Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
Кривчикова Р. А.
МОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1», г.Заводоуковск, Тюменская область
В МОУ «Заводоуковская СОШ №1» обучается 12 детей по специальной (коррекционной) программе VIII вида, 14 детей по специальной (коррекционной) программе VII вида. Из них в общеобразовательных классах интегрировано обучаются 20 детей (12 по программе VII вида, 8 – по программе VIII вида), 6 детей по медицинским показателям обучаются на дому (2 по – программе VII вида, 4 – по программе VIII вида). Система образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1» обеспечена наличием лицензии, дающей право обучать детей по специальным (коррекционным) программам VII и VIII вида, а также материально-техническими и кадровыми ресурсами.
Нормативным документом для конструирования учебных программ является базисный учебный план. В школе имеются организационно-распорядительные документы: приказ об организации обучения детей данной категории, положение о порядке обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида в условиях общеобразовательных классов, положение о порядке обучения по специальной (коррекционной) программе VII вида в условиях общеобразовательных классов, положение об итоговой аттестации обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Спланирован внутришкольный контроль по данному направлению, учебные программы по предметам имеют пояснительные записки. В календарно-тематических планах по всем предметам отдельно выделен коррекционный блок. Заведены отдельные журналы на каждого обучающегося по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Дети, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, бесплатно получают учебники в школьной библиотеке, бесплатно питаются в школьной столовой.
Дети с задержкой психического развития обучаются в обычных начальных классах школы по общеобразовательной программе. При этом такие ученики получают необходимую квалифицированную помощь, к ним предъявляются требования общие для всех обучающихся класса.
Обучающиеся с задержкой психического развития в целом имеют недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное чаще всего слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Недоразвитие высших психических функций памяти, внимания, сложных видов восприятия, мышления приводят к тому, что эти дети испытывают серьёзные трудности при адаптации к школе и в процессе обучения. Обязательным условием полноценного развития личности ребенка с задержкой психического развития является создание коррекционной среды, сопровождение специалистов разного профиля (учителя, педагога-психолога, логопеда, психоневролога) в построении образовательного маршрута для таких детей.
Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в школе включает в себя три взаимосвязанных основных компонента:
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).
Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание в процессе обучения детей по специальной (коррекционной) программе VIII вида уделяется трудовому обучению. Трудовое обучение подразделяется на самообслуживание, ручной труд, творческий ручной труд, домашний труд.
Все необходимые и доступные знания, умения и навыки, которые предусматриваются содержанием трудового обучения, носят практический, жизненно необходимый характер: обучение только тому, что дети могут использовать в настоящей и дальнейшей жизни.
Программа по занимательному ручному труду в начальных классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. На трудовое обучение в начальных классах отводится 2 часа в неделю. Отдельные разделы программы закрепляются на уроках рисования, т.к. некоторые темы программ сходны между собой. Программа по столярному делу для мальчиков 6 и 7 классов и программа для девочек «Домоводство» (6 класс) обеспечивает начальную профориентацию обучающихся. Эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения. Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формируются такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Разработанные учителем алгоритмы трудового обучения способствуют упрочению знаний и навыков. Алгоритмы являются универсальными и могут применяться по любому виду труда: алгоритм организации работы в учебных мастерских, алгоритм работы с измерительной линейкой, алгоритм формирования знаний обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, алгоритм формирования трудовых навыков, алгоритм изготовления объектов труда в учебных мастерских, алгоритм повторения учебного материала.
Таким образом, в школе создаются благоприятные условия для того, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья хорошо адаптировались в школьной среде и по окончании школы успешнее проходили социализацию в обществе.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования