Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
Дианова Ю.Б.
КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Красноярск
Решение проблемы оказания помощи детям раннего возраста в Красноярском крае началось с создания отдела ранней диагностики на базе Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в 2004 году.
Деятельность отдела направлялась на реализацию следующих целей:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка,
социализацию детей раннего возраста, имеющих особые потребности,
содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.
На первом этапе формирования системы ранней помощи была разработана поэтапная пролонгированная краевая программа «Создание системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи». В ее разработке непосредственное участие приняли сотрудники ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Федерального агентства по образованию. Система программных мероприятий включала несколько направлений.
Проектирование служб ранней помощи в регионе.
Нормативо-правовое обеспечение создаваемой региональной системы раннего выявления и специальной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
Материально-техническое обеспечение условий для осуществления реализации создаваемой региональной системы ранней помощи в образовании.
Методическое обеспечение условий реализации создаваемой региональной системы ранней помощи.
Реализация системы повышения профессиональной подготовки и профессиональной поддержки специалистов служб ранней помощи.
В рамках проектирования служб ранней помощи осуществлен анализ ресурсов муниципальных образований Красноярского края, который показал возможность использования в качестве опорных элементов, создаваемой в крае системы, районных и городских психолого-медико-педагогических комиссий, а также групп кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях. Эти учреждения максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Сегодня в них работают квалифицированные специалисты, что позволяет, не создавая новых образовательных структур, достроить имеющиеся системой ранней комплексной помощи. В качестве учреждений, подходящих для развития служб ранней помощи, выбраны филиалы Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в городах Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск.
В ходе проведения подготовительных мероприятий осуществлялся анализ и систематизация информационных данных по учреждениям (предполагаемым партнерам служб ранней помощи) системы здравоохранения, социальной защиты и образования. Проводился социологический опрос, направленный на выявление основных потребностей семей, имеющих детей раннего возраста в городах Красноярске, Ачинске, Лесосибирске, Минусинске, Канске и других территориях. Тщательно производился подбор кадров. В 2005-2006 годах в вышеперечисленных городах были открыты службы ранней помощи.
Для нормативно-правового обеспечения, создаваемой региональной системы ранней помощи, нами разработано положение о службе ранней помощи, штатное расписание с квалификационными характеристиками специалистов, пакет документов с типовыми договорами
Решая задачи материально-технического методического обеспечения условий реализации системы ранней помощи, проведена комплектация служб, расположенных в филиалах Центра необходимой мебелью, оборудованием и инвентарем, компьютерной, множительной техникой, видеотехникой и телевизорами. Для работы с детьми раннего возраста и их родителями пополнен диагностический инструментарий по ранней диагностике, созданы специальные комнаты, приобретены игры и оборудование, сформированы наборы специальной литературы, составлены рекомендации для детей раннего возраста (психолого-педагогические, медицинские),
В плане кадрового обеспечения служб проведены информационные и проектировочные семинары со специалистами Ачинска, Канска, Минусинского района, Минусинска, Лесосибирска, Норильска, в которых приняло участие 180 специалистов. По итогам проектировочных и обучающих семинаров сформированы команды специалистов. Через проведение семинаров, организованных на базе Центра, началась подготовка кадров для комплексной реабилитации детей в условиях стационара, детской поликлиники, групп кратковременного пребывания.
При тиражировании служб ранней помощи основной формой обеспечения организационно-методических и кадровых условий создаваемой системы стали обучающие семинары. Совместно со специалистами Краевого центра и на его базе было проведено 27 семинаров, в которых участвовало более 800 человек. На данных семинарах обучались как специалисты образования, так и специалисты здравоохранения, социальной защиты. В подготовке кадров приняли участие ученые ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» и ФНУ «Центр ранней диагностики и коррекционной помощи детям» Москвы.
С целью создания информационной среды, поддерживающей деятельность служб ранней помощи, проводилась информационная работа отдела ранней диагностики и специальной помощи среди населения через поликлиники, женские консультации, детские сады.
Особое внимание мы уделяли расширению деятельности отдела и организации межведомственной системы профилактики детской инвалидности. С целью содействия развитию межведомственного взаимодействия и профессионального сотрудничества в максимально ранней коррекционной и реабилитационной работе с ребенком раннего возраста и его родителями был разработан совместный проект с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.
Система помощи детям раннего возраста в учреждениях образования, особенно технология «раннее вмешательство», предполагает как можно более раннее начало оказания помощи ребенку и семье, для чего необходимо расширять систему раннего выявления детей целевой группы. Выстраивание системы выявления детей, нуждающихся в помощи, осуществлялось в сотрудничестве с врачами детских больниц и поликлиник. Просветительская работа направлялась на специалистов органов управления образованием, здравоохранением, медиков. Важно было расширить их представление о возможностях развития таких детей, показать, что есть прекрасное средство помощи семье и ребенку - программы раннего вмешательства. С этой целью нами проведено 2 семинара с участием представителей образования и здравоохранения.
В настоящее время система раннего выявления отклонений в развитии детей осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями дошкольного образования, здравоохранения, социальной защиты и другими организациями.
Основной формой взаимодействия служб ранней помощи с дошкольными образовательными учреждениями является диагностико-консультативная работа с воспитателями и детьми, которая ведется специалистами служб ранней помощи в городе Ачинске, а также в Ачинском, Б. Улуйском, Бирилюсском, Боготольском районах. В дошкольных учреждениях Лесосибирска выявляются дети группы риска, требующие помощи специалистов.
Сотрудничество с медицинскими учреждениями повлекло создание
«Школы матерей», на базе женской консультации и МУЗ «Родильный дом» Ачинска. В Школе еженедельно проводятся беседы с будущими мамами, осуществляется психологическое семейное консультирование. При методической поддержке Службы создан «Кабинет здорового ребенка» в городской детской больнице Ачинска.
Специалисты Служб работают в домах ребенка Ачинска, Минусинска. На базе Краевого центра развертывается краевая программа скрининг-мониторинга трудностей развития у детей-сирот.
Результативное сотрудничество сложилось с руководителями управлений образования Ермаковского, Балахтинского и Курагинского районов края. Участвуют в совместной деятельности председатели ПМПК Кежемского, Новоселовского, Назаровского районов. Во взаимодействии с Отделом работают детско-родительские клубы (например клуб «Карапуз» в Канске)
В настоящее время основными направлениями деятельности учреждений ранней помощи в Красноярском крае являются:
диагностика развития и консультации родителей по развитию ребенка;
коррекционно-развивающие занятия;
семейное консультирование;
медицинская диагностика, медицинская помощь;
содействие во взаимодействии с другими учреждениями образования;
предоставление информации о других службах и услугах.
Кроме того, отдел ранней диагностики и специальной помощи Краевого центра, развивает дополнительные направления деятельности;
содействие в повышении квалификации специалистов, работающих с детьми раннего возраста, через организацию и проведение обучающих и проектировочных семинаров;
составление индивидуальных программ развития с использованием компьютерной программы «Лонгитюд».
Количество и возрастной состав детей, обращающихся в центры ранней помощи Красноярского края
| Всего (чел.) | до 6 мес. (%) | 6мес.-1год (%) | 1- 3 года (%) | 3-5 лет (%) | 5- 7 лет (%) |
Отдел ранней диагностики Краевого центра | 312 | 4, 81 | 8,01 | 5,45 | 41, 67 | 40, 06 |
CРП Ачинск | 101 | 6,93 | 13,86 | 18,81 | 28,71 | 31,68 |
СРП Лесосибирск | 440 | - | - | 31,59 | 21,59 | 46,82 |
СРП Минусинск | 71 | 2,82 | 7,04 | 15,49 | 22,54
| 52,11 |
СРП Канск | 142 | 0, 00 | 2,11 | 26,76 | 30,99 | 40,14 |
Комплекс мер, осуществляемых в рамках деятельности системы ранней помощи, позволил оказать помощь более тысяче детей (их семьям) Красноярского края, из которых 30% составляют дети раннего возраста.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования