Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
Васильева В. С.
ГОУ ВПО Челябинский государственный университет, г. Челябинск
Сведения, приведенные в методическом письме Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17.02.2004 г. №14-51-36 определяют новые потребности научных и практических работников образовательных учреждений.
80 – 90% детей 6-7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья;
8-20% детей 6 – 7 лет имеют разнообразные по структуре и степени выраженности нарушения психофизического развития;
около 60% детей 6 – 7 лет имеют нарушения речевого развития;
около 35% детей 6-7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;
около 20% детей имеют нарушения опорно – двигательного аппарата;
более 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;
более 70% детей 6-7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций).
Все это подчеркивает актуальность включения дошкольных образовательных учреждений общего типа в систему инклюзивного воспитания и обучения детей с ОВЗ. Одним из требований к созданию условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа является наличие квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми умениями и навыками работы с данной категорией детей. В исследованиях Н. М. Назаровой отмечается, что для педагогов-дефектологов непреложна профессиональная истина: чем ниже уровень интеллектуального или физического развития у обучающегося, тем выше уровень образования должен быть у специалиста (педагога или психолога), работающего с ним. Современная специальная педагогика утверждает: необучаемых детей нет. Есть неподготовленные к этой работе учителя, воспитатели, психологи.
В России в настоящее время в системе специального (коррекционного) образования работает свыше 230 тыс. специалистов. Однако среди них лишь незначительная доля имеет необходимую профессиональную подготовку. Так, по стране в целом половина специальных (коррекционных) учреждений не имеют психологов, только 8% педагогов такого рода учреждений имеют специальное дефектологическое образование. Такое же положение и в Челябинской области, где лишь 36% педагогических работников системы специального образования имеют дефектологическое образование. Это тем более тревожно, что в настоящее время наблюдается явление «псевдоинтеграции», когда большое количество детей, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, в силу тех или иных причин (нежелание родителей отдавать детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отсутствие в данной местности специальных учреждений, и др.) посещают общеобразовательные дошкольные учреждения.
Все это говорит о необходимости разработки и расширения новой системы переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования, с целью формирования у них знаний о закономерностях и особенностях психофизического развития данной категории дошкольников, обучения их навыкам и современным технологиям работы с детьми дошкольного воз раста с ограниченными возможностями здоровья в системе общеобразовательных учреждений.
Челябинский государственный педагогический университет является единственным вузом на Южном Урале и вторым вузом в России, осуществляющим целенаправленную подготовку будущих специалистов по всем 6 дефектологическим специальностям («Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология»). Сотрудники кафедры Специальной педагогики, психологии и предметных методик проводят большую работу по составлению новых программ, для системы повышения квалификации работников образования, которые учитывают потребности специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, и в содержании которых рассматриваются основные вопросы социализации и инклюзивного образования данной категории детей в общество.
За период работы кафедры специальной педагогики психологии и предметных методик налажено тесное сотрудничество не только с ведущими научными центрами Российской федерации, но и с большинством образовательных учреждений Челябинской области оказывающих поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. Заключено более 68 договоров с образовательными учреждениями г. Челябинска и Челябинской области, на базе которых проводятся практические занятия, обучающие семинары. Имеется опыт проведения курсов повышения квалификации на базе образовательных учреждений с учетом запроса сотрудников учреждения и контингента обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Обобщение имеющегося опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья через создание видеотеки и учебно – методических пособий для специалистов, значительно расширяет их компетентность в вопросах психолого - медико –педагогической поддержки данной категории детей.
Специалисты кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик совместного с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования (г. Москва) являются исполнителями Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (Национальный проект «Разработка и внедрение содержания и психолого – педагогических технологий образования детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии»).
Важно отметить, что, каждая программа содержит не только блок, содержание которого позволяет слушателям овладеть необходимыми педагогическими и психокоррекционными технологиями работы с детьми с ОВЗ, большое внимание уделяется рассмотрению профессионально - личностных компетенций педагогов.
При построении программ курсов повышения квалификации мы опираемся на следующие принципы и методы обучения:
принцип моделирования – в процессе проведения практических упражнений моделируются различные ситуации, в которых участники курсов повышения квалификации демонстрируют разнообразные формы поведения;
принцип проблемности – слушатели приобретают знания, умения и навыки, путем преодоления трудностей, эмоционально переживая различных ситуаций, проходя этапы фрустрации, поиска и нахождения верных поведенческих решений;
исследовательский принцип – любая ситуация, моделирующая то или иное межличностное взаимодействие, является предметом исследования для группы.
Подводя итоги можно отметить, что на современном этапе развития образования, потребность в кадрах, обладающих познаниями, умениями и навыками в области специальной (коррекционной) педагогики, порождается не только дефицитом непосредственно в системе специальных образовательных учреждений. Тенденции развития этой системы таковы, что она все более тесно и органично взаимодействует с учреждениями общего типа, что ставит пред специалистами высшей школы задачи расширения системы повышения квалификации и переподготовки специалистов в данной области.
- Опыт, проблемы и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
- Опыт создания служб ранней помощи в красноярском крае
- Формы сопровождения «неорганизованного» проблемного ребёнка раннего возраста в службе ранней помощи
- Тенденции развития службы ранней помощи по сопровождению семей, имеющих детей с особенностями развития
- Организация раннего комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и его семьи
- Опыт и перспективы развития отдела ранней помощи государственного областного образовательного учреждения «центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Мурманск
- Система работы с детьми в группе ранней помощи
- Внедрение новых форм работы с родителями, имеющими детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Счастливая жизнь до рождения и после
- Раздел 4
- Раздел 4 Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Системный подход к формированию готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
- 1.Дифференцированно-когнитивный
- 2.Дифференцированно-деятельностный
- 3.Дифференцированно-результативный
- Управление развитием коллектива в условиях реализации проекта «сопровождение семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи»
- Проект «семейный психолог» в системе комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
- Модель взаимодействия специалистов дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего вида с семьями, имеющими детей с овз
- Новый подход в работе с родителями или семейный клуб «мамина школа»
- Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с овз через организацию работы «школы родителей»
- Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с овз в моу "цпмсс "доверие" г. Касимова, рязанской области
- Работа с родителями детей, страдающих аутистическими расстройствами
- Психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида в рамках комплексного психолого-медико-педагогического подхода
- Раздел 5 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция отклонений в развитии детей дошкольного возраста в учреждениях различного типа
- Развитие музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения у детей с зпр: взаимодействие психолога, педагога, родителей
- Роль психологической службы в системе образования в формировании представлений о психологическом здоровье
- Качественно – количественный подход в диагностике системного недоразвития речи учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
- Раздел 6 Системный подход к разработке индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями
- Раздел 7 Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в социум
- Проблема вербального общения детей с церебральным параличом в условиях интегрированной группы детского сада
- Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с овз в условиях дифференцированного и интегрированного образования
- Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний здоровых подростков и детей с ограниченными возможностями
- Обучение «необычных» детей в обычной школе
- О создании «особого» образовательного пространства в Центре детского творчества «Хибины»
- Особенности периода адаптации выпускников специальной коррекционной школы (VIII вида) в условиях профессионального училища
- Раздел 8 Региональные модели образования детей с овз. Показатели результативности деятельности
- Региональная модель образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Показатели результативности деятельности.
- Интегрированное образование как условие включения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в современное развивающееся общество
- Обеспечение оказания бюджетных услуг детям с овз (из опыта работы управления народного образования администрации Борского района Нижегородской области)
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития
- Региональная модель медико-психологического сопровождения учащихся специализированных (коррекционных) классов VII вида в здравоохранении
- Опыт развития системы обучения и воспитания детей с овз в условиях общеобразовательной школы
- Опыт работы по созданию адаптивной среды для детей-сирот с овз (детская организация соуправления)
- Раздел 9 Создание вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья Пути социализации детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- Опыт организации работы группы кратковременного пребывания для детей со сложным дефектом в условиях мдоу
- Коррекционный речевой центр мдоу как одна из форм оказания специальной помощи детям с овз
- Сопровождение процесса обучения детей по специальной (коррекционной) программе VII и VIII вида в средней общеобразовательной школе
- Организация методического сопровождения коррекционного образовательного процесса в общеобразовательной школе
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ппмс-центра: педагогический проект «Школа надомного обучения»
- Общественно-полезная деятельность как важное условие профилактики школьной дезадаптации у детей-инвалидов
- Развитие эмоций у подростков с нарушением интеллекта посредством музыкальной терапии
- Раздел 10 Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях общего типа
- Особенности диагностики и развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития
- Междисциплинарный консилиум – ресурс формирования профессиональной компетентности специалистов служб сопровождения детей с овз
- Создание адаптивной среды для детей с овз в сельской школе
- Социальная адаптация детей, лишенных опыта семейной жизни
- Программа формирования у подростков с интеллектуальной недостаточностью психологической готовности к самостоятельной жизни
- Программа социально-трудовой адаптации ребенка-сироты с овз
- Структура адаптивной образовательной среды для учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта
- Создание адаптивной среды для детей с овз в общеобразовательной школе
- Комплексная программа «Думая о будущем» - средство подготовки к интеграции в социум воспитанников учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- Оценивание социальной компетентности обучающихся в практике специального (коррекционного) образования
- Организация работы по научно-прикладному проекту «Управление образовательными программами воспитательной работы» в условиях специального коррекционного образовательного учреждения V вида
- Развитие коммуникативной компетентности детей с овз
- Формирование коммуникативной деятельности как фактор успешной социализации личности заикающегося дошкольника
- Жизнь – моя мечта… Размышления о профессиональных компетенциях педагога-психолога, работающего с неизлечимо больными детьми
- Создание благоприятной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в учреждении профессионального образования
- Особенности социально – профессиональной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями развития в профессиональном училище
- Опыт создания условий для адаптации учащихся с овз в учреждении профессионального образования