов входного и контрольного тестирования приведен в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности
Уровни Тестирование | низкий | средний | высокий | |||
n | % | n | % | n | % | |
входное | 14 | 60,9 | 9 | 39,1 | 0 | 0 |
контрольное | 11 | 47,8 | 12 | 52,2 | 0 | 0 |
По результатам исследования приведенными в таблице 3, мы видим положительные изменения в развитии когнитивного компонента.
Проективная методика «Картинки», разработанная по типу методики Розенцвейга, направлена на выявление доминирующих способов решения проблемных ситуаций. Составляющие тест картинки разработаны на основе значимых во взаимоотношениях детей ситуаций, которые позволяют выявить уровень развития поведенческого компонента коммуникативной компетентности. Испытуемый должен выбрать определенный способ поведения в конкретной конфликтной ситуации.
Таблица 4 Сравнительный показатель по проективной методике «Картинки».
Уровни
Тестирование | Решение проблем | Социальная поддержка | Стратегия избегания | Эмоционально- ориентированная | Агрессивная стратегия | |||||
n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | |
входное | 1 | 4,4 | 3 | 13,0 | 3 | 13,0 | 5 | 21,8 | 11 | 47,8 |
контрольное | 2 | 8,7 | 6 | 26,0 | 3 | 13,0 | 4 | 17,3 | 8 | 34,7 |
Как видим из результатов, приведенных в таблице 4, доминирующей стратегией выхода из конфликтной ситуации остаётся агрессивная стратегия, но таких детей становится меньше.
Определение состояния общего развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено по следующим критериям: нарушение звукопроизношения, состояние фразовой речи. Результаты обследования особенностей речевого развития и произношения приведены в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительный показатель динамики речевого развития.
Критерии развития речи
Обследование | Нарушение звукопроизношения | Состояние фразовой речи | |||||||
Односложные предложения | Простые не распространенные предложения | Простые распространенные предложения | |||||||
n | % | n | % | n | % | n | % | ||
входное | 9 | 39,1 | 7 | 30,4 | 13 | 56,6 | 3 | 13,0 | |
контрольное | 6 | 26 | 5 | 21,8 | 11 | 47,8 | 7 | 30,4 |
Наблюдается положительная динамика развития связной речи, которая формируется на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Высказывания становятся более развернутыми, увеличивается количество слов в предложении.
В результате проводимой работы по повышению уровня коммуникативной компетентности детей, произошли качественные изменения. Повысился уровень речевой инициативы детей, даже тех, у которых был очень ограничен словарный запас или низок уровень общего развития. Расширилось содержание их познавательных, личностных контактов. Дети стали более радушными, открытыми, менее агрессивными.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования