logo
Сборник_1

Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»

Видяпина Л. В.

МДОУ – детский сад комбинированного вида № 163 «Непоседа» г.о. Тольятти Самарская область

Взаимодействие с семьями воспитанников является стратегическим направлением деятельности детского сада. Такое взаимодействие мы рассматриваем как взаимную деятельность взрослых, направленную на решение проблем воспитания и обучения детей. Партнерство позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье детей. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада и семьи, зависит продвижение ребенка: успешное – с приобретением нового качества жизни или неуспешное – с последствиями для здоровья.

Переходить к новому качеству взаимодействия непросто, поскольку требуется готовность коллектива к этому виду деятельности. Построение диалогической системы управления невозможно без решения проблемы подготовки педагогического коллектива. Следовательно, залогом успешной реализации поставленной задачи для руководителя становится эффективное управление развитием педколлектива. Реализация инновационных процессов ведет к изменению структуры управления. В режиме инновационной деятельности эффективным органом управления стал Проектный совет. Приоритетные направления детского сада реализуются теперь в деятельности проектных и творческих групп. Привлечение к управлению как можно большего числа педагогов и делегирование им полномочий становится главной целью управления. Основная задача, которую решают руководитель и его заместители – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять поставленные цели.

Еще одной особенностью управления является пересмотр задач и функций родительского комитета. Его деятельность теперь направлена не только на совершенствование материально-технической базы. В первую очередь, это формирование заказа и участие в разработке программы развития ДОУ, участие в организации и совершенствовании образовательного процесса. Родительский комитет заинтересован в том, чтобы видеть конечный результат, который определен в программе развития.

Управляя развитием педколлектива, руководитель решает главную задачу – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели, стоящие перед учреждением. Ведущее место в этой деятельности занимает стимулирующая мотивационная деятельность. Руководитель должен постоянно обдумывать возможные способы мотивации людей, учитывая особенности своего коллектива. В этом ему помогает психолог учреждения, который проводит соответствующую психодиагностическую работу. На основе диагностики и наблюдений разрабатывается система улучшения параметров работы.

Стимулирование – важный мотивационный фактор. По мнению педагогов, инновационная деятельность требует больших сил, чем традиционная, и поэтому нуждается в значимом поощрении. Бюджетное финансирование ограничивает возможности материального поощрения, поэтому используются важные для педагогов разнообразные формы морального стимулирования. При этом работники должны знать критерии, по которым оцениваются результаты их работы, знать, какое вознаграждение (материальное или моральное) они получат за результаты своей деятельности, и в какой мере вознаграждение соответствует их усилиям.

В ходе инновационной управленческой деятельности удалось получить следующие результаты: за период с 2006 года значительно увеличилось число педагогов, использующих в своей работе инновационные технологии, а также число педагогов, участвующих в презентации собственного опыта и опыта ДОУ на разных уровнях. Нами была разработана система самопредъявления личностных достижений педагогов на разных уровнях, в том числе уровне ДОУ, которая включает:

Рефлексия собственного опыта позволяет педагогам по-новому выстраивать взаимодействие с родителями. К настоящему времени в результате инновационной деятельности коллектива по вовлечению родителей в деятельность учреждения сложилась определенная система.

Эта работа проводится в три этапа. На первом этапе большую роль играет выявление потребностей семей воспитанников, что позволяет варьировать спектр воспитательно-образовательных и оздоровительных услуг. На втором этапе вырабатывается стратегия сотрудничества с семьями; проводится выбор образовательных программ и технологий, принимается решение о разработке авторских технологий обучения и воспитания детей в соответствии с выявленными запросами родителей. Третий этап предполагает выбор технологий взаимодействия с родителями на основе диагностических данных, активное взаимодействие педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности.

Основываясь на утверждении, что родители – основные социальные заказчики, образовательная программа учреждения включает такие программы и технологии, которые не только обеспечивают выполнение стандарта, но и удовлетворяют потребности родителей в образовании и воспитании детей.

Удовлетворяя потребности родителей, ДОУ способствует переводу родителей из категории пассивных в категорию активных участников образовательного процесса. Это проявляется в различных формах сотрудничества:

Опираясь на потребность родителей в сохранении и укреплении здоровья детей, была разработана авторская программа «Наша привычка – быть здоровыми!». Ее цель - воспитание здорового дошкольника в условиях детского сада и семьи, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Родители являются активными участниками реализации в разных формах взаимодействия: практические занятия по оздоровлению детей, психологические тренинги по нормализации эмоционального состояния детей и родителей, спортивно-развлекательные мероприятия, совместные мероприятия с детьми (утренний сбор, экскурсии, мини-походы и пр.) Родители участвуют и в изготовлении костюмов, атрибутов, в подготовке детей к выступлениям и в закреплении специфических навыков в условиях семьи.

Число совместных взросло-детских проектов возросло в этом учебном году до 10. Всего приняло участие в разработке проектов 38% родителей воспитанников старших и подготовительных групп.

МДОУ № 163 является открытой системой. Удовлетворяя еще одну из потребностей родительского сообщества, учреждение оказывает коррекционную помощь детям с нарушениями речи в условиях коррекционного центра. Проект «Коррекционный речевой центр» обеспечивает доступность услуг по выявлению и коррекции отклоняющегося развития «неорганизованных» детей и детей, обучающихся в условиях «вынужденной» интеграции.

С целью удовлетворения запросов родителей в посещении детского сада в ДОУ организована группа кратковременного пребывания «Малыш». В эту группу приглашаются дети с 1,5 лет, где дети и их родители имеют возможность получить квалифицированные услуги разных специалистов. Результатом пребывания в такой группе является быстрая адаптация к детскому саду, снижение заболеваемости в период постоянного посещения, раннее выявление риска задержек развития.

Как было уже отмечено выше, основная цель установления партнерских отношений с родителями - повышение качества образовательного результата. К таким результатам мы относим, в первую очередь, состояние здоровья детей. Одним из основных результатов является показатель эффективности коррекционной работы. В динамике видна тенденция к полной коррекции тяжелых речевых нарушений у 90% выпускников детского сада, что позволяет им успешно обучаться в общеобразовательных школах.

Достаточно высокие показатели сформированности ключевых компетентностей воспитанников помогают осуществить преемственность в деятельности ДОУ и школы. Сравнительный анализ результатов мониторинга готовности к школе за три года показал, что в среднем 90-95% обследованных выпускников ДОУ демонстрируют адекватный возрастным нормативам уровень развития параметров школьной готовности.

Для оценки взаимодействия детского сада с семьей используется система мониторинга, позволяющего оценить степень включенности родителей в деятельность ДОУ. Для проведения такой оценки мы используем одну из технологий расчета эффективности сотрудничества детского сада и родителей.

Показателями степени включения родителей в деятель­ность дошкольного учреждения являются:

  1. Сформированное представление родителей о сфере деятельности детского сада

  2. Владение необходимыми практическими умениями и на­выками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

  3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Высший уровень проявления этих показателей является кри­терием включенности родителей в планирование образователь­ного процесса в дошкольном учреждении.