Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
Видяпина Л. В.
МДОУ – детский сад комбинированного вида № 163 «Непоседа» г.о. Тольятти Самарская область
Взаимодействие с семьями воспитанников является стратегическим направлением деятельности детского сада. Такое взаимодействие мы рассматриваем как взаимную деятельность взрослых, направленную на решение проблем воспитания и обучения детей. Партнерство позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье детей. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада и семьи, зависит продвижение ребенка: успешное – с приобретением нового качества жизни или неуспешное – с последствиями для здоровья.
Переходить к новому качеству взаимодействия непросто, поскольку требуется готовность коллектива к этому виду деятельности. Построение диалогической системы управления невозможно без решения проблемы подготовки педагогического коллектива. Следовательно, залогом успешной реализации поставленной задачи для руководителя становится эффективное управление развитием педколлектива. Реализация инновационных процессов ведет к изменению структуры управления. В режиме инновационной деятельности эффективным органом управления стал Проектный совет. Приоритетные направления детского сада реализуются теперь в деятельности проектных и творческих групп. Привлечение к управлению как можно большего числа педагогов и делегирование им полномочий становится главной целью управления. Основная задача, которую решают руководитель и его заместители – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять поставленные цели.
Еще одной особенностью управления является пересмотр задач и функций родительского комитета. Его деятельность теперь направлена не только на совершенствование материально-технической базы. В первую очередь, это формирование заказа и участие в разработке программы развития ДОУ, участие в организации и совершенствовании образовательного процесса. Родительский комитет заинтересован в том, чтобы видеть конечный результат, который определен в программе развития.
Управляя развитием педколлектива, руководитель решает главную задачу – формирование коллектива, способного эффективно осуществлять цели, стоящие перед учреждением. Ведущее место в этой деятельности занимает стимулирующая мотивационная деятельность. Руководитель должен постоянно обдумывать возможные способы мотивации людей, учитывая особенности своего коллектива. В этом ему помогает психолог учреждения, который проводит соответствующую психодиагностическую работу. На основе диагностики и наблюдений разрабатывается система улучшения параметров работы.
Стимулирование – важный мотивационный фактор. По мнению педагогов, инновационная деятельность требует больших сил, чем традиционная, и поэтому нуждается в значимом поощрении. Бюджетное финансирование ограничивает возможности материального поощрения, поэтому используются важные для педагогов разнообразные формы морального стимулирования. При этом работники должны знать критерии, по которым оцениваются результаты их работы, знать, какое вознаграждение (материальное или моральное) они получат за результаты своей деятельности, и в какой мере вознаграждение соответствует их усилиям.
В ходе инновационной управленческой деятельности удалось получить следующие результаты: за период с 2006 года значительно увеличилось число педагогов, использующих в своей работе инновационные технологии, а также число педагогов, участвующих в презентации собственного опыта и опыта ДОУ на разных уровнях. Нами была разработана система самопредъявления личностных достижений педагогов на разных уровнях, в том числе уровне ДОУ, которая включает:
предъявление обобщенного инновационного опыта на педсоветах, семинарах;
проведение консультативной работы, открытых мероприятий для педагогов в рамках недель педагогического мастерства;
организация системы наставничества;
участие в конкурсах ДОУ.
Рефлексия собственного опыта позволяет педагогам по-новому выстраивать взаимодействие с родителями. К настоящему времени в результате инновационной деятельности коллектива по вовлечению родителей в деятельность учреждения сложилась определенная система.
Эта работа проводится в три этапа. На первом этапе большую роль играет выявление потребностей семей воспитанников, что позволяет варьировать спектр воспитательно-образовательных и оздоровительных услуг. На втором этапе вырабатывается стратегия сотрудничества с семьями; проводится выбор образовательных программ и технологий, принимается решение о разработке авторских технологий обучения и воспитания детей в соответствии с выявленными запросами родителей. Третий этап предполагает выбор технологий взаимодействия с родителями на основе диагностических данных, активное взаимодействие педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности.
Основываясь на утверждении, что родители – основные социальные заказчики, образовательная программа учреждения включает такие программы и технологии, которые не только обеспечивают выполнение стандарта, но и удовлетворяют потребности родителей в образовании и воспитании детей.
Удовлетворяя потребности родителей, ДОУ способствует переводу родителей из категории пассивных в категорию активных участников образовательного процесса. Это проявляется в различных формах сотрудничества:
ребенка родителям предоставляется информация о развитии детей, создается сайт детского сада, в рамках которого осуществляется сотрудничество;
родители привлекаются к работе образовательного учреждения, например, к совместным мероприятиям спортивного, оздоровительного, развлекательного, образовательного направлений;
родители привлекаются к принятию решений в детском саду; возможна организация родительских комитетов в каждой группе и в учреждении в целом.
Опираясь на потребность родителей в сохранении и укреплении здоровья детей, была разработана авторская программа «Наша привычка – быть здоровыми!». Ее цель - воспитание здорового дошкольника в условиях детского сада и семьи, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни. Родители являются активными участниками реализации в разных формах взаимодействия: практические занятия по оздоровлению детей, психологические тренинги по нормализации эмоционального состояния детей и родителей, спортивно-развлекательные мероприятия, совместные мероприятия с детьми (утренний сбор, экскурсии, мини-походы и пр.) Родители участвуют и в изготовлении костюмов, атрибутов, в подготовке детей к выступлениям и в закреплении специфических навыков в условиях семьи.
Число совместных взросло-детских проектов возросло в этом учебном году до 10. Всего приняло участие в разработке проектов 38% родителей воспитанников старших и подготовительных групп.
МДОУ № 163 является открытой системой. Удовлетворяя еще одну из потребностей родительского сообщества, учреждение оказывает коррекционную помощь детям с нарушениями речи в условиях коррекционного центра. Проект «Коррекционный речевой центр» обеспечивает доступность услуг по выявлению и коррекции отклоняющегося развития «неорганизованных» детей и детей, обучающихся в условиях «вынужденной» интеграции.
С целью удовлетворения запросов родителей в посещении детского сада в ДОУ организована группа кратковременного пребывания «Малыш». В эту группу приглашаются дети с 1,5 лет, где дети и их родители имеют возможность получить квалифицированные услуги разных специалистов. Результатом пребывания в такой группе является быстрая адаптация к детскому саду, снижение заболеваемости в период постоянного посещения, раннее выявление риска задержек развития.
Как было уже отмечено выше, основная цель установления партнерских отношений с родителями - повышение качества образовательного результата. К таким результатам мы относим, в первую очередь, состояние здоровья детей. Одним из основных результатов является показатель эффективности коррекционной работы. В динамике видна тенденция к полной коррекции тяжелых речевых нарушений у 90% выпускников детского сада, что позволяет им успешно обучаться в общеобразовательных школах.
Достаточно высокие показатели сформированности ключевых компетентностей воспитанников помогают осуществить преемственность в деятельности ДОУ и школы. Сравнительный анализ результатов мониторинга готовности к школе за три года показал, что в среднем 90-95% обследованных выпускников ДОУ демонстрируют адекватный возрастным нормативам уровень развития параметров школьной готовности.
Для оценки взаимодействия детского сада с семьей используется система мониторинга, позволяющего оценить степень включенности родителей в деятельность ДОУ. Для проведения такой оценки мы используем одну из технологий расчета эффективности сотрудничества детского сада и родителей.
Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:
Сформированное представление родителей о сфере деятельности детского сада
Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Высший уровень проявления этих показателей является критерием включенности родителей в планирование образовательного процесса в дошкольном учреждении.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования