logo
Сборник_1

Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе

Кривчикова Р. А.

МОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1», г.Заводоуковск, Тюменская область

В МОУ «Заводоуковская СОШ №1» обучается 12 детей по специальной (коррекционной) программе VIII вида, 14 детей по специальной (коррекционной) программе VII вида. Из них в общеобразовательных классах интегрировано обучаются 20 детей (12 по программе VII вида, 8 – по программе VIII вида), 6 детей по медицинским показателям обучаются на дому (2 по – программе VII вида, 4 – по программе VIII вида). Система образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1» обеспечена наличием лицензии, дающей право обучать детей по специальным (коррекционным) программам VII и VIII вида, а также материально-техническими и кадровыми ресурсами.

Нормативным документом для конструирования учебных программ является базисный учебный план. В школе имеются организационно-распорядительные документы: приказ об организации обучения детей данной категории, положение о порядке обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида в условиях общеобразовательных классов, положение о порядке обучения по специальной (коррекционной) программе VII вида в условиях общеобразовательных классов, положение об итоговой аттестации обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Спланирован внутришкольный контроль по данному направлению, учебные программы по предметам имеют пояснительные записки. В календарно-тематических планах по всем предметам отдельно выделен коррекционный блок. Заведены отдельные журналы на каждого обучающегося по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Дети, обучающиеся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, бесплатно получают учебники в школьной библиотеке, бесплатно питаются в школьной столовой.

Дети с задержкой психического развития обучаются в обычных начальных классах школы по общеобразовательной программе. При этом такие ученики получают необходимую квалифицированную помощь, к ним предъявляются требования общие для всех обучающихся класса.

Обучающиеся с задержкой психического развития в целом имеют недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное чаще всего слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Недоразвитие высших психических функций памяти, внимания, сложных видов восприятия, мышления приводят к тому, что эти дети испытывают серьёзные трудности при адаптации к школе и в процессе обучения. Обязательным условием полноценного развития личности ребенка с задержкой психического развития является создание коррекционной среды, сопровождение специалистов разного профиля (учителя, педагога-психолога, логопеда, психоневролога) в построении образовательного маршрута для таких детей.

Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в школе включает в себя три взаимосвязанных основных компонента:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.

  2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).

  3. Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое внимание в процессе обучения детей по специальной (коррекционной) программе VIII вида уделяется трудовому обучению. Трудовое обучение подразделяется на самообслуживание, ручной труд, творческий ручной труд, домашний труд.

Все необходимые и доступные знания, умения и навыки, которые предусматриваются содержанием трудового обучения, носят практический, жизненно необходимый характер: обучение только тому, что дети могут использовать в настоящей и дальнейшей жизни.

Программа по занимательному ручному труду в начальных классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. На трудовое обучение в начальных классах отводится 2 часа в неделю. Отдельные разделы программы закрепляются на уроках рисования, т.к. некоторые темы программ сходны между собой. Программа по столярному делу для мальчиков 6 и 7 классов и программа для девочек «Домоводство» (6 класс) обеспечивает начальную профориентацию обучающихся. Эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при ре­шении учителем специфических задач, вытекающих из особен­ностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения. Специфические задачи обучения труду направлены на кор­рекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формируются такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Разработанные учителем алгоритмы трудового обучения способствуют упрочению знаний и навыков. Алгоритмы являются универсальными и могут применяться по любому виду труда: алгоритм организации работы в учебных мастерских, алгоритм работы с измерительной линейкой, алгоритм формирования знаний обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида, алгоритм формирования трудовых навыков, алгоритм изготовления объектов труда в учебных мастерских, алгоритм повторения учебного материала.

Таким образом, в школе создаются благоприятные условия для того, чтобы обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья хорошо адаптировались в школьной среде и по окончании школы успешнее проходили социализацию в обществе.