Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
О.А. Крикривцева, Е.Е. Чалая
ГОУ СПО «Ковдорский политехничес кий колледж», г.Ковдор, Мурманская область
В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими профессионального образования. Решением коллегии Минобразования России №3|1 от 09.02.1999 «О психолого-педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами образования» рекомендовано на базе учреждений начального профессионального образования продолжать трудовое обучение выпускников специальных (коррекционных) учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании РФ профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
Филиал ГООУ СПО «Ковдорского политехнического колледжа» в с. Ена начал осуществлять профессиональную подготовку выпускников коррекционных образовательных учреждений с 2002 года и к сегодняшнему дню накоплен определенный опыт по созданию оптимальных условий для развития и обучения каждого обучающегося. Особое внимание уделяется обучающимся со сниженным интеллектом, оставшимся без попечения родителей.
В колледже получают профессиональную подготовку 48 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них:
22 обучающихся по профессии «Пекарь, формовщик теста»
9 обучающихся по профессии «Слесарь-ремонтник»
9 обучающихся по профессии «Столяр строительный, плотник»
8 обучающихся по профессии «Рабочий зеленого хозяйства, цветовод».
Мы столкнулись с рядом проблем. Как обеспечить их востребованной в регионе, помочь адаптироваться в новых для них условиях обучения, сформировать социально-нравственное поведение?
При создании оптимальной педагогической системы для формирования успешной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оказалось недостаточно научно-методического обеспечения этого процесса, отсутствовала система знаний работников начального и среднего профессионального образования о специфике работы с такими детьми.
По мере накопления педагогического опыта работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, повышения психолого-педагогической культуры отношений педагогов с обучающимися, создания банка научно-методической литературы, проведения курсов повышения квалификации и организации мониторинга обучения выстраивалась система работы.
Педагогический коллектив филиала разработал учебно-программную документацию для обучения данной категории обучающихся, учитывающую специальные условия и своеобразие их социальной адаптации к учебному процессу. Обучающиеся наряду с профессиональной подготовкой имеют возможность изучать историю родного края, право, эстетику, ОБЖ, физическую культуру. В адаптированный учебный план введен спецкурс «Социальная адаптация», где подростки учатся социально-бытовой и социально-средовой адаптации. Календарный график образовательного процесса построен на последовательном и гибком чередовании теоретического и производственного обучения, что позволяет эффективно закрепить полученные знания практическими умениями и навыками. При разработке рабочих учебных программ по спецдисциплинам преимущество отдается лабораторным и практическим занятиям. Усвоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение - производственной практикой и квалификационным экзаменом. Воспитанникам, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по профессии.
Работа с обучающимися – выпускниками коррекционных образовательных учреждений с первого дня пребывания в нашем профессиональном образовательном учреждении ведется по следующим направлениям:
- обеспечение здоровьесберегающих условий в учебно-практической деятельности;
- социальная защита обучающихся, охрана их прав;
- организация жизнедеятельности коллектива обучающихся.
Учебно-практическая деятельность обучающихся со сниженным интеллектом возможна и эффективна при использовании специальных образовательных технологий, методов и приемов обучения и воспитания. Необходимо учитывать их психофизические возможности, индивидуально-психологические особенности и интересы.
Здоровьесберегающие условия в учебно-практической деятельности, в теоретическом и производственном обучении, на производственной практике обеспечиваются предупреждением психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, созданием благоприятной образовательной среды. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в адаптационный период, ведется в несколько замедленном темпе, широко применяется наглядность, используется большое количество упражнений с показом приемов их выполнения, с программированными заданиями. Кабинеты спецдисциплин оснащены мультимедийными проекторами и персональными компьютерами. Мастер или преподаватель не пассивно приспосабливается к слабым сторонам психики обучающегося, а активно воздействует на его умственное развитие, стараясь максимально использовать его потенциальные возможности.
Социальная поддержка и защита обучающихся заключается в материальном обеспечении сирот, создании жилищно-бытовых условий (обеспечение бесплатным общежитием, пятиразовым питанием, письменными принадлежностями, одеждой и обувью, социальной стипендией), оформлении пенсий, организация летнего отдыха, работе с родителями, родственниками, защите интересов обучающихся в правоохранительных органах.
Период адаптации сложен для обучающихся: в это время происходит приспособление к условиям учебного заведения и труда, осмысление влияния профессионального выбора на всю дальнейшую жизнь, вхождение обучающегося в новый коллектив, в совместную продуктивную деятельность. Что предпринимается педагогами филиала для облегчения обучающемуся этого сложного периода?
Для организации жизнедеятельности коллектива обучающихся организовано
оформление документации, социального паспорта группы, портфолио обучающихся;
изучение и усвоение обучающимися правил поведения;
включение обучающихся в коллективную творческую деятельность;
мониторинг успеваемости и социально-профессиональной адаптации обучающихся;
проведение педконсилиума педагогов, работающих с обучающимися 1 курсов.
В течение месяца ведется исследование успеваемости и уровня удовлетворенности обстановкой и деятельностью учебного заведения. Анализируем и сформированность жизненных ценностей обучающихся. Результаты исследования предоставляем педагогам. Изучение личности ребенка, диагностика его реальных учебных возможностей, состояния здоровья, уровня воспитанности лежит в основе деятельности и администрации, и классного руководителя, и преподавателей, и мастеров производственного обучения, и других служб образовательного учреждения. Все данные анализируются, обобщаются и обсуждаются на педагогическом консилиуме.
Педагогический консилиум определяет пути и средства коррекционно-развивающей работы для педагогов.
На педконсилиум выносим обычно такие вопросы:
Социально-педагогическая характеристика обучающихся 1 курса;
Выявление характера и причин отклонения в поведении и обучении подростков 1 курса
Разработка программы воспитательных, компенсаторных и коррекционных мер для обучающихся
Успешность в работе с проблемными детьми предполагает участие в ней, помимо педагогов, специалистов (медработник, психолог, психотерапевт), представителей комиссии по делам несовершеннолетних, РОВД
Изучение личности ребенка, диагностика его реальных учебных возможностей, состояния здоровья, уровня воспитанности лежит в основе деятельности и администрации, и классного руководителя, и преподавателей, и других служб образовательного учреждения.
А нализ социально-профессиональной адаптации в этом учебном году показывает, что ожидания от учебы в колледже подтвердились у 57% обучающихся:
На вопрос: «Где интереснее учиться?» получены следующие ответы:
50% обучающихся не испытывает трудностей в обучении в колледже, половине обучающихся необходимо оказывать помощь:
Ответы на вопрос: «Какие именно трудности Вы испытываете?» дал такие результаты:
Обращает на себя внимание тот факт, что 25% опрошенных испытывают трудности во взаимоотношениях с педагогами, что объясняется новыми для обучающихся требованиями, изменением статуса, привычного уклада жизни, отсутствием видимой мотивации к труду и несформированностью деловых отношений.
Организация комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволила повысить качество обучения данной категории обучающихся:
Реализуемые в филиале направления работы по созданию социально-психологических условий для успешной учебы и личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствуют положительной динамике их развития и содействуют развитию умений и навыков, необходимых для социальной и профессиональной адаптации.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования